г. Москва |
|
08 июня 2012 г. |
Дело N А41-19012/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ворониной Е.Ю.,
судей Агапова М.Р., Туболец И.В.
при участии в заседании:
от ООО "Пруды" Глухов Е.А., доверенность от 05.05.2011 N 2,
от Управления Росреестра по Московской области Черненко А.М., доверенность от 11 апреля 2012 года N 120-Д,
рассмотрев 06 июня 2012 года в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
на постановление от 20 февраля 2012 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Александровым Д.Д., Мордкиной Л.М., Шевченко Е.Е.,
по делу N А41-19012/11
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пруды"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
о признании незаконным отказав предоставлении сведений,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Пруды" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по МО, управление) о признании незаконным отказа, выразившегося в непредставлении сведений о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения по основаниям, указанным в письме от 04.04.2011 N РС-1/01-01-2302/11, и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 октября 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2012 года решение суда первой инстанции отменено в части, отказа управления признан незаконным.
Удовлетворяя заявление общества в указанной части, арбитражный суд апелляционной инстанции исходил из того, что оснований для отказа в предоставлении сведений о кадастровой стоимости земельных участков у Управления Росреестра по МО не имелось.
Не согласившись с вынесенным постановлением, управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить ввиду неправильного применения норм права.
Управление Росреестра по МО в обоснование своей кассационной жалобы указывает, что применению подлежал Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", поскольку оно не является органом кадастрового учета и не уполномочено представлять сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости. По мнению управления, отказ в выдаче сведений из ГКН может иметь место только при подаче запроса по установленной форме, чего заявителем сделано не было.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель управления доводы жалобы поддержал, просил постановление апелляционного суда отменить и принять новый судебный акт.
Представитель заявителя возражал против доводов кассационной жалобы, полагая, что оспариваемый судебный акт является законным и обоснованным.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность принятого по делу постановление в порядке, установленном статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемом постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований к его отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 11.03.2011 г.. общество обратилось в Управление Росреестра по МО с заявлением о предоставлении сведений о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости, действующей для целей налогообложения по состоянию на 01 января 2011 года, в отношении следующих земельных участков:
1. Земельный участок для ведения сельскохозяйственного производства, кадастровый номер 50:21:080306:0065, площадь 274490 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного производства, местоположение: Московская область Ленинский район, Горкинский с.о., западнее д. Белеутово, уч. 32.
2. Земельный участок для ведения сельскохозяйственного производства, кадастровый номер 50:27:080306:0070, площадь 623820 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного производства, местоположение: Московская область. Ленинский район. Горкинский с.о., западнее д. Белеутово, уч. 74
3. Земельный участок для ведения сельскохозяйственного производства, кадастровый номер 50:27:080306:0064, площадь 116160 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного производства, местоположение: Московская область. Ленинский район, Горкинский с.о., западнее д. Белеутово, уч. 33.
Письмом от 04.04.2011 N РС-1/01-01-2302/11 заявителю сообщено, что для получения кадастрового паспорта и/или кадастровой выписки о земельном участке необходимо представить в орган кадастрового учета запрос по утвержденной форме, а также уплатить госпошлину платы за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Не согласившись с отказом управления, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания решения и (или) ненормативного правового акта незаконными является несоответствие их закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено судом апелляционной инстанций, общество, являясь плательщиком земельного налога, обратилось в управление с заявлением о предоставлении сведений о кадастровой стоимости земельных участков.
На основании пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" установлено, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют плательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменном у заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о ГКН).
В силу пунктов 1 и 8 статьи 14 Закона о ГКН общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам любых лиц, в том числе посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего запроса (максимальный срок).
По смыслу пункта 14 статьи 396 НК РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 и статьи 14 Закона о ГКН, для получения сведений о кадастровой стоимости земельных участков в целях налогообложения применяется особый порядок предоставлений сведений, который является безвозмездным и требует только направления письменного заявления налогоплательщика.
Вопреки доводам подателя кассационной жалобы, ввиду регулирования данного порядка специальными нормами права (в частности, бланкетными нормами НК РФ), применению подлежат именно они, а не общие нормы Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Как видно из материалов дела, в предоставлении в установленный срок необходимых сведений в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости Управление Росреестра по МО, являющееся правопреемником Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, отказало, о чем сообщено в письме от 04.04.2011 N РС-1/01-01-2302/11.
При этом, основания для отказа (необходимость подачи Запроса по форме, утвержденной Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.02.2010 N 75, и уплаты госпошлины) не могли являться таковыми, поскольку форма письменного заявления налогоплательщика, о котором говорится в Постановлении Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N52, не утверждалась, а плата за предоставление таких сведений не взимается.
Суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что необходимые сведения и информации о кадастровой стоимости земельных участков, содержащиеся в письме от 26.08.2011 N РС-2/01-01-2302/11, были предоставлены обществу только после обращения его в суд за защитой своих прав и законных интересов (после 19.05.2011 г..).
Следовательно, данные действия Управления Росреестра по МО не могут свидетельствовать о законности оспариваемого отказа, выраженного в письме от 04.04.2011 N РС-1/01-01-2302/11, однако явились основанием для отказа в удовлетворении требования заявителя о восстановлении нарушенных прав, так как на момент принятия судебных актов истребованная обществом информация была им получена.
Доводы управления относительно того, что у него отсутствовала компетенция по выдаче сведений из ГКН, подлежат отклонению, поскольку фактически им был подготовлен отказ в предоставлении сведений, а в дальнейшем данные о кадастровой стоимости земельных участков получены и направлены в адрес заявителя, что свидетельствует о наличии технической возможности у Управления Росреестра по МО предоставлять данные сведения, а обязанность по их предоставлению Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 возложена на правопредшественника управления.
При таких обстоятельствах судом апелляционной инстанций сделан правильный вывод о наличии оснований для удовлетворения требований общества по причине несоответствия отказа требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Таким образом, обжалуемый судебный акт принят законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права, выводы арбитражных судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы свидетельствуют о неправильном толковании норм права, в связи с чем, не могут быть основанием к отмене судебного акта.
Суд кассационной инстанции не находит и безусловных оснований для отмены обжалуемого постановления, так как не усматривает процессуальных нарушений при принятии названного судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2012 года по делу N А41-19012/11 оставить без изменения. Кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Воронина |
Судьи |
М.Р. Агапов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.