г. Москва |
|
08 июня 2012 г. |
Дело N А40-62995/11-121-509 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В. А.,
судей Борзыкина М. В., Ворониной Е. Ю.,
при участии в заседании:
от заявителя ФГУП "Центральный научно-исследовательский институт черной металлургии им.И.П.Бардина" - Большаков Е.А. - дов. от 28.06.2011 г. N 69, Денченкова О.Е. - дов. от 28.06.2011 г. N 68, Крючкова М.А. - дов. от 28.06.2011 г. N 70, Кабаненко М.А. - дов. от 28.06.2011 г. N 71
От Министерства промышленности и торговли РФ - Раевская Е.В. - дов. от 22.12.2011 г. N ХВ014297/14
от ответчика ФАС России - Кинев А.Ю. - дов. от 19.03.2012 г. N ИА/7984, Сударикова Н.Г. - дов. от 21.05.2012 г. N ИА/15873, Линк Е.В. - дов. от 02.11.2011 г. N ИА/40997
от третьих лиц: Некоммерческая организация Российская ассоциация производителей кассовой техники - не явился (извещен надлежаще)от ООО "РАПКаТ-центр" - не явился (извещен надлежаще)
От Ассоциации российских предприятий по производству и обслуживанию контрольно-кассовой техники "РоссКасс" - не явился (извещен надлежаще)
рассмотрев 05 июня 2012 г. в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы (ФАС России)
на решение от 19 октября 2011 г.
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Аксеновой Е.А.
на постановление от 02 марта 2012 г.
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Свиридовым В.А., Захаровым С.Л., Цымбаренко И.Б.
по заявлению ФГУП "Центральный научно-исследовательский институт черной металлургии им.И.П.Бардина", Министерства промышленности и торговли Российской Федерации
к Федеральной антимонопольной службе (ФАС России)
о признании недействительным решения
третьи лица: Некоммерческая организация Российской ассоциации производителей кассовой техники; ООО "РАПКаТ центр", Ассоциация российских предприятий по производству и обслуживанию контрольно-кассовой техники "РосКасс"
УСТАНОВИЛ:
ФГУП "Центральный научно-исследовательский институт черной металлургии имени И.П.Бардина" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России, антимонопольный орган) от 12.05.2011 г. по делу N 1 16/41-11 о нарушении антимонопольного законодательства.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.10.2011 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2012 г., заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, антимонопольный орган обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
Законность принятых судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 АПК РФ.
Представители ФАС России в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе. Полагают вынесенные судебные акты незаконными и не основанными на номах действующего законодательства.
Представители Учреждения и Минпромторга против доводов жалобы возражали, указав на законность вынесенных судебных актов. Учреждением в материалы дела представлен отзыв, в котором выражается несогласие с изложенной ФАС России позицией.
Представители третьих лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежаще. Суд, руководствуясь частью 3 статьи 284 АПК РФ, считает возможным рассмотреть поданную жалобу в отсутствие данных представителей.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыв на нее, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, суд не находит оснований для отмены принятых по делу решения и постановления.
Как следует из материалов дела и установлено судами, саморегулируемой организацией Российских производителей кассовой техники (РАПКаТ) создана система добровольной сертификации контрольно-кассовой техники, зарегистрированная в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии под регистрационным номером РОСС RU.3411.04КЯ00.
Создание данной системы направлено на добровольную сертификацию новых моделей ККТ и их испытание перед представлением в Минпромторг.
21 ноября 2008 г. Приказом Минпромторга N 350 утверждено Положение об Экспертном совете по контрольно-кассовой технике Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, в соответствии с которым основной задачей Экспертного совета является подготовка предложений руководству Минпромторга России о включении в первый раздел Государственного реестра сведений о моделях контрольно-кассовой техники, либо внесении изменений в них, а также об отказе во включении в Государственный реестр указанных сведений, а также о несоответствии модели контрольно-кассовой техники установленным требованиям.
По результатам проведенных открытых конкурсов победителем было признано Учреждение, и оно наделено полномочиями по проведению экспертизы новых моделей ККТ перед их представлением в Минпромторг для включения в Госреестр.
Посчитав, что в действиях Учреждения, Минпромторга и ООО "РАПКаТ Центра" имеются признаки нарушения действующего антимонопольного законодательства, Ассоциация российских предприятий по производству и обслуживанию контрольно-кассовой техники "РосКасс" обратилась в ФАС России с жалобой.
Рассмотрев поступившую жалобу, антимонопольный орган пришел к выводу, что в действиях указанных лиц имеется соглашение, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
12 мая 2011 г. ФАС России приняло решение по делу N 1 16/41-11, согласно которому Учреждение и Минпромторг признаны нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Не согласившись с принятым решением, Учреждение и Минпромторг обратились в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
Пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ запрещено соглашение между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
При принятии оспариваемого решения антимонопольный орган исходил из наличия соглашения между Минпромторгом, Учреждением и ООО "РАПКаТ центр", направленного на ограничение доступа хозяйствующих субъектов на рынок производства и реализации контрольно-кассовой техники.
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 12.03.2009 г.. N 127 утвержден Административный регламент Минпромторга по исполнению государственной функции ведения Государственного реестра контрольно-кассовой техники (зарегистрирован в Минюсте 05.05.2009 г. за N 13894), который разработан в целях исполнения государственной функции ведения Государственного реестра контрольно-кассовой техники, создания комфортных условий для участников отношений, возникающих при исполнении государственной функции и определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении полномочий по ведению Государственного реестра контрольно-кассовой техники.
Приказом Минпромторга от 21.11.2008 г. N 350 определено, что Экспертный совет подготавливает в пределах своей компетенции предложения руководству Минпромторга, а также Приказом определены его права и обязанности.
Суды не установили, что какая-либо из подготовленных Экспертным советом рекомендаций была незаконной и привела к необоснованному не включению нового контрольно-кассового аппарата в Госреестр, равно как и не установили признаков антиконкурентного соглашения с какими-либо производителями ККТ.
Не приведены такие доказательства и ФАС России.
Все вынесенные Минпромторгом отказы в регистрации ККТ были приняты в соответствии с Административным регламентом.
Относительно прав Учреждения по проведению соответствующих научных исследований и разработок, суды правомерно отметили, что данное право было получено по результатам проведенного конкурса, которые в установленном законом порядке оспорены не были.
Суды также обоснованно отметили, что существование системы добровольной сертификации, созданной ООО "РАПКаТ центр", не влияет на конкуренцию на рынке производителей ККТ, поскольку ни одним нормативным актом не установлена обязанность таких субъектов по включению в систему добровольной сертификации для последующего включения в Госреестр.
При данных обстоятельствах у суда кассационной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятых судебных актов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Иная оценка заявителем установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование закона не означают судебной ошибки.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушения норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19 октября 2011 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 марта 2012 года по делу N А40-62995/11-121-509 оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.А.Долгашева |
Судьи |
М.В.Борзыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.