Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 апреля 2013 г. N ВАС-12848/12 настоящее постановление отменено
г. Москва |
|
20 июня 2012 г. |
Дело N А40-92104/11-72-587 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ворониной Е.Ю.,
судей Кузнецова А.М., Туболец ИВ.,
при участии в заседании:
от ФСТ России Степаненко И.Г., доверенность от 10.112011 N 10/13, Аксенюк В.С., доверенность от 02.02.2012 N 4/13,
рассмотрев 13 июня 2012 года в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы по тарифам
на решение от 19.12.2011
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Немовой О.Ю.,
на постановление от 20.03.2012
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Кольцовой Н.Н., Векличем Б.С., Румянцевым П.В.,
по делу N А40-92104/11-72-587
по заявлению ООО "Система жизнеобеспечения" (ОГРН 1025001744130) об оспаривании приказов Федеральной службы по тарифам,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Системы жизнеобеспечения" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной службе по тарифам (далее - ФСТ России) о признании недействительными Приказа ФСТ России от 14.05.2011 N 188-э "О включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль" в части включения заявителя в Приложение к указанному Приказу под регистрационным номером 50.1.123, а также Приказа ФСТ России от 04.05.2011 г. N 187-э "О введении государственного регулирования деятельности субъекта естественной монополии" в части включения заявителя в приложение к указанному приказу под регистрационным номером 50.1.123.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19 ноября 2011 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 марта 2012 года, заявленные требования удовлетворены. Суды пришли к выводу, что ФСТ России не доказано, что общество может быть отнесено к юридическим в статьях 3, 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях"(далее - Закон). Кроме того, суды посчитали нарушенной процедуры включения общества в реестр естественных монополий.
Федеральная служба по тарифам обратилась в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой в которой указывает на неправильно толкование судами норм Закона в части установления того факта, что общество не относится к предприятиям, осуществляющим передачу электроэнергии. Вывод же судов о нарушении ФСТ России порядка принятия оспариваемых ненормативных актов не соответствуют Порядку рассмотрения документов, представляемых для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий и перечня таких документов, утвержденных Приказом ФСТ России от 13.10.2010 г. N 481-Э (далее - Порядок).
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители ФСТ России доводы кассационной жалобы поддержали.
Общество, уведомленное о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в суд не направило. На основании пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ кассационная жалоба рассматривается без его участия.
Обсудив доводы по кассационной жалобе, проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов в порядке, установленном статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд кассационной инстанции не находит оснований к их отмене.
Судами установлено, что по результатам проведенного анализа в отношении деятельности общества ФСТ России пришла к выводу, что заявитель осуществляет деятельность по передаче электрической энергии, подлежащую государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, которая подлежит государственному регулированию и контролю. В связи с чем, ФСТ России были приняты решения о введении государственного регулирования деятельности общества и о включении организации в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, отраженные в Приказах ФСТ России от 04.05.2011 г. N N 187-э, 188-э. Проверяя законность данных ненормативных актов по заявлению общества, суды пришли к выводу, что общество не занимается деятельностью по передаче электрической энергии, в связи с чем не может быть отнесено к субъектам естественных монополий.
Данный вывод судов основан на требованиях Закона с учетом конкретных обстоятельств, установленных судом в отношении заявителя.
Пункт 1 статьи 4 Закона устанавливает, что услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Статья 3 Закона предусматривает, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Включение в Реестр лица, законно оказывающего соответствующие услуги, является основанием для осуществления специального государственного контроля и применения методов регулирования, что является проявлением государственного регулирования, направленного на защиту публичных интересов в наиболее важных областях хозяйственной деятельности.
Суды двух инстанций, установив, что в соответствии с договором аренды от 20.11.1997 N 1/97 заявителю переданы сооружения и оборудование электрических и тепловых сетей, которые согласно п. 70 Межгосударственного стандарта ГОСТ 24291-90 "Термины и определения" отнесены к распределительным электрическим сетям, а также учитывая то, что ФСТ России не доказано безусловно, что заявитель осуществляет деятельность по передаче электроэнергии, пришли к правильному выводу о недоказанности Федеральной службы по тарифам законности оспариваемых обществом ненормативных актов.
Кроме того, суды правильно учли обстоятельства, установленные решением Арбитражного суда Московской области от 03.06.2010 г. по делу N А41-36533/09 о том, что общество не имеет возможности осуществлять деятельности по передаче электрической энергии.
Доводы кассационной жалобы в части неправильного толкования судами Закона фактически свидетельствуют о несогласии ФСТ России с оценкой доказательств по делу в части подтверждения вида деятельности, которым занимается общество, в связи с чем сии не могут служить основанием к отмене судебных актов в суде кассационной инстанции.
Иные доводы кассационной жалобы не привели к принятию в целом неправильных судебных актов, поэтому не могут служить основанием к их отмене.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19 декабря 2011 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 марта 2012 года по делу N А40-92104/11-72-587 оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы по тарифам - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Воронина |
Судьи |
А.М. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.