город Москва |
|
12 сентября 2014 г. |
Дело N А41-48023/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Денисовой Н.Д., Кузнецова В.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ЗАО "Фарот": не явились, извещены
от ответчика Управления Росреестра по Московской области: Бадмаева С.А. (дов. N 211-Д от 23.12.2013 г.);
от ответчика Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии: Бадмаева С.А. (дов. N 190-Д от 12.05.2014 г. в порядке передоверия по дов. N 20/053-НА от 06.03.2014 г.);
рассмотрев 09 сентября 2014 г. в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 13 мая 2014 г.,
принятое судьями Немчиновой М.А., Мищенко Е.А., Игнахиной М.В.
по делу N А41-48023/13
по заявлению закрытого акционерного общества "Фарот" (ОГРН1035004465583; 117461, г. Москва, ул. Каховка, д. 20)
к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (ОГРН 1047796940465; 109830, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 4А), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561; 143407, Московская область, г. Красногорск, ул. Речная, д. 8)
о признании незаконным отказа и взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ: 24 января 2013 г. закрытое акционерное общество "Фарот" (далее - ЗАО "Фарот", общество, заявитель) обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области, регистрирующий орган, ответчик) с заявлением вх. N 61/001/2013-213 о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - квартиру, расположенную по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Одинцово, ул. Чистяковой, д. 42, кв. 185.
Для государственной регистрации права собственности заявителем был представлен, в том числе кадастровый паспорт на указанный выше объект недвижимого имущества - квартиру, составленный 27 августа 2012 г. Московским областным филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ".
12 февраля 2013 г. Управлением Росреестра по Московской области государственная регистрация права собственности в отношении недвижимого имущества по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Одинцово, ул. Чистяковой, д. 42, кв. 185 была приостановлена в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав) на срок с 12 февраля 2013 г. по 11 марта 2013 г.
Основанием для приостановления государственной регистрации явилось отсутствие в представленном заявителем кадастровом паспорте кадастрового номера объекта недвижимого имущества (квартиры), вследствие чего, не удается установить учтена ли спорная квартира в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), и имеются ли сведения о нем в государственном кадастре недвижимости.
Кроме того, регистрирующим органом в целях предоставления необходимых сведений и документов для устранения причин, препятствующих государственной регистрации, был направлен запрос в кадастровую палату по Московской области с просьбой предоставить кадастровый паспорт на объект, заявленный к государственной регистрации права.
В связи с тем, что причины, препятствующие проведению государственной регистрации, заявителем не были устранены, Управление Росреестра по Московской области 11 марта 2013 г. отказало в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - квартиру, расположенную по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Одинцово, ул. Чистяковой, д. 42, кв. 185 на основании абзаца 12 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав, о чем направило сообщение за N 61/001/2013-245.
В обоснование отказа указано на то, что регистрирующему органу не удалось установить, учтена ли квартира как объект недвижимости (ответ на упомянутый запрос в кадастровую палату не был получен) в соответствии с Законом о кадастре, имеются ли сведения о ней в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН).
Полагая, что указанный отказ не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества, ЗАО "Фарот" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации от 11 марта 2013 г. N 61/001/2013-245, а также о взыскании убытков, связанных с оплатой государственной пошлины за государственную регистрацию прав в размере 15 000 руб.
Определением Арбитражного суда Московской области от 27 августа 2013 г. по делу N А41-32103/13 требование ЗАО "Фарот" в отношении отказа в государственной регистрации права собственности на квартиру N 185 в многоквартирном доме по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Одинцово, ул. Чистяковой, д. 42 выделено в отдельное производство с присвоением номера дела А41-48023/13.
В ходе судебного разбирательства ЗАО "ФАРОТ" уточнило заявленные требования и просило признать незаконным отказ Управления Росреестра по Московской области от 11 марта 2013 г. N 61/001/2013-245 в государственной регистрации права собственности на квартиру N 185 по адресу: Московская область, Одинцовский район, ул. Чистяковой д. 42, а также взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии за счет казны Российской Федерации убытки в размере 15 000 рублей.
При этом просило привлечь к участию в деле в качестве заинтересованного лица Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Определением Арбитражного суда Московской области от 05 ноября 2013 г. ЗАО "ФАРОТ" было отказано в удовлетворении ходатайства об уточнении заявленных требований, поскольку изменяется предмет и основания ранее заявленных требований. Ходатайство ЗАО "ФАРОТ" о привлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии также было оставлено судом без удовлетворения.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 декабря 2013 г. (с учетом дополнительного решения от 13 февраля 2014 г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ЗАО "Фарот" обжаловало его в апелляционном порядке.
Определением от 19 марта 2013 г. суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, поскольку судом первой инстанции было неправомерно отказано в удовлетворении ходатайства ООО "Фарот" об уточнении заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Указанным определением к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 февраля 2014 г. решение суда первой инстанции отменено, заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ Управления Росреестра по Московской области в государственной регистрации от 11 марта 2013 г. N 61/001/2013-245 в государственной регистрации права собственности на квартиру N 185 по адресу: Московская области, Одинцовский район, ул. Чистяковой, д. 42, а также с Российской Федерации в лице Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии за счет казны Российской Федерации взыскана сумма убытков в размере 15 000 руб., перечисленная платежным поручением N 6 от 15 января 2013 г.
В кассационной жалобе Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии просит об отмене постановления суда апелляционной инстанции, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие порядок государственной регистрации права на недвижимое имущество (квартиру), поскольку выданный Московским областным филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" кадастровый паспорт от 27 августа 2012 г. на заявленную к регистрации квартиру подтверждал только прохождение государственного технического, но не кадастрового учета и что для прохождения государственного кадастрового учета сведения об этом объекте должны быть внесены в государственный кадастр недвижимости Кадастровой палатой. Заявителем также указано на то, что на момент обращения общества в суд регистрирующим органом произведена не только государственная регистрация права собственности этого лица, но и государственная регистрация перехода права собственности к последующему приобретателю квартиры. Кроме того, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии указано на необоснованное взыскание убытков, поскольку необходимости в повторной уплате государственной пошлины у общества бы не было в случае если он воспользовался своим правом на обжалование отказа в государственной регистрации от 14 марта 2013 г.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель ответчиков поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель ЗАО "Фарот" в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчиков, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене постановления суда апелляционной инстанции.
В соответствии с абзацем 12 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
Согласно статьям 16-18 указанного закона государственная регистрация прав проводится при наличии оснований для государственной регистрации, на основании заявления, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения и которые в свою очередь должны соответствовать требования к предоставляемым на государственную регистрацию документам.
Пунктом 3 статьи 12 Закона о государственной регистрации прав установлено, что в случае, если в установленном порядке объекту недвижимого имущества не присвоен кадастровый номер, идентификация объекта недвижимого имущества в ЕГРП осуществляется по условному номеру, который присваивается ему органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.
В соответствии со статьей 43 Закона о кадастре до 01 января 2013 г. устанавливается переходный период применения Закона о кадастре к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (пункт 1).
В переходный период положения Закона о кадастре не применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (пункт 2).
В переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещений объектов незавершенного строительства осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу Закона о кадастре нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда (пункт 2.1).
В переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляют органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в ранее установленном порядке осуществления государственного учета (пункт 2.3).
В переходный период соответствующие органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдают кадастровые паспорта объектов недвижимости (пункт 3).
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Закона о кадастре государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе, технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 Закона о кадастре особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с этим Законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости).
Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что сведения о ранее учтенных объектах недвижимости включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. В срок до 01 января 2013 г. органы по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения, государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, передают в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
При включении сведений и соответствующих документов о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости такому объекту недвижимости присваивается кадастровый номер (пункт 4 статьи 45 Закона о кадастре).
Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости предоставляются в порядке, установленном статьей 14 Закона о кадастре, с учетом определенных этой статьей Закона особенностей (пункт 4 статьи 45 Закона о кадастре).
Порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1 "О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости" (далее - Порядок), в соответствии с которым на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии в срок до 01 января 2013 г. возложена обязанность обеспечить включение в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов о ранее учтенных зданиях, сооружениях, помещениях, объектах незавершенного строительства, а также о земельных участках, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера.
В соответствии с пунктом 4 Порядка включение в ГКН сведений и содержащих указанные сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости осуществляется органом кадастрового учета.
Согласно пункту 5 Порядка источниками для включения в ГКН сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости являются, в том числе, технические и кадастровые паспорта зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, хранящиеся в архивах органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации.
Пунктом 7 Порядка установлено, что включение в ГКН сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтенном объекте недвижимости сопровождается присвоением такому объекту кадастрового номера в соответствии с порядком присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, установленным Минэкономразвития России в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
В силу пунктов 8 и 12 Порядка включение в ГКН сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтенном объекте недвижимости осуществляется на основании переданных организациями технического учета копий технических паспортов объектов технического учета в орган кадастрового учета по его письменному запросу. В целях организации работ по передаче копий технических паспортов объектов технического учета орган кадастрового учета изначально направляет письменный запрос в организацию технической инвентаризации о представлении перечня объектов технического учета, в отношении которых такой организацией изготовлены технические или кадастровые паспорта. Копии технических паспортов объектов технического учета передаются организациями технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его письменному запросу в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения такого запроса.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции указал на то, что отсутствие кадастрового номера в кадастровом паспорте недвижимости в рассматриваемом случае не могло являться основанием для отказа в государственной регистрации права на квартиру, в связи с чем оспариваемый отказ не соответствует требованиям закона, и поскольку оспариваемый отказ привел к несвоевременной реализации права общества на внесение в ЕГРП записи о регистрации права на квартиру, а также к необходимости дважды оплачивать государственную пошлину, что повлияло на имущественное положение общества, то он нарушает права и законные интересы заявителя.
Вывод суда основан на тех обстоятельствах, что представленный заявителем на государственную регистрацию кадастровый паспорт на квартиру, составленный Московским областным филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 27 августа 2012 г., подтверждал, что заявленный к регистрации объект является ранее учтенным объектом недвижимости, а отсутствие кадастрового номера в кадастровом паспорте объекта недвижимости свидетельствует лишь о том, что сведения об объекте недвижимости на момент получения кадастрового паспорта не внесены в ГКН, а не о том, что объект недвижимости считается неучтенным в соответствии с Законом о кадастре.
Учитывая изложенное суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод суда о том, что отсутствие кадастрового номера в кадастровом паспорте объекта недвижимости в рассматриваемом случае не могло являться основанием для отказа в государственной регистрации права на квартиру.
Обоснованным является и вывод суда апелляционной инстанции о нарушении оспариваемым отказом прав и законных интересов заявителя, поскольку оспариваемый отказ привел в данном случае к несвоевременной реализации права общества на внесение в ЕГРП записи о регистрации права на квартиру, к необходимости повторного предоставления документов для регистрации, а также к необходимости дважды оплачивать государственную пошлину.
Статьей 31 Закона о государственной регистрации прав определена ответственность регистрирующего органа при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с пунктом 1 названной статьи органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, в соответствии с настоящим Федеральным законом несут ответственность за своевременное, полное и точное исполнение своих обязанностей, указанных в настоящем Федеральном законе, а также за полноту и подлинность предоставляемой информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, необоснованный (не соответствующий основаниям, указанным в настоящем Федеральном законе) отказ в государственной регистрации прав или уклонение от государственной регистрации прав.
Вред, причиненный физическим или юридическим лицам в результате ненадлежащего исполнения органами, осуществляющими государственную регистрацию прав, возложенных на них настоящим Федеральным законом обязанностей, в том числе в результате внесения в Единый государственный реестр прав записей, не соответствующих закону, иному правовому акту, правоустанавливающим документам, возмещается за счет казны Российской Федерации в полном объеме (пункт 3 статьи 31 Закона о государственной регистрации прав).
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Удовлетворяя требования заявителя в части взыскания убытков в размере 15 000 руб., суд апелляционной инстанции исходил из тех обстоятельств, что оспариваемый отказ, не основанный на законе, повлиял на имущественное положение ЗАО "Фарот", привел к нарушению прав и его законных интересов, в результате незаконных действий Управления Росреестра по Московской области общество было вынуждено повторно оплатить государственную пошлину за государственную регистрацию права собственности на квартиру.
Факт оплаты государственной пошлины подтверждается платежным поручением N 6 от 15 января 2013 г.
Принимая во внимание, что регистрация права собственности общества была осуществлена при повторном обращении заявителя и при дополнительных затратах последнего, в то время как решение Управления Росреестра по Москве от 11 марта 2013 г. об отказе в государственной регистрации права признано судом незаконным, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод суда апелляционной инстанции о наличии оснований для взыскания убытков в заявленном размере.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого по делу судебного акта.
При таких обстоятельствах постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 13 мая 2014 г. по делу N А41-48023/13 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Н.Д.Денисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.