г. Москва
26 августа 2011 г. |
Дело N А40-131341/10-154-818 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2011 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ворониной Е.Ю.,
судей Долгашевой В.А., Туболец И.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Кадушкин Е.В., доверенность от 16 августа 2011 года N С-165
от ответчика (заинтересованного лица) Семенова М.В., доверенность от 08 августа 2011 года N 4-47-8929/1
от третьих лиц: Восточное окружное управление Департамента образования города Никитушкина Т.А.. доверенность от 28 апреля 2010 года N 13/9-1059 Москвы, Департамент образования города Москвы Семенова М.В.. доверенность от 08 июля 2011 года N 38-12-77
рассмотрев 23 августа 2011 года в судебном заседании кассационную жалобу Частного учреждения Центр образования "Европейская Гимназия"
на решение от 09 марта 2011 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Полукаровым А.В.,
на постановление от 14 июня 2011 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Векличем Б.С., Кольцовой Н.Н., Лепихиным Д.Е.,
по заявлению Частного учреждения Центр образования "Европейская Гимназия" (ОГРН.1037739224808)
к Правительству города Москвы.
об оспаривании бездействия.
третьи лица: Восточное окружное управление Департамента образования города Москвы, Департамент образования города Москвы.
УСТАНОВИЛ:
Частное учреждение Центр образования "Европейская Гимназия" (далее - гимназия, образовательное учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства города Москвы, выразившегося в несовершении финансирования гимназии на 2010 год в размере 10 480 766 руб., и об обязании Правительства города Москвы совершить действия, предусмотренные Постановлением Правительства Москвы от 03.11.2009 N 1208-ПП "Об утверждении нормативов финансовых затрат на содержание одного обучающегося, воспитанника в государственных образовательных учреждениях системы департамента образования города Москвы", направленные на восстановление права Частного учреждения центр образования "Европейская Гимназия" на финансирование деятельности данного учреждения, связанной с реализацией государственных образовательных программ, в соответствии с утвержденным нормативом финансовых затрат на содержание одного обучающегося, и перечислить на расчетный счет Частного учреждения центр образования "Европейская Гимназия" 10 480 766 руб. за 2010 год.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09 марта 2011 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 июня 2011 года в удовлетворении заявления отказано.
Образовательное учреждение обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что вывод судов двух инстанций о том, что у Правительства Москвы имеется право, но не обязанность финансирования образовательного учреждения, не основан на нормах Закона города Москвы от 25.06.2001 N 25 "О развитии образования в городе Москве" (далее - Закон N 25) и Закона города Москвы от 10.03.2004 N 14 "Об общем образовании в городе Москве" (далее - Закон N14).
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель гимназии доводы кассационной жалобы поддержал.
Представители Правительства Москвы, Департамента образования города Москвы, Восточного окружного управления образования департамента образования города Москвы возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судебными инстанциями обстоятельства и выводы судебных инстанций, как и не приведено оснований, которые в соответствии со ст. 288 АПК РФ могли бы явиться основанием для отмены судебных актов.
Суд кассационной инстанции считает, что судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, третьими лицами, и сделаны правильные выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основанные на правильном применении норм Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании), Законов N25 и N14, Бюджетного кодекса РФ, Закона г. Москвы от 02.12.2009 N 10 "О бюджете города Москвы на 2010 год" (далее Закон N10), Постановления Правительства Москвы от 03.02.2009 N 65-ПП в редакции постановления Правительства Москвы от 09.03.2010 N 198-ПП.
Как установили суды, образовательное учреждение является негосударственным образовательным учреждением, имеющим государственную аккредитацию и осуществляющим реализацию основных общеобразовательных программ, в связи с чем , как полагает гимназия, имеется право на финансирование из бюджета.
Рассматривая заявленные гимназией требования и отказывая в их удовлетворении, суды правильно исходили из следующего.
Законом об образовании к ведению субъектов Российской Федерации в области образования отнесено определение и осуществление политики в области образования, не противоречащей политике Российской Федерации в области образования, законодательство субъектов Российской Федерации в области образования, формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на образование, установление нормативов финансирования образования субъекта Российской Федерации.
Статья 31 Бюджетного кодекса РФ устанавливает принцип самостоятельности бюджета, что означает право законодательных и исполнительных органов государственной власти самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, в том числе определять формы и направления расходования средств бюджетов.
Пунктом 6 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствующих средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета).
Суды на основании системного анализа вышеуказанных норм, а также норм Законов N 25 и N 14 пришли к правильному выводу, что с 01.01.2005 финансирование негосударственных образовательных учреждений стало правом, а не обязанностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, поскольку прямое финансирование за счет государственных средств законодательством не предусмотрено.
Исходя из пункта 6 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствующих средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета).
Критерии отбора получателей субсидий, условия и правила их предоставления устанавливаются Правительством Москвы с учетом отраслевых особенностей.
Так., Постановлением утвержден порядок предоставления за счет средств бюджета города Москвы субсидий в сфере образования.
Установив, что действующим законодательством не предусмотрено обязательное финансирование негосударственных образовательных учреждений, Правительство Москвы лишь вправе предоставлять бюджетные средства таким учреждениям и только в форме субсидий, гимназией не подтверждено необходимость предоставления субсидии в испрашиваемом размере, суды правильно отказали в удовлетворении требований.
Доводы кассационной жалобы свидетельствуют о неправильном толковании норм права, в связи с чем не принимаются судом кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09 марта 2011 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 июня 2011 года по делу N А40-131341/10-154-818 оставить без изменения, кассационную жалобу Частного учреждения Центр образования "Европейская Гимназия" - без удовлетворения.
Председательствующий-судья |
Е.Ю. Воронина |
Судьи |
В.А. Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.