г. Москва |
|
19 апреля 2012 г. |
Дело N А40-76471/11-91-326 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Антоновой М.К.,
судей Дудкиной О.В., Тетёркиной С.И.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Трофимов А.А. по дов. от 04.10.2010,
от ответчика Зимнухова А.А. по дов. N 05-04/ от 30.11.2011,
рассмотрев 16 апреля 2012 года в судебном заседании кассационную
жалобу ИФНС России N 9 по г.Москве
на решение от 19 октября 2011 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Шудашовой Я.Е.,
на постановление от 11 января 2012 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Марковой Т.Т., Сафроновой М.С., Яковлевой Л.Г.,
по иску (заявлению) ООО "Фирма АТИС-Б" (ОГРН 1027739254377)
о признании недействительным решения и обязании возместить НДС
к ИФНС России N 9 по г.Москве
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Фирма АТИС-Б" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по г. Москве (далее - инспекция, налоговый орган) от 16.06.2011 N 54 о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента без согласия налогового органа.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19 октября 2011 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 января 2012 решение суда первой инстанции от 19 октября 2011 оставлено без изменения.
Инспекция, не согласившись с судебными актами, обратилась в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и заявителю отказать в удовлетворении требований в связи с несоответствием выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах фактическим обстоятельствам дела.
В жалобе налоговый орган указывает, что денежных средств общества явно недостаточно для погашения сумм доначисленных инспекцией налогов, пени и штрафных санкций, в связи с чем, непринятие обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение имущества в сумме начислений по решению от 14.06.2011 могло затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение названного решения.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель общества возражал против доводов кассационной жалобы, считая судебные акты законными и обоснованными.
Законность судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Московского округа в порядке, установленном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2007 по 31.12.2009.
По результатам проведения выездной налоговой проверки инспекцией принято решение от 14.06.2011 N 14-04/2962, которым общество привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122, пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), доначислено 595 943 руб. 20 коп. налога на прибыль и 24 741 066 руб. 79 коп. налога на добавленную стоимость, 21 917 руб. 80 коп. налога на прибыль с доходов иностранной организации, начислены пени за неуплату указанных налогов, предложено уплатить штраф на основании пункта 1 статьи 122, пункта 1 статьи 126 НК РФ.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган.
В соответствии с пунктом 10 статьи 101 НК РФ инспекцией 16.06.2011 принято решение N 54 о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа в отношении основных средств общества.
Посчитав свои права нарушенными, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного акта налогового органа недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался пунктом 10 статьи 101 НК РФ, и исходил из того, что налоговый орган не обосновал необходимость принятия обеспечительных мер и не доказал, что их непринятие затруднит или сделает невозможным исполнение решения инспекции о взыскании налоговых платежей и санкций.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей сторон, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствуют налоговому законодательству и материалам дела.
Согласно пункту 10 статьи 101 НК РФ после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.
Для принятия обеспечительных мер руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение, вступающее в силу со дня его вынесения и действующее до дня исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом.
Подпунктом 1 пункта 10 статьи 101 НК РФ в качестве обеспечительной меры предусмотрен запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа.
Указанный запрет на отчуждение (передачу в залог) производится последовательно в отношении:
недвижимого имущества, в том числе не участвующего в производстве продукции (работ, услуг);
транспортных средств, ценных бумаг, предметов дизайна служебных помещений;
иного имущества, за исключением готовой продукции, сырья и материалов;
готовой продукции, сырья и материалов.
При этом запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества каждой последующей группы применяется в случае, если совокупная стоимость имущества из предыдущих групп, определяемая по данным бухгалтерского учета, меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Из положений пункта 10 статьи 101 НК РФ следует, что обеспечительные меры, в том числе в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа как ограничивающие хозяйственную самостоятельность налогоплательщика принимаются только в том случае, если у налогового органа после вынесения решений, перечисленных в данной норме Кодекса, имеются достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем их исполнение.
Таким образом, решение о принятии обеспечительных мер, как и любое другое решение налогового органа должно отвечать установленным налоговым законодательством принципам обоснованности, мотивированности и законности, поскольку данное решение также затрагивает права и законные интересы налогоплательщика.
Как установлено судом и следует из текста обжалуемого решения, принимая решение о принятии обеспечительных мер, инспекция не привела основания, свидетельствующие о необходимости их введения.
Такие обстоятельства, приведенные в решении, как значительность размера доначисленных сумм налогов, пеней, штрафов, а также основания, по которым эти доначисления произведены, суд признал недостаточными для принятия обеспечительных мер без анализа обстоятельств, свидетельствующих о невозможности или затруднительности исполнения решения о привлечении к ответственности.
Кроме того, суд установил, что при вынесении обжалуемого решения инспекцией не были исследованы обстоятельства отсутствия возможности последовательного применения обеспечительных мер в отношении отдельных групп имущества, предусмотренных подпунктом 1 пункта 10 статьи 101 НК РФ. Запрет распространен был на все основные средства общества.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, а согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган. Следовательно, на инспекции лежит обязанность доказать, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в принятом по результатам проверки решении.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. При этом арбитражный суд оценивает относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценив представленные в материалы дела документы, суды пришли к выводу об отсутствии достаточных доказательств того, что непринятие инспекцией обеспечительных мер может привести к затруднительности или невозможности исполнения решения инспекции о привлечении к налоговой ответственности.
В кассационной жалобе налоговым органом не указаны конкретные нормы материального или процессуального права, которые были нарушены судебными инстанциями при рассмотрении спора по существу.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверены судом кассационной инстанции в полном объеме, однако они не свидетельствуют о неправильном применении судами двух инстанций норм материального или процессуального права, а фактически являются позицией инспекции по делу, основаны на ошибочном толковании ею норм права и направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судебными инстанциями, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, перечисленных в статьях 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, и им не противоречат.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства и выводы судов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться поводом для отмены принятых по делу обжалуемых судебных актов.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19 октября 2011 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 января 2012 года по делу N А40-76471/11-91-326 оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС России N 9 по г.Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
М.К.Антонова |
Судьи |
О.В.Дудкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.