город Москва |
|
07 июля 2011 г. |
Дело N А41-31200/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Петровой В.В., Кобылянского В.В.,
при участии в заседании:
от истца: Волчкова Л.В., доверенность N 6-1-19/59 от 14.01.2011 г.;
от ответчика: представитель не явился, извещен;
от третьих лиц: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 30 июня 2011 года в судебном заседании кассационную жалобу
ответчика - ТУ Росимущества в Московской области
на решение от 29 ноября 2010 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Матеенковым А.В.,
на постановление от 28 марта 2011 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Гагариной В.Г., Бархатовым В.Ю., Виткаловой Е.Н.,
по делу N А41-31200/10
по иску Комитета по управлению имуществом Егорьевского муниципального района Московской области
о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок
к ТУ Росимущества в Московской области,
третьи лица: ООО "Сан-Гобен Строительная продукция Рус", Управление Росреестра по Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом Егорьевского муниципального района Московской области (далее - комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - управление, ТУ Росимущества в Московской области) о признании отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:30:001 07 23:0003, расположенный по адресу: Московская область, г. Егорьевск, ул. Смычка, общей площадью 15.250 кв.м. и на земельный участок с кадастровым номером 50:30:001 00 00:0002, расположенный по адресу: Московская область, г. Егорьевск, Промзона, общей площадью 27.500 кв.м.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - регистрирующий орган), общество с ограниченной ответственностью "Сан-Гобен Строительная продукция Рус".
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 ноября 2010 года исковые требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 28 марта 2011 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ТУ Росимущества в Московской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить полностью и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального права. По мнению заявителя, выводы, изложенные в судебных актах, не соответствуют действующему законодательству.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на то, что в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок именно Российская Федерация является правообладателем спорных земельных участков. Судом первой инстанции не дана правовая оценка тому обстоятельству, что действия регистрирующего органа, направленные на регистрацию права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, не оспорены и не признаны судом незаконными.
ТУ Росимущества в Московской области, ООО "Сан-Гобен Строительная продукция Рус" и Управление Росреестра по Московской области, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил оставить обжалованные судебные акты без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истца, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанции, 31.12.2003 г. Главой Егорьевского района Московской области принято постановление N 4596 "О сдаче в аренду земельного участка", в соответствии с которым ООО "Сан-Гобен Изовер Егорьевск" предоставлен в аренду земельный участок общей площадью 27.500 кв.м. из категории земель поселений, расположенный по адресу: Московская область, г. Егорьевск, в указанных на кадастровом плане границах. Разрешенное использование земельного участка - для промышленного строительства. Цель предоставления - эксплуатация железнодорожного пути со зданиями производственного назначения.
30.01.2004 г. между комитетом (арендодатель) и ООО "Сан-Гобен Изовер Егорьевск" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 032/04.
В соответствии с пунктом 1.1 данного договора арендодатель предоставляет в пользование за плату земельный участок общей площадью 27.500 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, г. Егорьевск, Промзона, в указанных на кадастровом плане границах, а арендатор принимает его.
Согласно пункту 1.2 договора от 30.01.2004 г. N 032/04 арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 50:30:001 00 00:0002 из категории земель поселений, разрешенное использование - для промышленного строительства, цель предоставления - эксплуатация железнодорожного пути со зданиями производственного назначения, расположенный по адресу: Московская область, г. Егорьевск, Промзона, в границах, указанных в кадастровом плане участка, прилагаемом к данному договору и являющемся его неотъемлемой частью, общей площадью 27.500 кв.м.
В соответствии с пунктом 1.3 договора от 30.01.2004 г. N 032/04 на дату подписания указанного договора на земельном участке расположен линейный объект: подъездной железнодорожный путь протяженностью 3.600,5 м (пути N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8), принадлежащий арендатору на праве собственности. Право собственности на данный объект недвижимости зарегистрировано 15.04.2002 г. в МОРП, запись регистрации N 50-01.30-04.2002-70.2.
Срок действия договора аренды земельного участка установлен по 30.11.2052г. включительно (пункт 2.1 договора от 30.01.2004 г. N 032/04).
Согласно кадастровому плану земельного участка с кадастровым номером 50:30:001 00 00:0002 от 15.12.2003 г. N 03/03-3336 сведения о правообладателе данного земельного участка не зарегистрированы.
30.12.2003 г. Главой Егорьевского района Московской области принято постановление N 4579 "О сдаче в аренду земельного участка", в соответствии с которым ООО "Сан-Гобен Изовер Егорьевск" предоставлен в аренду земельный участок общей площадью 15.250 кв.м из категории земель поселений, расположенный по адресу: Московская область, г. Егорьевск, ул. Смычка, в указанных на кадастровом плане границах. Разрешенное использование земельного участка - для промышленного строительства. Цель предоставления - строительство объекта недвижимости производственного назначения, завод по производству строительной теплоизоляции.
30.01.2004 г. между комитетом (арендодатель) и ООО "Сан-Гобен Изовер Егорьевск" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 026/04.
В соответствии с пунктом 1.1 данного договора арендодатель предоставляет в пользование за плату земельный участок общей площадью 15.250 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, г. Егорьевск, ул. Смычка, в указанных на кадастровом плане границах, а арендатор принимает его.
Согласно пункту 1.2 договора от 30.01.2004 г. N 026/04 арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 50:30:001 07 23:0003 из категории земель поселений, разрешенное использование - для промышленного строительства, цель предоставления - строительство объекта недвижимости производственного назначения, завод по производству строительной теплоизоляции, расположенный по адресу: Московская область, г. Егорьевск, ул. Смычка, в границах, указанных в кадастровом плане участка, прилагаемом к данному договору и являющемся его неотъемлемой частью, общей площадью 15.250 кв. м.
В соответствии с пунктом 1.3 договора от 30.01.2004 г. N 026/04 на дату подписания указанного договора на земельном участке строений и сооружений не имеется.
Срок действия договора аренды земельного участка установлен по 30.11.2006 г. включительно (пункт 2.1 договора от 30.01.2004 г. N 026/04).
Согласно кадастровому плану земельного участка с кадастровым номером 50:30:001 07 23:0003 от 11.12.2003 г. N 03/03-3326 сведения о правообладателе данного земельного участка не зарегистрированы.
Суды установили, что вышеуказанные договоры аренды земельных участков зарегистрированы в установленном законом порядке.
По данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на спорные земельные участки зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21.12.2009 г. N 30/033/2009-234 на земельный участок с кадастровым номером 50:30:001 07 23:0003, площадью 15.250 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, г. Егорьевск, ул. Смычка, и на земельный участок с кадастровым номером 50:30:001 00 00:0002, площадью 27.500 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, г. Егорьевск, Промзона, зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Ссылаясь, что государственная регистрация права федеральной собственности на указанные земельные участки проведена с нарушением статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 17.07.2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ) и является незаконной, комитет обратился в арбитражный суд с заявлением о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки.
Исковые требования основаны на статье 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ), статьях 2, 21 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), статье 2 Федерального закона N 101-ФЗ, статье 2 Закона Московской области от 07.06.1996 г. N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" (далее - Закон Московской области N 23/96-ОЗ).
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 101-ФЗ право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством России.
Судами установлено, что согласно выписки из ЕГРП правообладателем спорных земельных участков указана Российская Федерация.
Согласно статье 2 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В порядке пункта 2 статьи 9 Земельного кодекса Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Таким образом, с момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки у заявителя отсутствует право распоряжения им, в том числе, право сдачи его в аренду, а также право получать арендные платежи.
Истец считает, что запись в ЕГРП о праве собственности за Российской Федерацией нарушает его законные права на распоряжение земельным участком, собственность на который не разграничена.
По смыслу статьи 12 ГК РФ определение законом способов защиты гражданских прав направлено, на восстановление нарушенного права. В связи с этим содержащийся в статье 12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Заявителем по настоящему делу избран такой способ защиты как признание отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на вышеуказанный земельный участок.
Такой способ оспаривания зарегистрированного права собственности Российской Федерации не противоречит положениям статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и нормам Федерального закона N 122-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV названного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в федеральной собственности находятся земельные участки:
- которые признаны таковыми федеральными законами;
- право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Из части 2 статьи 2 Федерального закона N 101-ФЗ следует, что основанием для регистрации права собственности на земельные участки как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, в отношении которых у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Вместе с тем, указанные акты в настоящее время не приняты, в связи с чем невозможна регистрация права на земельные участки, как субъектов, так и муниципальных образований, и как следствие - наличие у этих субъектов доказательств существования зарегистрированного права.
Как следует из пункта 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу о том, что законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности.
В соответствии со статьей 30.1 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 г. N 404.
В силу статей 9, 13, 17 Федерального закона N 122-ФЗ при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Суды установили, что в регистрирующий орган для регистрации права собственности за Российской Федерацией не представлялись как правоустанавливающие документы на спорные земельные участки, так и доказательств факта разграничения права государственной собственности на спорные земельные участки произведенного в установленном законом порядке.
При этом регистрация прав в Российской Федерации носит заявительный характер.
Суды указали, что доказательств обращения Российской Федерацией о регистрации права собственности на спорные участки суду не представлено.
Государственная регистрация, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.07.2001 г. N 154-О, призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях.
При таких обстоятельствах, суды пришли к правильному выводу о том, что спорные земельные участки являются государственной собственностью, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент внесения записи, право собственности у Российской Федерации на земельные участки могло возникнуть в связи с признанием таковых федеральными законами, право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, а также в случае приобретения земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".
Судами установлено, что управление не представило суду доказательств наличия законных оснований для возникновения права собственности Российской Федерации на спорные участки.
Доказательств внесения земельных участков с кадастровыми номерами 50:30:001 07 23:0003, 50:30:001 00 00:0002 в реестр федеральной собственности, отнесения данных земельных участков к исключительной собственности Российской Федерации, управлением не представлено и в материалах дела такие доказательства отсутствуют.
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено доказательств принятия уполномоченным органом акта о том, что спорный земельный участок является федеральной собственностью.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено законом.
Судами установлено, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации с внесением соответствующих записей в ЕГРП на спорные земельные участки произведена регистрирующим органом при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ, а также без подачи соответствующего заявления уполномоченного органа о государственной регистрации права.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Доказательства обращения управления к регистрирующему органу с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на рассматриваемый земельный участок суду не представлено, в материалах дела и в материалах регистрационного дела такие сведения отсутствуют.
Учитывая изложенные обстоятельства, суды пришли правомерному выводу о том, что право собственности Российской Федерации на указанные выше земельные участки зарегистрировано при отсутствии документов-оснований, а также в отсутствие заявления правообладателя, вследствие чего не может быть признано законно возникшим.
Суды также указали, что в материалах дела отсутствуют доказательства наличия на спорных земельных участках объектов недвижимого имущества, на которые в установленном законом порядке зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
При этом из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 50:30:001 00 00:0002 предоставлен для эксплуатации железнодорожного пути со зданиями производственного назначения.
Согласно договору аренды земельного участка от 30.01.2004 г. N 032/04 на земельном участке с кадастровым номером 50:30:001 00 00:0002 по адресу: Московская область, г. Егорьевск, Промзона, расположен линейный объект: подъездной железнодорожный путь протяженностью 3.600,5 м (пути N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8), принадлежащие арендатору на праве собственности. Право собственности на данный объект недвижимости зарегистрировано 15.04.2002 г. в МОРП, запись регистрации N 50-01.30-04.2002-70.2.
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка с кадастровым номером 50:30:001 00 00:0002, разрешенное использование: для промышленного строительства, на данном земельном участке расположен объект недвижимости: 50:30:001 00 00:0002:0001, инв. N 6278 (раздел В.3 кадастрового паспорта).
Право собственности на указанный линейный объект недвижимости (подъездной железнодорожный путь протяженностью 3.600, 5 м (пути 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8), инв. N 6278, лит. П1), расположенный на земельном участке с кадастровым номером 50:30:001 00 00:0002, зарегистрировано за ООО "Сан-Гобен Изовер Егорьевск", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 15.04.2002 г. серия 50АГ N 649268.
Доказательства наличия иных объектов недвижимого имущества, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 50:30:001 00 00:0002 в материалы дела не представлены.
Как следует из договора аренды земельного участка от 30.01.2004 г. N 026/04 на земельном участке с кадастровым номером 50:30:001 07 23:0003, общей площадью 15.250 кв.м, расположенном по адресу: Московская область, г. Егорьевск, ул. Смычка, строений и сооружений не имеется.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами судов о том, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки произведена при отсутствии предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации оснований.
Довод кассационной жалобы о том, что действия регистрирующего органа, направленные на регистрацию права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки, не оспорены и не признаны судом незаконными, обоснованно отклонен арбитражным судом апелляционной инстанции, поскольку в судебном порядке может быть оспорено зарегистрированное право, а не сама запись о регистрации или действия регистрирующего органа по внесению такой записи.
Поскольку в Гражданском кодексе Российской Федерации, в Федеральном законе N 122-ФЗ, в иных законах не предусмотрен такой способ защиты как признание незаконным зарегистрированного права, оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество может происходить лишь с использованием установленных гражданским законодательством способов защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения.
Таким образом, истец избрал надлежащий способ защиты нарушенного права.
Кассационная коллегия находит выводы судов первой и апелляционной инстанции об удовлетворении исковых требований законным и обоснованным, сделанным при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельствах по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешение спора по существу.
Суд кассационной инстанции считает, что обоснованность обжалованного судебного акта доводами кассационной жалобы не опровергается.
На основании изложенного, а также, принимая во внимание, что доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 29 ноября 2010 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 28 марта 2011 года по делу N А41-31200/10 оставить без изменения, кассационную жалобу ТУ Росимущества в Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
В.В. Петрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено законом.
Судами установлено, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации с внесением соответствующих записей в ЕГРП на спорные земельные участки произведена регистрирующим органом при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ, а также без подачи соответствующего заявления уполномоченного органа о государственной регистрации права.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
...
Поскольку в Гражданском кодексе Российской Федерации, в Федеральном законе N 122-ФЗ, в иных законах не предусмотрен такой способ защиты как признание незаконным зарегистрированного права, оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество может происходить лишь с использованием установленных гражданским законодательством способов защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 7 июля 2011 г. N Ф05-5252/11 по делу N А41-31200/2010