город Москва |
|
13 февраля 2012 г. |
Дело N А41-26477/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Зверевой Е.А.
судей Нужнова С.Г., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца - Малышева Е.С., доверенность N 10/9467 от 27.12.2011 года;
от ответчика - никто не явился, извещен;
от третьих лиц - никто не явился, извещены,
рассмотрев 06 февраля 2012 года в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Лесного хозяйства по Московской области и г. Москва
на определение от 14 июля 2011 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Богатыревой Г.И.,
на постановление от 10 октября 2011 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Юдиной Н.С., Боровиковой С.В., Диаковской Н.В.
по иску Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москве
к ООО "Совместное предприятие"
3-и лица: Управление Росреестра по МО, Администрация городского округа Химки Московской области, ОАО "КСП "Химки"
о признании отсутствующим права собственности на земельный участок
УСТАНОВИЛ:
Управление лесного хозяйства по Московской области и городу Москва обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Совместное предприятие" (третьи лица: Управление Федеральной государственной службы регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Администрация городского округа Химки Московской области, Открытое акционерное общество "Коллективное сельскохозяйственное предприятие "Химки") о признании отсутствующим права собственности ООО "Совместное предприятие" на земельные участки площадью 5.637 кв. м с кадастровым номером 50:10:020203:61 и площадью 22.836 кв. м с кадастровым номером 50:10:020201:241, расположенные по адресу: Московская область, Химкинский район.
Одновременно Управлением лесного хозяйства по Московской области и городу Москва подано ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде запрета Управлению Федеральной государственной службы регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществлять государственную регистрацию сделок, перехода прав и обременений в отношении вышеназванных объектов недвижимого имущества.
Определением Арбитражного суда Московской области от 14 июля 2011 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 октября 2011 г., в принятии требуемых истцом мер по обеспечению иска было отказано.
В кассационной жалобе Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва просит отменить вышеуказанные определение и постановление и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного ходатайства, поскольку считает их незаконными и необоснованными. В жалобе указывается о том, что при принятии постановления в названной части судом, по мнению заявителя, были нарушены нормы материального и процессуального права, в том числе ст.ст. 8, 83 Лесного кодекса РФ, ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 90, 92 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также не в полном объеме были учтены конкретные обстоятельства по делу и характер возникших между сторонами правоотношений. В заседании суда кассационной инстанции представитель истца поддержал доводы кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя истца, явившегося в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к заключению, что определение и постановление подлежат отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, решением Химкинского городского Совета народных депутатов Московской области от 27.11.1991 года за N 6/5 "О закреплении земель коллективному сельскохозяйственному предприятию "Химки" за ним были закреплены в бессрочное пользование 103 га земель, о чем ему было выдано свидетельство на право собственности за N МО-35-Х/1 от 07.05.1992 года. При этом данные документы послужили основанием для регистрации права собственности ОАО "КСП "Химки" на земельный участок площадью 5.637 кв.м. с кадастровым номером 50:10:020203:61, расположенный по адресу: Московская область, Химкинский район. Поскольку спорный земельный участок, по мнению истца, относится к землям лесного фонда, что подтверждается заключением ФГУП "Рослесинфорга", то он обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями, а также с ходатайством о введении обеспечительных мер в отношении данного участка земли. Однако в принятии обеспечительных мер было отказано, что подтверждается определением и постановлением по делу. При этом в обоснование такого отказа суд в обжалуемых актах указал о том, что истец не обосновал целесообразность и необходимость принятия истребуемых мер, а также не представил доказательства, которые бы свидетельствовали о том, что в случае непринятия заявленных мер могут возникнуть последствия, указанные в ч. 2 ст. 90 АПК РФ. Кроме того, суды указали и о том, что истец не представил и доказательств того, что непринятие данных мер может затруднить или сделать невозможным исполнение решения по данному делу или причинит заявителю значительный ущерб.
Однако, судебная коллегия не может согласиться с указанными актами по следующим основаниям.
Правовое регулирование применения обеспечительных мер осуществляется нормами главы 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кроме того, соответствующие разъяснения даны в Постановлениях Пленумов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 11 от 09 декабря 2002 года "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" и N 55 от 12 октября 2006 г. "О применении арбитражными судами обеспечительных мер".
В соответствии с частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обеспечительные меры могут приниматься судом, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Обеспечительные меры должны быть соразмерны заявленному требованию (часть 2 статьи 91 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 9, 10 и 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" от 12.10.2006 N 55, при применении обеспечительных мер арбитражный суд исходит из того, что обеспечительные меры допускаются на любой стадии процесса в случае наличия одного из следующих оснований: 1) если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации; 2) в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю. Затруднительный характер исполнения судебного акта либо невозможность его исполнения могут быть связаны с отсутствием имущества у должника, действиями, предпринимаемыми для уменьшения объема имущества. При этом, учитывая, что обеспечительные меры применяются при условии обоснованности, арбитражный суд признает заявление стороны о применении обеспечительных мер обоснованным, если имеются доказательства, подтверждающие наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 92 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель должен обосновать причины обращения с требованием о применении обеспечительных мер. Арбитражным судам следует учитывать, что обеспечительные меры являются ускоренным средством защиты, следовательно, для их применения не требуется представления доказательств в объеме, необходимом для обоснования требований и возражений стороны по существу спора. Однако, обязательным является представление заявителем доказательств наличия оспоренного или нарушенного права, а также его нарушения. При оценке доводов заявителя в соответствии с частью 2 статьи 90 АПК РФ арбитражным судам следует, в частности, иметь в виду: разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц. Помимо этого, рассматривая заявления о применении обеспечительных мер, суд оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер. При этом обеспечительные меры, применяемые арбитражным судом, и суммы встречного обеспечения должны быть соразмерны имущественным требованиям, в обеспечение которых они применяются. Оценка соразмерности производится арбитражным судом, в числе прочего, с учетом соотносимости права и интереса, о защите которых просит заявитель, стоимости имущества, на которое истребуется арест, либо имущественных последствий запрещения должнику совершения определенных действий. Размер встречного обеспечения в случае, если требование истца носит неимущественный характер, определяется судом, исходя из размера возможных убытков ответчика, причиненных обеспечительными мерами.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, судебная коллегия находит, что названные выше нормы права при принятии обжалуемых определения и постановления были соблюдены судом не в полном объеме. В подтверждение указанного установлено, что суд, отказывая в принятии обеспечительных мер и указывая при этом на то, что истец, якобы, не обосновал должным образом необходимость принятия обеспечительных мер по иску, вместе с тем, по мнению коллегии, не обратил должного внимания на характер и особенности возникшего спора, предмет заявленных требований, а также необходимость соблюдения баланса интересов обеих сторон возникшего конфликта и тот факт, что истребуемые обеспечительные меры не повлекут за собой причинение, как для истца, так и ответчика неблагоприятных последствий, тем более, что данные обеспечительные меры не лишают собственника спорного имущества права как владеть, так и пользоваться лесным земельным участком. При таких обстоятельствах судебная коллегия не может в настоящее время признать принятые по делу определение и постановление законными и обоснованными, а поэтому они подлежат отмене. В то же время, принимая во внимание тот факт, что судом первой и апелляционной инстанций обстоятельства дела были полно и всесторонне исследованы, но неправильно были применены положения ст.ст. 90-93 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, то судебная коллегия считает законным, не передавая дело на новое рассмотрение, а также учитывая характер и особенности настоящего спора, принять новый судебный акт, которым удовлетворяет ходатайство заявителя о принятии по иску испрашиваемых обеспечительных мер.
А поэтому, руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
определение Арбитражного суда Московской области от 14.07.2011 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2011 года по делу N А41-26477/11 - отменить.
Принять обеспечительные меры в виде запрета Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществлять государственную регистрацию сделок, перехода прав и обременений в отношении следующих объектов недвижимого имущества: земельный участок площадью 5.637 кв.м. с кадастровым номером 50:10:020203:61, расположенный по адресу: Московская область, Химкинский район; на земельный участок площадью 22.836 кв.м. с кадастровым номером 50:10:020203:241, расположенный по адресу: Московская область, Химкинский район.
Выдать исполнительный лист.
Председательствующий судья |
Е.А. Зверева |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.