г. Москва
25.10.2011 |
Дело N А41-42294/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Нагорной Э. Н.,
судей Буяновой Н. В., Егоровой Т. А.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) не яв.,
от ответчика Коняев И.В. - дов. от 01.03.2011 N 04-18/00206,
рассмотрев 19.10.2011 г. в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 10 по Московской области
на решение от 26.04.2011
Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Валюшкиной В.В.
на постановление от 22.07.2011
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Мордкиной Л.М., Виткаловой Е.Н., Кручининой Н.А.
по заявлению ООО "Орехово-Зуевский городской водоканал"
о признании незаконным решения
к Межрайонной ИФНС России N 10 по Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Орехово-Зуевский городской водоканал" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной Инспекции ФНС России N 10 по Московской области от 08.09.2010 N 1476 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления водного налога в сумме 85 840 руб.
Решением от 26.04.2011 Арбитражного суда Московской области, оставленным без изменения постановлением от 22.07.2011 Десятого арбитражного апелляционного суда, заявление удовлетворено в силу обоснованности применения льготной ставки налогообложения.
Законность судебных актов проверена в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Межрайонной Инспекции ФНС России N 10 по Московской области, в которой налоговый орган повторил доводы апелляционной жалобы.
Отзывы на кассационную жалобу не поступали.
Согласно материалам дела по результатам проведения камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации Общества по применению водного налога за 3-й квартал 2008 года Инспекцией составлен акт от 05.08.2010 N 18683 и 08.09.2010 вынесено оспариваемое решение N1476 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Общество, не согласившись с решением в части начисления водного налога в сумме 85.840 руб., обратилось с жалобой в Управление ФНС России по Московской области. По результатам рассмотрения жалобы налогоплательщика, Управлением ФНС России по Московской области вынесено решение N 16-16/86189-6 от 27.10.2010, которым оспариваемое решения налогового органа оставлено без изменения.
Основанием начисления водного налога в сумме 85.840 руб. послужило обстоятельство неправомерного применения налогоплательщиком льготной ставки в отношении объема забранной воды для категории абонентов "коммунально-бытовые предприятия", не относящихся к категории "население". Коммунально-бытовые предприятия в выданной Обществу на право пользования недрами лицензии выделены как отдельные абоненты; на балансе у таких организаций жилищный фонд не значится.
Доводы налогового органа отклоняются.
Согласно материалам дела на основании лицензии МСК 01704 ВЭ на право пользования недрами, Общество с ограниченной ответственностью "Орехово -Зуевский городской Водоканал" вправе осуществлять добычу питьевых подземных вод для хозяйственно - питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой собственного предприятия, населения, абонентов на участке недр, расположенных в г. Орехово-Зуево.
Являясь плательщиком водного налога в силу ст. 333.8 Налогового кодекса Российской Федерации и исчисляя водный налог за третий квартал 2008 год, организация отразила в декларации:
с целью забора воды для водоснабжения населения 3_194 тыс. куб. м забранной воды из водного объекта и применила налоговую ставку - 70 руб./тыс. куб. м;
с целью забора воды на иные цели 706 тыс. куб. м забранной воды и применила налоговую ставку 360 руб./тыс. куб. м.
Организация при исчислении налога применила установленную п. 3 ст. 333.12 Налогового кодекса Российской Федерации льготную ставку, в силу которой ставка налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.
В соответствии со ст. 333.8 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 333.9 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения водным налогом признаются следующие виды пользования водными объектами: забор воды из водных объектов; использование акваторий водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях; использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики; использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.
В соответствии с п. 2 ст. 333.10 Налогового кодекса Российской Федерации при заборе воды из водных объектов налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.
Согласно п. 3 ст. 333.12 Налогового кодекса Российской Федерации ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.
В силу ст. 333.13 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно. Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки.
Согласно Уставу ООО "Орехово-Зуевский городской водоканал" основными видами деятельности предприятия являются сбор и очистка воды, распределение воды.
Деятельность предприятия в сфере водоснабжения населения г. Орехово -Зуево является социальной, специализированной и нормативно регламентированной.
Данная деятельность осуществляется в порядке и при соблюдении требований, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации, ст. 421, 426, 539 -548 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 "Об утверждении правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в российской Федерации",
Водоснабжение населения г. Орехово-Зуево осуществляется предприятием на основании лицензии на право пользования недрами МСК 07104 ВЭ от 13.12.2007 с целевым назначением добыча питьевых подземных вод для хозяйственно -питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой собственного предприятия, населения, абонентов.
Использование воды на хозяйственно-бытовые нужды подразумевает водопотребление для удовлетворения всех бытовых и коммунальных нужд населения, а также число работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях.
К условиям водопользования уполномоченными органами утверждены лимиты забора воды на хозяйственно-питьевые нужды населения, для промышленных предприятий и собственных нужд предприятия.
Согласно п. 2 ч. 1 ст.287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств установлены значимые для дела обстоятельства, обоснованно применена ст. 333.12 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем у суда кассационной инстанции не имеется оснований для переоценки оцененных судами первой и апелляционной инстанции обстоятельств.
В соответствии с п. 6, 7 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Условиями лицензии на водопользование, утвержденными лимитами, договорами, заключенными с абонентами на отпуск воды, предоставленными ООО "Орехово-Зуевский городской водоканал" в ходе камеральной проверки, определены цели забора воды для снабжения населения и производственных нужд предприятий, а также определены объемы воды для хозяйственно-бытовых нужд предприятий, учреждений и организаций.
Превышения установленных лимитов по целевому забору воды из водных объектов ООО "Орехово-Зуевский городской водоканал" за указанный период не допущено.
Применение налоговым органом ставки водного налога, установленной п. 1 ст. 333.12 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объема забранной воды из водных объектов с целью водоснабжения населения и использованной на хозяйственно-бытовые, в том числе питьевые цели, предприятиями, организациями, учреждениями указанной нормой прямо не предусмотрено.
Инспекция ссылается на п. 1 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому институты , понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
При этом налоговый орган ссылается на толкование понятия "населения", содержащееся в словаре русского языка, в то время как в Налоговом кодексе Российской Федерации оно отсутствует.
В связи с этим суд кассационной инстанции исходит из п. 7 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым все неустранимые сомнения , противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Суд кассационной инстанции учитывает сложившуюся судебно-арбитражную практику (постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.08.2007 по делу N А05-809/2007, от 13.12.2007 по делу N А13-522/2007, Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27.11.2008 N 09-8843/08-СЗ, от 30.05.2007 по делу N Ф09-4095/07-СЗ, Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.07.2008 N Ф08-3886/2008, Федерального арбитражного суда Московского округа от 14.09.2011 по делу N А41-42301/10, от 21.09.2011 N А41-42299/10, от 04.10.2011 по делу N А41-4254/11, от 11.10.2011 по делу N А41-10201/11, от 12.10.2011 по делу N А41-42298/10, от 12.10.2011 по делу N А41-42297/10, от 12.10.2011 по делу N А41-42293/10).
При таких обстоятельствах оснований к отмене судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение от 26 апреля 2011 г. Арбитражного суда Московской обл. и постановление от 22 июля 2011 г. Десятого арбитражного апелляционного суда по делу N А41-42294/10 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 10 Московской обл. без удовлетворения.
Председательствующий-судья |
Э.Н.Нагорная |
Судьи |
Н.В.Буянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.