г. Москва |
|
30 августа 2012 г. |
Дело N А41-9712/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Кузнецова А.М., Туболец И.В.
при участии в заседании:
от заявителя: ООО " Промзона Житнево" Мишукова С.Ю., доверенность от 9 августа 2011 года.
от заинтересованного лица: Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу извещен, представитель не явился
рассмотрев 23 августа 2012 года в судебном заседании кассационную жалобу Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу
на постановление от 08 июня 2012 г.
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Шевченко Е.Е., Кручининой Н.А., Мордкиной Л.М.
по заявлению ООО " Промзона Житнево" (ОГРН: 1035002006654)
к Департаменту Росприроднадзора по Центральному федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления от 13 февраля 2012 г. по делу об административном правонарушении N 13-35/179
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Промзона Житнево" (далее по тексту - ООО "Промзона Житнево", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу (далее по тексту - Росприроднадзор по ЦФО) от 13 февраля 2012 года N 13-35/179 о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 110 000 рублей штрафа.
Решением Арбитражного суда Московской области от 11 апреля 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества события и состава вмененного административного правонарушения. Постановление принято административным органом с соблюдением сроков и процедуры привлечения к ответственности.
При повторном рассмотрении Десятый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии события правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, постановлением от 08 июня 2012 года решение суда первой инстанции отменено постановление Департамента Росприроднадзора по ЦФО от 13 февраля 2012 года N 13-35/179 признано незаконным и отменено.
Росприроднадзор, не согласившись с выводами апелляционного суда, настаивает на отмене постановления на основании не соответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильному применения норм материального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы апелляционного суда об отсутствии события вмененного административного правонарушения основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих сорные правоотношения.
Представитель Росприроднадзора, в судебном заседании 9 августа 2012 года поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
В судебном заседании представитель и представленном отзыве, ООО "Промзона Житнево", возражая против удовлетворения кассационной жалобы, указал на законность и обоснованность судебного акта и отсутствии оснований к отмене.
Федеральный арбитражный суд Московского округа, изучив материалы дела, заслушав и обсудив доводы и возражения сторон, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, находит постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 июня 2012 года подлежащим отмене с оставлением в силе решения Арбитражного суда Московской области от 11 апреля 2012 года.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, что постановлением от 08 июня 2012 года решение суда первой инстанции отменено постановлением Департамента Росприроднадзора по ЦФО от 13 февраля 2012 года N 13-35/179 ООО "Промзона Житнево" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ. В качестве противоправного деяния вменено не соблюдение ООО "Промзона Житнево" по адресу: Московская область, Домодедовский район, территория промзона Житнево, дом 1, норм и требований природоохранного и экологического законодательства Российской Федерации, а именно нарушение требований статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункта 1 инструкции по заполнению формы паспорта опасного отхода, утвержденной приказом МПР России от 02 декабря 2002 года N785. В ходе проведенной плановой проверки было установлено, что ООО "Промзона Житнево" занимается деятельностью по эксплуатации и сдачи в аренду зданий, в ходе хозяйственной деятельности образуются отходы I-IV классов опасности (ртутные лампы, аккумуляторы свинцовые отработанные, мусор от бытовых помещений организаций несортированный, масла автомобильные отработанные, покрышки отработанные).
Образование отходов производства и потребления в результате деятельности общества подтверждается наличием Лимита размещения отходов производства и потребления N 0520-0-10-3 от 28 января 2010 года, договоров со специализированными организациями на утилизацию, обезвреживание, размещение отходов производства и потребления. При проверке было выявлено, что ООО "Промзона Житнево", не разработав паспорта на отходы I-IV класса опасности, нарушило требования статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункта 1 инструкции по заполнению формы паспорта опасного отхода, утвержденной приказом МПР России от 02 декабря 2002 года N785. Факт нарушения подтвержден актом проверки N 31-А от 23 января 2012 года составленным участием генерального директора общества Телешова И.И., протокол N 13-33/120 об административном правонарушении от 07 февраля 2012 года.
Полагая, что привлечение к ответственности произведено незаконно и без достаточных на то оснований ООО "Промзона Житнево" обратилось с настоящим требованием в суд.
Признавая незаконным и отменяя оспариваемое постановление Росприроднадзора апелляционный суд исходил из того, что ответственность, предусмотренная статьей 8.2 КоАП РФ, распространяется только на случаи несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований, предусмотренных природоохранным законодательством и санитарными нормами и правилами, и не касается нарушений иных требований - требований установленных Законом об отходах производства и потребления. Не применяется ответственность по статье 8.2 КоАП РФ к лицам, нарушающим требования Закона, не относящиеся к экологическим и санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам. Экологические требования предусматриваются природоохранным законодательством: прежде всего, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", а санитарно-эпидемиологические - СаНПинами. За невыполнение лицом, в процессе деятельности которой образуются отходы, требований Закона об отходах производства и потребления, не относящихся к экологическим и санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, является основанием для вынесения в адрес такого лица предписания об устранении нарушения (а при последующем невыполнении предписания - к ответственности за невыполнение предписания), но не для привлечения его к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ.
Выводы апелляционного суда ошибочны. Ошибочность выводов связана с неправильным применением норм материального права.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", определяющего правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в том числе при осуществлении хозяйственной деятельности, отходы производства и потребления, а также радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Таким образом, состав упомянутого административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Требования к обращению с опасными отходами установлены в статье 14 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", определяющего правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду.
Согласно пунктам 2, 3 данной статьи хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На эти виды отходов должен быть составлен паспорт, который составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
Такой порядок определен постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 года N 818.
Порядок организации работы по паспортизации опасных отходов регламентирован приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) от 15 августа 2007 года N 570 (далее - Порядок).
Согласно пунктам 2.1 и 2.7 Порядка паспорт опасных отходов - это документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе; документом, подтверждающим отнесение отхода к конкретному классу опасности для окружающей природной среды, является свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды, которое выдается для каждого конкретного вида отходов.
В пункте 2.4 Порядка установлено, что деятельность по паспортизации опасных отходов включает: подготовку заявителями сведений о происхождении, составе, свойствах отходов, конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания и материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды; рассмотрение Ростехнадзором и его территориальными органами материалов, представляемых заявителями, о происхождении, составе и свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания, отнесении отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды и подготовку документов о подтверждении (неподтверждении) отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды; оформление и выдачу территориальными органами Ростехнадзора документов, подтверждающих отнесение опасного отхода к классу опасности отхода для окружающей природной среды (свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды); согласование паспортов опасных отходов.
В силу пункта 3.5 Порядка территориальный орган Ростехнадзора должен рассмотреть материалы заявителя и выдать ему свидетельства о классе опасности отходов для окружающей природной среды и согласованные паспорта опасных отходов в 30-дневный срок с момента регистрации материалов либо в этот же срок направить заявителю уведомления об отказе в выдаче указанных документов с указанием причин отказа.
Форма паспорта опасного отхода и инструкция по ее заполнению утверждены приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02 декабря 2002 N 785 "Об утверждении паспорта опасного отхода".
Таким образом, как общим Федеральным законом в области охраны окружающей среды (экологическим), так и специализированным Федеральным законом в области обращения с отходами производства и потребления установлено экологическое требование - необходимость составления и согласования паспортов на опасные отходы.
Как уже было отмечено, отсутствие паспортов на опасные отходы является нарушением экологических требований, установленных федеральными законами.
В данном случае судом первой установлено и материалами дела подтверждается, что Общество, в процессе деятельности которого образуются отходы III и IV класса опасности, не составило паспорта на данные отходы и не представило в уполномоченный орган исполнительной власти отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении этих отходов.
Несоблюдение экологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или с иными опасными веществами образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Указанные выводы согласуются с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 12 июля 2011 года N 709/11.
При таких обстоятельствах, выводы апелляционного суда об отсутствии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ основаны на неправильном применении норм материального права, в связи с чем постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 июня 2012 г. подлежит отмене, а решение арбитражного суда Московской области от 11 апреля 2012 года оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 июня 2012 г. по делу N А41-9712/12 отменить. Решение арбитражного суда Московской области от 11 апреля 2012 года по настоящему делу оставить в силе.
Председательствующий |
Латыпова Р.Р. |
Судьи |
Кузнецов А.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.