г. Москва |
|
10 апреля 2012 г. |
Дело N А40-64830/11-148-551 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Борзыкина М.В., Кузнецова А.М.,
при участии в заседании:
от заявителя: ООО "ВОЛГОГРАДОБЛЭЛЕКТРОСБЫТ" - Федоричев С.С. - дов. от 01.12.11г. N 48, Борисов М.В. - дов. от 30.12.11 г. N 68-Г;
от ответчика: Федеральная служба по тарифам (ФСТ России) - Степаненко И.Г. - дов. от 10.11.11 г. N 10/13, Аксенюк В.С. - дов. от 02.02.12 г. N 4/13, Мецаев Б.К. - дов. от 05.08.11 г. N 7/13;
от третьего лица: Управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области - не явился (извещен надлежаще),
рассмотрев 04 апреля 2012 года в судебном заседании кассационную жалобу ООО "ВОЛГОГРАДОБЛЭЛЕКТРОСБЫТ" (ООО "ВОЭС")
на постановление от 30 декабря 2011 г.
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Захаровым С.Л., Свиридовым В.А., Цымбаренко И.Б.,
по заявлению ООО "ВОЛГОГРАДОБЛЭЛЕКТРОСБЫТ" (ООО "ВОЭС") (ОГРН: 1043400260364)
к Федеральной службе по тарифам (ФСТ России)
о признании незаконным бездействия
третье лицо - Управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2011 г. отменено решение Арбитражного суда города Москвы от 12.10.2011 г. и отказано в удовлетворении заявления ООО "Волгоградэлектросбыт" (далее - общество, заявитель) о признании незаконным бездействия федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) по невключению общества в субъектный состав покупателей Сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках ЕЭС России по субъектам Российской Федерации на 2011 год.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на наличие бездействия со стороны ФСТ.
Законность и обоснованность судебных актов проверена в порядке статей 284, 286 АПК РФ.
Представители заявителя в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители ФСТ России возражали против доводов заявителя, указав на законность и обоснованность постановления апелляционной инстанции. В отзыве на кассационную жалобу ФСТ также просит оставить постановление Девятого арбитражного апелляционного суда без изменения.
В судебное заседание не явился представитель третьего лица - Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области, извещенный надлежащим образом.
От него поступило ходатайство о рассмотрении настоящего дела в его отсутствие. Данное ходатайство удовлетворено.
Как следует из материалов дела, приказом Федеральной службы по тарифам от 20.07.2010 г. N 153-э/1 (с изменениями внесенными Приказом ФСТ России от 24.11.2010 г. N 333-э/1) (Об утверждении сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2011 год" утвержден Сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по объектам Российской Федерации на 2011 год.
Посчитав, что невключение ООО "ВОЛГОГРАДОБЛЭЛЕКТРОСБЫТ" в Сводный прогнозный баланс на 2011 год не соответствует Правилам оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 г. N 643 и Порядку формирования Сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденной Приказом ФСТ России от 10.06.2009 г. N 125-э/1, и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований общества, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в процессе формирования сводного прогнозного баланса на 2011 год у ФСТ России имелись объектные сведения о несоответствии общества статусу гарантирующего поставщика в силу пункта 40 Правил розничных рынков. Ссылка заявителя на наличие препятствий, предусмотренных пунктом 41 Правил функционирования розничных рынков, по мнению суда апелляционной инстанции, необоснованна.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции не учтены следующие обстоятельства.
Порядок формирования Сводного прогнозного баланса утвержден Приказом ФСТ России от 10.06.2009 г. N 125-э/1 "Об утверждении Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации".
Согласно п. 6 Порядка формирования Сводного прогнозного баланса основой для формирования сводного прогнозного баланса по ЕЭС России в целом являются предложения, разрабатываемые:
организациями, осуществляющими экспортно-импортные операции, по объемам покупки (продажи) электрической энергии (мощности) с целью последующей поставки на экспорт (импорт),
покупателями - участниками ОРЭМ (гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими, энергосбытовыми организациями, крупными потребителями),
поставщиками (производителями) электрической энергии и мощности оптового и розничного рынков,
сетевыми организациями, оказывающими услуги по передаче электрической энергии (мощности), в части объемов электрической энергии (мощности) для компенсации потерь, в том числе от экспортно-импортных операций, и величин присоединенной и заявленной мощности потребителей услуг сетевых организаций.
Согласно п. 25 Порядка формирования Сводного прогнозного баланса предложения по уточнению сводного прогнозного баланса до начала периода регулирования направляются в ФСТ России не позднее 1 октября по формам 3.1свод, 9, 9.1, 10, 11, 12, 13 с приложением обосновывающих документов в порядке, определенном пунктом 10.
Покупатели - участники ОРЭМ, поставщики (производители) электрической энергии и мощности оптового рынка, поставщики (производители) электрической энергии и мощности розничного рынка и сетевые организации представляют предложения по уточнению сводного прогнозного баланса для согласования и формирования консолидированных предложений в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Системному оператору (РДУ) не позднее 15 сентября. Вопреки выводу суда апелляционной инстанции, из материалов дела следует, что общество является гарантирующим поставщиком на территории Волгоградской области (решение о включении в Реестр гарантирующих поставщиков - приказ ФСТ России от 04.07.2007 г. N 148-э, регистрационный номер ГП в федеральном информационном реестре гарантирующих поставщиков N 34/02).
В соответствии с пунктом 40 Правил розничных рынков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г.. N 530, если организации статус гарантирующего поставщика присвоен в соответствии с подпунктом "б" или "в" пункта 36 данных Правил, такая организация должна получить право на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке по группе точек поставки, соответствующей ее зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика, с 1 января очередного года, но не позднее 1 января 2010 г. В противном случае она лишается статуса гарантирующего поставщика в соответствующей зоне деятельности с 1 января 2010 г.
Указанная в пункте 40 организация не может быть лишена статуса гарантирующего поставщика, если будет доказано, что право на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке не получено такой организацией в результате нарушения органами или организациями, на основании решений и (или) действий которых предоставляется такое право, установленного порядка предоставления права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке (п.41 Правил розничных рынков).
Судами установлено, что основанием невключения общества в Сводный прогнозный баланс послужило то обстоятельство, что оно в нарушение пункта 40 Правил N 530 до 01.01.2010 не получило право на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке по группе точек поставки, соответствующей его зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика.
Между тем, Федеральная служба по тарифам не учла пункт 3.4.3 Административного регламента исполнения государственной функции Федеральной службы по тарифам по формированию и ведению Федерального информационного реестра гарантирующих поставщиков и зон их деятельности, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам России от 24.11.2008 г. N 423-э, где предусмотрено, что основанием для рассмотрения вопроса об исключении организации из Реестра является соответствующее заявление (обращение) Уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об исключении организации в соответствии с приложением N 3 к настоящему Регламенту, а также иные документы, полученные от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и (или) физических лиц, иных источников информации, свидетельствующие о лишении организации статуса гарантирующего поставщика (отмены согласования границ зоны деятельности). Таких заявлений получено не было.
И решения об исключении общества из Реестра как гарантирующего поставщика ФСТ России не принимала.
Пунктом 41 Правил предусмотрено, что указанная в пункте 40 Правил организация не может быть лишена статуса гарантирующего поставщика, если будет доказано, что право на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке не получено такой организацией в результате нарушения органами или организациями, на основании решений и (или) действий которых предоставляется такое права, установленного порядка предоставления права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Согласно информации, предоставленной НП "Совет рынка" в письме от 10.07.2009 г. N СР-02/09 5635 общество включено в перечень субъектов оптового рынка, выполнивших в отношении согласованных (зарегистрированных) групп точек поставки требования п. 16 Правил оптового рынка, которым для получения права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке в 2010 году требуется принятие балансового решения.
Вывод суда об отсутствии официальных данных о том, что ФСТ России продлило срок внесения изменений и уточнений в Сводный прогнозный баланс на 2011 год в пределах 30 дней неправомерен, поскольку Приказом ФСТ России от 29.10.2010 г.. N 522-э установлен срок для внесения изменений и уточнений в сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии в рамках ЕЭС России по субъектам РФ на 2011 год до 30 ноября 2010 г.. и в рамках продленного вышеуказанным Приказом срока, ФСТ России инициировало проверку и направило соответствующий запрос в Управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области, которое письмом от 19.11.2010 г. N УРТ-01/2102 сообщило о препятствиях в отношении заявителя.
Таким образом, ФСТ России должна была включить общество в сводный прогнозный баланс на 2011 год.
Следовательно, обоснованным является вывод суда первой инстанции, сославшегося на отсутствие оснований для невключения заявителя в Сводный прогнозный баланс на 2011 год.
Судом кассационной инстанции также учтено решение Федеральной антимонопольной службы от 05.03.23012 г. N 1 15/223-11 о признании ФСТ России нарушившей часть 1 статьи 15 ФЗ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", касающегося действий (бездействий) ФСТ России при формировании Сводного прогнозного баланса на 2010 год.
Руководствуясь ст. ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2011 г. по делу N А40-64830/11-148-551 отменить.
Решение Арбитражного суда города Москвы от 12 октября 2011 г. по настоящему делу оставить в силе.
Председательствующий судья |
В.А. Долгашева |
Судьи |
М.В. Борзыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.