г. Москва |
|
09 октября 2012 г. |
Дело N А40-21269/12-119-208 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ворониной Е.Ю.,
судей Борзыкина М.В., Долгашевой В.А.,
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества " Ростелеком" Москвитин О.А., доверенность от 09.04.2012 N 12-330, Касьянов А.Б., доверенность от 20.01.2012 N 12-28, Силкин В.В., доверенность от 23.03.2012 N 12-243,
от Федеральной службы по финансовым рынкам Кутейников А.А., доверенность от 16.04.2012 N 12-04/16072,
рассмотрев 02 октября 2012 года в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ростелеком"
на решение от 28 мая 2012 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Быковой Ю.Л.,
на постановление от 31 июля 2012 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Захаровой С.Л., Свиридовым В.А., Цымбаренко И.Б.
по заявлению открытого акционерного общества "Ростелеком" (ОГРН: 1027700198767)
к Федеральной службе по финансовым рынкам
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной службе по финансовым рынкам (далее - ФСФР России, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 20.12.2011 N 11-282/пн, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28 мая 2012 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2012 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить ввиду неправильного применения норм материального права и неполного выяснения обстоятельств, которые должны быть установлены по настоящему делу. Заявитель в обоснование своей кассационной жалобы указывает, что он обращал внимание судов на то, что отмеченные административным органом действия общества как нарушения законодательства, таковыми не являются.
В судебном заседании кассационной инстанции представители общества доводы жалобы поддержали, просил решение и постановление отменить и принять новый судебный акт.
Представитель административного органа возражал против доводов кассационной жалобы, полагая, что оспариваемые судебные акты являются законными и соответствуют имеющимся в деле доказательствам, в порядке, установленном статьёй 279 Арбитражного процессуального кодекса РФ, представлен отзыв.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов в порядке, установленном статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции полагает, что они подлежат отмене.
Судами при рассмотрении дела установлено, что в связи с проведением РО ФСФР России в ЦФО проверки сведений в отношении заявителя по фактам, изложенным в обращении акционера общества, выдано Предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 22.10.2011 N 11-ЕК-04/27107.
В данном предписании было указано на необходимость не позднее пяти рабочих дней с даты получения:
- устранить нарушения законодательства Российской Федерации;
- принять меры, направленные на недопущение в дальнейшей деятельности заявителя нарушений законодательства Российской Федерации;
- предоставить в ФСФР России отчет об исполнении предписания с приложением копий подтверждающих документов.
Основанием к вынесению данного предписания, послужили допущенные, по мнению ФСФР, нарушения Федерального закона от 26.12.1195 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", выразившееся в непредставлении акционеру выписки по счету депо, Программы долгосрочного стимулирования работников общества, без достаточных на то оснований.
Письмом от 14.11.2011 N 14-3/27410 заявитель предоставил в ФСФР России документы, свидетельствующие об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.
В связи с тем, что по состоянию на 14.11.2011 г. отчет об исполнении предписания в части принятия мер, направленных на недопущение в дальнейшем нарушений, предоставлен не был, в отношении общества составлен Протокол об административном правонарушении от 07.12.2011 N 11-381/пр-ап.
Постановлением о назначении административного наказания от 20.12.2011 N 11-282/пн общество признано виновным в совершении административного правонарушения по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ и ему назначен штраф в сумме 500 000 рублей.
Проверяя законность данного постановления по заявлению общества, отказывая в удовлетворении требований заявителя, суды исходили из того, что предписание административного органа в судебном порядке не оспаривалось, полномочия по вынесения предписания и постановления у административного органа имелись, следовательно, поскольку предписание не было исполнено обществом, доказано совершение им правонарушения, ответственность за которое установлена частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
При этом судами не было учтено следующее.
В соответствии с частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объективную сторону вменяемого правонарушения составляют действия (бездействие), в результате которых не выполняется законное предписание уполномоченного органа в области финансовых рынков.
Как показала проверка судебных актов, суды при принятии судебных актов, суды не проверяли законность предписания ФСФР России, за неисполнение которого на общество наложен административный штраф, т.е. не устанавливали обстоятельства, которые подлежали установлению при рассмотрении настоящего дела исходя из требований части 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
При обращении в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления ФСФР России общество, указывало на то, что предписание не соответствует требованиям законодательства. Суды двух инстанций в нарушение требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ оценки данным доводам заявителя не дали.
При этом суды не учли, что не оспаривание предписания административного органа обществом в самостоятельном порядке, не освобождает суд от обязанности устанавливать обстоятельства, выяснение которых следует из КоАП РФ, а именно законность предписания.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами не полно, судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду надлежит проверить законность предписания, неисполнение которого послужило основанием к принятию оспариваемого в настоящем деле постановления, установить имелась ли в действиях общества объективная сторона правонарушения, ответственность за которое установлена частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28 мая 2012 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2012 года по делу N А40-21269/12-110-208 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Воронина |
Судьи |
М.В. Борзыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.