г. Москва |
|
31 июля 2012 г. |
Дело N А40-7668/12-99-38 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Черпухиной В.А.,
судей Буяновой Н.В., Жукова А.В.,
при участии в заседании:
от истца Михайлюта О.В. - дов. N 65-18д от 17.04.2012
от ответчика Епихина М.А. - дов. N 5 от 10.01.2012, Шамров И.А. - дов. N 4 от 10.01.2012
рассмотрев 26.07.2012 в судебном заседании кассационные жалобы ООО "Голдстиль" и Межрайонной ИФНС России N 49 по г. Москве
на решение от 14.03.2012
Арбитражного суда г. Москвы
принятое судьей Карповой Г.А.
на постановление от 25.05.2012
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Нагаевым Р.Г., Окуловой Н.О., Крекотневым С.Н.,
по иску (заявлению) ООО "Голдстиль"
о признании решения недействительным
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 49 по г. Москве
УСТАНОВИЛ:
ООО "Голдстиль" (ОГРН 1027700338126) (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 49 по г. Москве (ОГРН 1047725054464) (далее - инспекция, налоговый орган) от 12.09.2011 N 11-08/046 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", с учетом изменений внесенных решением УФНС России по г. Москве от 28.11.2011 N 21-19/115054.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.03.2012, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2012, заявленные требования удовлетворены частично. Решение налогового органа признано незаконным в части привлечения общества к ответственности в виде штрафа по п. 1 ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации. В удовлетворении заявления в остальной части отказано.
Не согласившись с судебными актами, стороны обратились в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационными жалобами.
В кассационной жалобе общество просит об отмене судебных актов в части отказа в удовлетворении требований, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела о наличии у общества обязанности по уплате НДС при проведении стимулирующих лотерей.
Налоговый орган в кассационной жалобе просит об отмене судебных актов в части удовлетворения требований общества, указывая на неправомерность выводов судов об отсутствии у общества обязанности налогового агента по выплаченным физическим лицам выигрыша в стимулирующей лотереи.
В судебном заседании стороны поддержали доводы своих кассационных жалоб и возражали против удовлетворения жалобы оппонента.
Отзыв общества, с учетом мнения представителей инспекции, не возражавших против заявленного ходатайства, приобщен к материалам дела.
Законность судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Московского округа в порядке, установленном ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами из материалов дела, по результатам проведения выездной налоговой проверки общества за период с 01.10.2008 по 31.12.2009, инспекцией принято решение N 11-08/046 от 12.09.2011 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым доначислены суммы налогов в размере 18 504 610 руб., пени в размере 2 099 124 руб.; заявителю предложено уплатить недоимку по НДС по сроку уплаты 20.01.2009 в размере 3 347 370 руб., по НДС по сроку уплаты 20.04.2009 - 20.07.2009 в размере 3 844 674 руб., по налогу на доходы физических лиц по сроку уплаты 01.10.2008 - 31.12.2009 в размере 11 312 566 руб.; внести необходимые исправления в бухгалтерский и налоговый учет.
В ходе налоговой проверки инспекцией установлено, что в целях поощрения клиентов казино за участие в игровом процессе общество проводило стимулирующие лотереи в 4 квартале 2008 года и в 1 - 2 кварталах 2009 года.
Посчитав, что проведение стимулирующей лотереи является рекламной акцией, в связи с чем заявитель при вручении денежных призов (выигрышей) победителям стимулирующих лотерей, выступает налоговым агентом по НДФЛ по ставке 35%, инспекция, доначислила обществу суммы НДФЛ с выплаченных выигрышей.
УФНС России по г. Москве оспариваемое решение налогового органа частично изменило, признав неправомерными доводы инспекции о взыскании с общества неудержанной суммы НДФЛ с суммы денежных призов, выплачиваемых физическим лицам. При этом привлечение общества к налоговой ответственности в порядке ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов с доходов, полученных победителями розыгрышей стимулирующих лотерей в виде денежных призов вышестоящим налоговым органом признано правомерным.
Удовлетворяя требования общества в данной части, суды исходили из отсутствия у заявителя обязанности перечисления НДФЛ с сумм выигрыша физических лиц от участия в лотереях, проводимых обществом, в силу пп. 5 п. 1 ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом судебные инстанции правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с п.1 ст. 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации
Согласно п. 2 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 214.3, 214.4, 214.5, 227, 227.1 и 228 настоящего Кодекса с зачетом ранее удержанных сумм налога.
В силу пп.5 п.1 ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), - исходя из сумм таких выигрышей.
Ставка налога на доходы физических лиц, для указанного выше дохода, установлена ст. 224 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 13%, за исключением случаев, указанных в пунктах 2,3,4,5 ст. 224 Кодекса.
Согласно п 2. ст. 224 Кодекса налоговая ставка устанавливается в размере 35 процентов в отношении стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в пункте 28 статьи 217 настоящего Кодекса.
Доводы налогового органа о том, что стимулирующая лотерея не связана с риском, в связи с чем, пп.5 п.1 ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит применению, а общество является налоговым агентом, обоснованно отклонены судами, поскольку заявитель, в установленном законом порядке зарегистрирован как организатор тотализатора, не является налоговым агентом по выплаченным физическим лицам суммам выигрыша, у него не возникло обязанностей, предусмотренных п. 3 ст. 24, ст. 230, п. 4 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении требований общества о признании недействительным решения инспекции в части доначисления НДС с сумм выигрыша в стимулирующих лотереях, проводимых обществом, суды исходили из того, что налогом на добавленную стоимость не облагаются операции по реализации товара путем проведения только тех лотерей, решение о проведение которых было принято уполномоченным органом исполнительной власти.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводом судов, исходя из следующего.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" стимулирующая лотерея - это лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи.
Судами установлено, что призовые фонды проведенных обществом стимулирующих лотерей сформированы за счет средств организатора лотереи, полученных обществом от осуществления игорной деятельности, как основного вида деятельности. Право на участие в данных лотереях не связано с внесением платы.
В соответствии с п 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации следующие операции:
организация тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов) организациями или индивидуальными предпринимателями игорного бизнеса; (пп.8)
проведение лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа исполнительной власти, включая оказание услуг по реализации лотерейных билетов; (пп.8.1)
Установив обстоятельства, связанные с проведением обществом спорных лотерей суды пришли к обоснованному выводу, что положения подпункта 8 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат применению в спорной правовой ситуации, поскольку стимулирующую лотерею нельзя признать основанной на риске (участник лотереи ничем не рискует, не оплачивая стоимости своего участия в лотерее).
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" разрешение на проведение лотереи выдается заявителю федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления.
При этом пп. 3 п. 8 данной статьи определено, что ее положения не распространяются на стимулирующие лотереи.
Статьями 13 и 14 указанного Федерального закона установлено, что по решению уполномоченного органа исполнительной власти проводятся следующие лотереи:
- всероссийская государственная лотерея на основании решения Правительства Российской Федерации;
- региональная государственная лотерея на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
- муниципальная лотерея на основании решения органа местного самоуправления.
Для проведения стимулирующих лотерей действующим законодательством решения органов исполнительной власти не требуются.
Такие лотереи проводятся по решению организации, при представлении в определенный законом срок в уполномоченный орган исполнительной власти (федеральный, региональный или местный) уведомления о проведении стимулирующей лотереи (ст. 7 Закона о лотереях).
Таким образом, проведение стимулирующих лотерей в соответствии с законодательством, регулирующим данные вопросы, носит не разрешительный, а уведомительный характер, в связи с чем положения подпункта 8.1 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации также не подлежат применению при рассмотрении данного дела.
При изложенных обстоятельствах, выводы налогового органа об отсутствии у общества оснований для освобождения от уплаты НДС, предусмотренных ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации, являются обоснованными и соответствуют действующему законодательству.
Доводы общества о том, что лотереи проводились им в рамках основной деятельности, подлежащий освобождению от НДС, участники лотереи несли определенные риски, поскольку являлись постоянными клиентами казино, выигравшими баллы, за которые получили право на участие в стимулирующих лотереях - проверялись судами при рассмотрении дела и обоснованно отклонены, как противоречащие установленным судами фактическим обстоятельствам и не основанные на нормах действующего законодательства.
Суд кассационной инстанции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют установленным при рассмотрении дела обстоятельствам, подтверждены материалами дела и не опровергнуты заявителем и инспекцией в кассационных жалобах, сторонами не приведено оснований, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Нарушений норм материального и процессуального права судами при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.03.2012 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2012 оставить без изменения, кассационные жалобы ООО "Голдстиль", Межрайонной ИФНС России N 49 по г. Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.А.Черпухина |
Судьи |
Н.В.Буянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.