г. Москва
19 августа 2011 г. |
N КА-А40/9377-11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2011 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Шуршаловой Н.А.,
судей Егоровой Т.А., Летягиной В.А.,
при участии в заседании:
от ответчика ИФНС России N 24 по г. Москве: Брикет О.В. (дов. в деле), Сырица Е.А. (дов. в деле)
рассмотрев 17 августа 2011 г. в судебном заседании кассационную жалобу ИФНС России N 24 по г. Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 14 февраля 2011 г.,
принятое судьей Чебурашкиной Н.П.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 мая 2011 г.,
принятое судьями Румянцевым П.В., Кольцовой Н.Н., Лепихиным Д.Е.,
по делу N А40-120910/10-76-685,
по заявлению ООО "Новый регион" к ИФНС России N 24 по г. Москве об обязании возместить НДС, начислить и уплатить проценты
УСТАНОВИЛ: 19 января 2009 г. обществом с ограниченной ответственностью "Новый регион" (ООО "Новый регион") была представлена в инспекцию Федеральной налоговой службы России N 24 по г. Москве (ИФНС России N 24 по г. Москве) налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за IV квартал 2008 г., согласно которой исчисленный к возмещению из бюджета НДС составил 10 208 000 руб.
04 сентября 2009 г. ООО "Новый регион" обратилось в ИФНС России N 24 по г. Москве с заявлением о возврате НДС в указанном размере.
Решение по представленной налоговой декларации в сроки, предусмотренные ст. 176 НК РФ, вынесено не было.
ООО "Новый регион" обратилось в арбитражный суд с заявлением к ИФНС России N 24 по г. Москве об обязании инспекции возместить путем возврата на расчетный счет заявителя сумму НДС, заявленную в налоговой декларации в размере 10 208 000 руб., с начисленными на неё процентами за несвоевременный возврат налога за период с 16 сентября 2009 г. по 14 декабря 2010 г. по день фактического возврата, исходя из 1/360 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ в сумме 1 084 812 руб. 67 коп.
В обоснование своего требования ссылалось на право на получение налогового вычета в установленный законом срок.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14 февраля 2011 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 мая 2011 г., требования удовлетворены по заявленным основаниям.
В кассационной жалобе ИФНС России N 24 по г. Москве просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что суды неправильно применили нормы материального права, регулирующие порядок возмещения НДС.
Отзыв на кассационную жалобу от ООО "Новый регион" не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ИФНС России N 24 по г. Москве поддержал доводы кассационной жалобы.
ООО "Новый регион", извещённое в порядке ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного заседания, своего представителя в заседание суда кассационной инстанции не направило.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя налоговой инспекции, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно ст. 171 НК РФ, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации; суммы налога, исчисленные налогоплательщиком с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг); суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.
В силу ст. 172 НК РФ, налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав и при наличии соответствующих первичных документов.
В силу п. 2 ст. 176 НК РФ по окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из наличия оснований, предусмотренных ст. 171-172 НК РФ, для предоставления налоговых вычетов. Сам по себе факт непроведения налоговым органом камеральной налоговой проверки налоговой декларации и непринятие решения не может повлечь для налогоплательщика наступления неблагоприятных последствий.
Выводы суда основаны на материалах дела.
Так, факт представления 19 января 2009 г. налогоплательщиком декларации по НДС за IV квартал 2008 г. подтверждается протоколом входного контроля о принятии ее к обработке налоговым органом (т. 1 л.д. 21).
Кроме того, налоговая декларация представлялась заявителем в налоговую инспекцию несколько раз, о чем свидетельствуют материалы дела (т. 3 л.д 115-118).
Таким образом, утверждение налогового органа о том, что налоговая декларация не подавалась, не может служить основанием к отмене судебных актов.
Согласно п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
Поскольку ответчиком камеральная налоговая проверка не проводилась, а проведение такой проверки в силу ст. 88 НК РФ является его обязанностью, а не правом, то само по себе отсутствие решения инспекции по результатам проверки, не может служить основанием для отказа в возмещении НДС.
Налогоплательщик вправе предполагать, что у налоговой инспекции нет сомнений в правомерности заявленных в декларации налоговых вычетов, если в срок, установленный п. 2 ст. 88 НК РФ для проведения камеральной налоговой проверки, налоговый орган не обратился к нему с требованием о представлении документов, подтверждающих обоснованность вычетов.
Довод кассационной жалобы о том, что заявление о возврате НДС за IV квартал 2008 г. в налоговый орган не поступало, не может служить основанием к отмене судебных актов, поскольку судами было установлено, что в представленном обществом заявлении содержалась техническая ошибка (вместо IV квартала 2008 г. был указан IV квартал 2009 г.)
Ссылка в кассационной жалобе на то, что требование о признании незаконным бездействия налогового органа не заявлялось, поэтому суд не мог принять решение о возмещении НДС, также не может служить основанием к удовлетворению.
Отсутствие спора между заявителем и налоговым органом о правомерности действий (бездействий) последнего не свидетельствует об отсутствии права налогоплательщика на возмещении суммы НДС.
Что касается довода кассационной жалобы о незаконности взыскания процентов с налогового органа в размере 1 084 812 руб. 67 коп., то он не может являться поводом к отмене судебных актов, поскольку проценты являются компенсацией потерь налогоплательщика за несвоевременный возврат из бюджета причитающихся ему денежных средств.
Начисление процентов за несвоевременный возврат налогоплательщику сумм НДС производится независимо от причин нарушения сроков возврата налога.
Судами первой и апелляционной инстанций проверен и признан обоснованным расчет процентов. Расчет произведен с 16 сентября 2009 г. по 14 декабря 2010 г.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14 февраля 2011 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 мая 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС России N 24 по г. Москве - без удовлетворения.
Председательствующий-судья |
Н.А.Шуршалова |
Судьи |
Т.А.Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.