г. Москва |
|
15 октября 2012 г. |
Дело N А41-7056/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 октября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В. А.,
судей Борзыкина М. В., Ворониной Е. Ю.,
при участии в заседании:
от заявителя ООО "Боцман" - не явился (извещен надлежаще)
от ответчика Глава г.п. Загорянский Щелковского муниципального района Московской области - Раманаусканс Н.А. - дов. от 25.10.2011 г. N 490от Администрации г.п. Загорянский Щелковского муниципального района Московской области - Раманаусканс Н.А. - дов. от 05.08.2011 г. N 344от Администрации Щелковского муниципального района Московской области - не явился (извещен надлежаще)
рассмотрев 09 октября 2012 г. в судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района Московской области
на решение от 10 августа 2012 г.
Арбитражного суда Московской области
принятое судьями Востоковой Е.А., Захаровой Н.А., Соловьевым А.А.
по заявлению ООО "Боцман" (ОГРН: 1025006527370)
к Главе городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района Московской области, Администрации городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района Московской области, Администрации Щелковского муниципального района Московской области
о признании недействующим постановления от 01 ноября 2011 г. N 281 "О резервировании земель в городском поселении Загорянский для муниципальных нужд в целях реализации проекта планировки общественно-делового центра (рядом с платформой Загорянская)"
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Московской области от 10.08.2012 г. по заявлению ООО "Боцман" (далее - общество) признано недействующим постановление Главы городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района Московской области от 01.11.2011 г. N 281 "О резервировании земель в городском поселении Загорянский для муниципальных нужд в целях реализации проекта планировки общественно-делового центра" в части резервирования земельных участков:
- с кадастровым номером 50:14:070101:0002, площадью 130, кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, д.п. Загорянский, пристанционная площадь у ж.д. платформы;
- с условным номером 50:14:01, площадью 200, кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, д.п. Загорский, на станционной площади у ж.д. платформы;
- с условным номером 50-14-01, площадью 182,0 кв.м., расположенного по адресу: Московская область. Щелковский район, д.п. Загорянский, у ж.д. платформы.
В кассационной жалобе Администрация городского поселения Загорянский просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что оспариваемое постановление принято с соблюдением требований действующего законодательства.
Проверив обоснованность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены.
При рассмотрении спора судом установлено, что 03.03.1998 г. между Администрацией Щелковского района Московской области и ООО "Боцман" был заключен Договор аренды земельного участка N 01-2, согласно которому ООО "Боцман" был передан в аренду для размещения торгового павильона земельный участок с кадастровым номером 50-14-01, площадью 182 кв.м., расположенный по адресу: пос. Загорянский у железнодорожной платформы. 28 апреля 1998 г. между Администрацией Щелковского района Московской области и ООО "Боцман" был заключен Договор аренды земельного участка N 01-3, согласно которому ООО "Боцман" был передан в аренду для размещения торгового павильона N 2 земельный участок с кадастровым номером 50-14-01, площадью 200 кв.м., расположенный по адресу: пос. Загорянский на станционной площади у ж. д. платформы.
24 марта 2001 г. между Администрацией Щелковского района Московской области и ООО "Боцман" был заключен Договор аренды земельного участка N 01-16, согласно которому ООО "Боцман" был передан в аренду под размещение торговых рядов земельный участок с кадастровым номером 50-14-070101-0002. площадью 130 кв.м., расположенный по адресу: пос. Загорянский, Пристанционная площадь.
01 ноября 2011 г. было принято постановление Главы городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района Московской области от N 281 "О резервировании земель в городском поселении Загорянский для муниципальных нужд в целях реализации проекта планировки общественно-делового центра (рядом с платформой Загорянская)" с приложением схемы резервирования земель и перечня кадастровых номеров земельных участков, которые полностью расположены в границах резервируемых земель.
Указанное постановление было опубликовано в газете "Новый горожанин" за декабрь N 34 (57)/2011 (подписано в печать 23.12.2011 г.), являющейся официальным печатным изданием городского поселения Загорянский (на основании постановления главы городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района Московской области от 29.03.2010 г. N 49).
В соответствии с пунктами 11, 12 и 13 Перечня кадастровых номеров земельных участков, которые полностью расположены в границах резервируемых земель, являющегося приложением N 2 к оспариваемому нормативному правовому акту, в числе зарезервированных на основании указанного постановления земель находятся три земельных участка, принадлежащих ООО "Боцман" на праве аренды.
ООО "Боцман" считает указанное постановление не соответствующим Федеральному закону от 06 октября 2003 г. N 131-Фз "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Земельному кодексу РФ, нарушающим права ООО "Боцман" в сфере предпринимательской деятельности и подлежащим признанию недействительным в части резервирования земельных участков, принадлежащих ООО "Боцман".
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из наличия правовых оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим.
Выводы суда являются правильными, основанными на материалах дела.
Частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражному суду подведомственны споры об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (п.1 ч.1 ст.29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (ч. 4 и 5 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что постановление принято Главой Администрации в рамках своей компетенции.
Под резервированием земель понимается реализуемая в определенном (административном) порядке процедура, при которой происходит ограничение прав на землю и оборотоспособности земельных участков на определенный срок в целях решения государственных или местных задач.
В соответствии со статьей 70.1 Земельного кодекса резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 данного Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов. Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 г. N 561 утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно п.5 Положения решение о резервировании земель должно содержать: цели и сроки резервирования земель; реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель- ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель, сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Данные решение и схема должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участка (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель (п. 6 Положения).
Исследовав и оценив в порядке, определенном статьями 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, с учетом вышеуказанных норм права, суд пришел к обоснованному выводу, что обжалуемое постановление не соответствует требованиям земельного законодательства.
Из смысла статей 49, 56, 56.1 ст. 70.1 ЗК РФ резервирование земель допускается только в отношении земель находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных другим лицам в землепользование, с соблюдением положений статьи 49 ЗК РФ и обоснованием необходимости такого резервирования.
Между тем, судом установлено, что заявителем по делу осуществляется землепользование в отношении спорных земельных участков на основании договоров аренды, заключенных с Администрацией Щелковского муниципального района Московской области.
В соответствии со статьей 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Из пункта 1 статьи 607 ГК РФ следует, что в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
Договоры являются действующими, принцип платности землепользования осуществлялся путем внесения арендных платежей, в подтверждение чего заявителем в материалы дела представлены соответствующие платежные поручения за весь период действия договоров.
В судебном заседании представитель арендодателя - Администрации Щелковского муниципального района Московской области - подтвердил факт наличия арендных отношений, указал, что у арендодателя отсутствуют претензии к арендатору по вопросам исполнения договоров аренды.
Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу о том, что Главой городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района Московской области в нарушение статей 49, 56, 56.1, 70.1 ЗК РФ было вынесено постановление о резервировании земель, предоставленных в землепользование ООО "Боцман".
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что, рассматривая споры, связанные с применением ст.36 Земельного кодекса РФ, суды должны оценивать доводы органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Таким образом, резервирование земельного участка для муниципальных нужд является основанием для отказа в его предоставлении в собственность по правилам ст. 36 ЗК РФ, что в данном случае нарушает права ООО "Боцман".
Также судом установлено, что на земельных участках с кадастровым номером 50:14:070101:0002, площадью 130, кв.м. и условным номером 50:14:01, площадью 200, кв.м., расположены торговый павильон и торговые ряды, которые используются ООО "Боцман" в хозяйственной деятельности.
В соответствии с абзацем 2 пункта 8 статьи 31 ЗК РФ в случае осуществления собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка строительства или осуществления иных улучшений земельного участка, расположенного в границах зарезервированных земель, после информирования указанных лиц о резервировании земель собственник такого земельного участка, землепользователь, землевладелец, арендатор такого земельного участка несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством на таком земельном участке или с иным его улучшением.
О резервировании арендуемых земельных участков ООО "Боцман" было проинформировано через опубликование оспариваемого постановления в газете "Новый горожанин" за декабрь N 34 (57)/2011 (подписано в печать 23.12.2011 г.), являющейся официальным печатным изданием городского поселения Загорянский (на основании постановления главы городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района Московской области от 29.03.2010 г. N 49).
Учитывая, что земельные участки были переданы ООО "Боцман" в аренду для строительства (для размещения двух торговых павильонов и торговых рядов), то с момента опубликования оспариваемого постановления у ООО "Боцман" возник риск отнесения на него затрат и убытков, связанных со строительством на этих земельных участках или с иными его улучшениями, что нарушает права ООО "Боцман" в сфере предпринимательской деятельности.
Выявленное судом несоответствие явилось самостоятельным основанием для признания обжалуемого нормативного акта недействующими в соответствующей части.
Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом рассмотрения суда и получили надлежащую правовую оценку. Кроме того, данные доводы направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и представленных доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо.
Обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 10 августа 2012 года по делу N А41-7056/12 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.А. Долгашева |
Судьи |
М.В. Борзыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.