г. Москва |
|
26 августа 2014 г. |
Дело N А40-169310/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.08.2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 26.08.2014 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В. А.,
судей Борзыкина М. В., Дудкиной О. В.,
при участии в заседании:
от заявителя Правительство Москвы - Яргунова А.И. - дов. от 10.04.2014 г. N 4-47-318/4, Кислов А.И. - дов. от 02.06.2014 г. N 4-47-507/4
от ответчика УФАС России по г.Москве - Кудинкин А.И. - дов. от 18.06.2014 г. N 3-36
рассмотрев 21 августа 2014 г. в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Москвы
на постановление от 09 июня 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Захаровым С.Л., Цымбаренко И.Б., Москвиной Л.А.
по заявлению Правительства Москвы
к Управлению федеральной антимонопольной службы по г. Москве
о признании незаконным и отмене решения и предписания
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.02.2014 г. удовлетворено заявление Правительства Москвы (далее - заявитель) о признании недействительным решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - антимонопольный орган) от 01.10.2013 г. о нарушении антимонопольного законодательства.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2014 г. решение суда отменено, в удовлетворении заявления Правительства - отказано.
Законность и обоснованность постановления апелляционной инстанции проверена судом кассационной инстанции в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Правительства Москвы, в которой указывается на незаконность постановления.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции полагает, что постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда - оставлению в силе.
Как установлено судами, антимонопольным органом 01.10.2013 в отношении Правительства Москвы были вынесены решение и предписание по делу N 1-15-1499/77-13 о нарушении антимонопольного законодательства.
Решением Правительство Москвы признано нарушившим п.5 ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции в части издания акта - постановления Правительства Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП "Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах" (далее -постановления Правительства Москвы от 25.10.2011 N 508-1111), ограничивающего выбор хозяйствующих субъектов в части выдачи заключения о техническом состоянии конструкций зданий и о возможности производства планируемых работ.
На основании указанного решения антимонопольным органом выдано предписание от 01.10.2013, согласно которому Правительству Москвы необходимо привести постановление Правительства Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП в соответствии с действующим законодательством с учетом решения Комиссии Московского УФАС России по делу N 1-15-1499/77-13 о нарушении антимонопольного законодательства, а именно: отменить положения, ограничивающие выбор хозяйствующих субъектов, предоставляющих для потребителей услугу по выдаче заключения о техническом состоянии конструкций зданий и о возможности производства планируемых работ, срок исполнения предписания до 16.12.2013 г.
Признавая незаконными решение и предписание антимонопольного органа, суд первой инстанции исходил из того, что работы переустройству и перепланировке помещения в многоквартирном доме не являются строительством новых объектов, реконструкцией, а представляют собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (переустройство) либо изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (перепланировка).
Переустройство и перепланировка помещений в многоквартирном доме относятся к жилищным отношениям и осуществляются в порядке, установленном главной 4 Жилищного кодекса РФ.
Согласно ч. 1 статьи 26 Жилищного кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Жилищного кодекса РФ в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, если иное не предусмотрено законами данных субъектов Российской Федерации.
В городе Москве функцию по предоставлению государственных услуг по согласованию переустройства и перепланировки помещений в многоквартирных домах и жилых домах осуществляет Государственная жилищная инспекция города Москвы (Мосжилинспекция) в соответствии с частью 1 статьи 15 Закона г. Москвы от 27.01.2010 N 2 "Основы жилищной политики города Москвы" и Положением о Государственной жилищной инспекции города Москвы, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП.
Организация переустройства и перепланировки помещений в многоквартирных домах изложена в постановлении Правительства Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП, которое было принято в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в целях сокращения административных барьеров и упрощения подготовки, оформления и выдачи документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирных домах.
Пунктом 3.7 приложения 3 к постановлению Правительства Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП предусмотрено, что в случае отсутствия сведений об авторе (проектной организации) или отсутствия автора проекта дома, заключение о техническом состоянии конструкций зданий и о возможности производства планируемых работ оформляется проектной организацией, отобранной Правительством Москвы, поскольку отобранная организация должна обладать единой базой, где отображается количество выданных заключений и в каких домах они выданы.
На сегодняшний день круг таких организаций не определен в силу отсутствия технических возможностей.
Таким образом, по мнению суда первой инстанции, установленное постановлением Правительства Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП положение об оформлении заключения о техническом состоянии конструкций зданий и о возможности производства планируемых работ автором проекта дома, а в случае отсутствия автора проекта дома -проектной организацией, отобранной Правительством Москвы, не является нарушением антимонопольного законодательства (части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции") и направлено на обеспечение безопасности жизни и здоровья проживающих в многоквартирных домах граждан, при проведении работ по переустройству или перепланировке помещений.
Отменяя решение суда, суд апелляционной инстанции, соглашаясь с доводами антимонопольного органа, указал на то, что Правительство Москвы, издав акт - постановление Правительства Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП "Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах", необоснованно ограничивает выбор хозяйствующих субъектов в части выдачи заключения о техническом состоянии конструкций зданий и о возможности производства планируемых работ только организациями, отобранными Правительством Москвы.
Часть 4 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ определяет, что работы по подготовке проектной документации (в данном случае заключение о техническом состоянии конструкции зданий и о возможности производства планируемых работ), которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией (СРО) свидетельства о допуске к таким видам работ.
Федеральное законодательство определяет конкретный круг лиц, способных выполнить такое заключение организациями, имеющими свидетельства СРО. Иных ограничений федеральный закон не содержит. Полномочия по определению возможностей той или иной организации выполнить такое заключение относятся к исключительной компетенции Российской Федерации, а не ее субъекта.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции ввиду следующего.
Переустройство и (или) перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах согласно части 1 статьи 4 Градостроительного кодекса РФ не являются строительством новых объектов, реконструкцией, капитальным ремонтом, не связаны с эксплуатацией зданий и сооружений (техническим обслуживанием), а представляют собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (переустройство) либо изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (перепланировка).
Поэтому переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирных домах градостроительным законодательством не регулируются, а относятся к жилищным отношениям и осуществляются в порядке, установленном главой 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, что и установил суд первой инстанции.
Правительством Москвы (Департамент информационных технологий города Москвы) ведется работа по разработке Базы данных о проектных и технических характеристиках многоквартирных домов в городе Москве на основе сведений авторов проектов домов (дата окончания проведения данной работы в постановлении Правительства Москвы от 25.10.11 N 508-ПП не определена).
При определении порядка обеспечения доступа проектных организаций, имеющих соответствующее разрешение, выданное СРО, к базе данных, будет предусмотрено оформление проектными организациями заключения о техническом состоянии конструкций зданий и возможности производства работ по переустройству и (или) перепланировки помещений в многократном доме и механизмы ответственности таких проектных организаций.
На сегодняшний день круг таких организаций не определен в силу отсутствия технических возможностей.
Правительство Москвы обоснованно утверждает, что работы по переустройству и (или) перепланировки жилых помещений в многоквартирных домах, затрагивающие несущие конструкции здания, требуют наличия у проектной организации ?целостной картины? состояния многоквартирного дома во избежание технических ошибок в расчетах по распределению нагрузок на несущие стены.
В виду отсутствия на федеральном уровне порядка предоставления заключения о техническом состоянии конструкций зданий при проведении переустройства или перепланировки помещения в многоквартирном доме, в Москве приняты Требования к составу проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирных домах (приложение 3 к постановлению Правительства Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП).
Таким образом, установленное постановлением Правительства Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП положение об оформлении заключения о техническом состоянии конструкций зданий и о возможности производства планируемых работ автором проекта дома, а в случае отсутствия автора проекта дома - проектной организацией, отобранной Правительством Москвы, не является нарушением антимонопольного законодательства (части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции") и направлено на обеспечение безопасности жизни и здоровья проживающих в многоквартирных домах граждан, при проведении переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирных домах.
На основании изложенного, суд кассационной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, полно и всесторонне исследовал все обстоятельства по делу, поэтому решение законно и обоснованно, а постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, поскольку суд нарушил нормы материального права.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09 июня 2014 года по делу N А40-169310/13 отменить.
Решение Арбитражного суда города Москвы от 10 февраля 2014 года оставить в силе.
Председательствующий судья |
В.А.Долгашева |
Судьи |
М.В.Борзыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.