город Москва |
|
14 декабря 2012 г. |
Дело N А41-1703/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Кобылянского В.В.,
судей Стрельникова А.И. и Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истцов - от Администрации Одинцовского района Московской области - Тихонова А.И. по дов. от 11.01.2012,
от Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского района Московской области - Тихонова А.И по дов. от 10.01.2012,
от ответчика - ТУ Росимущества в Московской области - неявка, извещено,
от третьих лиц: от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - неявка, извещено,
от ООО "БЭСИДА" - неявка, извещено,
рассмотрев 10 декабря 2012 года в судебном заседании кассационную жалобу
ответчика - ТУ Росимущества в Московской области
на решение от 22 мая 2012 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Неяскиной Е.А.
и постановление от 29 августа 2012 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Ивановой Л.Н., Юдиной Н.С., Ханашевичем С.К.
по иску Администрации Одинцовского района Московской области (ОГРН: 1025004066966), Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского района Московской области (ОГРН: 1025004060014)
к ТУ Росимущества в Московской области (ОГРН: 1097746296977)
о признании права собственности Российской Федерации отсутствующим,
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН: 1047727043561), ООО "БЭСИДА",
УСТАНОВИЛ: Администрация Одинцовского муниципального района Московской области и Комитет по управлению имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области (далее по тексту - Администрация и Комитет, соответственно, истцы) обратились в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее по тексту - ТУ Росимущества в Московской области, ответчик) о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации в отношении следующих земельных участков:
- площадью 99 кв. м. с кадастровым номером 50:20:0030101:0000/01, расположенного по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Молодежная, д. 38Б, категория земель - земли поселений, разрешенное использование - для строительства магазина.
- площадью 240 кв. м. с кадастровым номером 50:20:030108:0000/07, расположенного по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Советская, д. 1В, категория земель - земли поселений, разрешенное использование - земельный участок под магазин и прилегающей территории для благоустройства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, общество с ограниченной ответственностью "ТБЭСИДА" (далее по тексту - Управление Росреестра по Московской области, ООО "БЭСИДА", соответственно).
Решением Арбитражного суда Московской области от 22 мая 2012 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 29 августа 2012 года, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ответчик обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить как необоснованные, противоречащие действующему законодательству, принятые с нарушением норм материального права при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Ответчик и третьи лица, несмотря на надлежащее извещение о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель истцов возражала против доводов и требований кассационной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя истцов, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения указанных судебных актов ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Главы Одинцовского района Московской области от 12 июля 2001 года N 1502 ООО "БЭСИДА" был предоставлен в аренду земельный участок площадью 99 кв. м., расположенный по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Молодежная д. 38Б.
Во исполнение постановления Главы Одинцовского района Московской области от 12 июля 2001 года N 1502 Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района заключил с ООО "БЭСИДА" договор на аренду земельного участка от 19 июля 2001 года N1010.
Земельный участок был предоставлен под строительство магазина.
Договор аренды заключен на срок 10 лет в период с 01 августа 2001 года по 01 августа 2011 года, в связи с чем, 29 декабря 2003 года произведена государственная регистрация данного договора аренды, регистрационная запись 50-01/20-74/2003-564.1. После проведения межевания площадь земельного участка уточнялась и составила 99+/-7 кв. м.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 АД N 079410 от 12 сентября 2002 года ООО "БЭСИДА" является собственником здания магазина общей площадью 99,10 кв. м. инв. N 9446, лит. Б, Б1,б, расположенного на вышеуказанном земельном участке по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Молодежная д. 38Б.
На основании постановления Главы Администрации Одинцовского района от 12 августа 1996 года N 1624 ТОО "БЭСИДА" был предоставлен земельный участок площадью 80 кв. м. для установки торговых павильонов, расположенный по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Советская д. 1В.
Во исполнение постановления Главы Администрации Одинцовского района от 12 августа 1996 года N 1624 Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района заключил с ООО "БЭСИДА" договор аренды земельного участка от 13 ноября 2000 года N 946.
Земельный участок был предоставлен для установки торгового павильона.
Договор аренды заключен на период с 30 октября 2000 года по 31 октября 2011 года, в связи с чем,24 июля 2003 года произведена государственная регистрация договора аренды, регистрационная запись 50-01/20-35/2003-542.1.
Постановлением Главы Одинцовского района Московской области от 09 августа 2000 года N 1607 были внесены изменения в постановление Главы Администрации Одинцовского района от 12 августа 1996 года N 1624, заменены слова "Товариществу с ограниченной ответственностью "БЭСИДА" (80 кв.м.)" словами "Обществу с ограниченной ответственностью "БЭСИДА" общей площадью 240 кв.м., в том числе 110 кв.м. под магазин, 130 кв.м. - прилегающая территория для благоустройства". После проведения межевания площадь земельного участка уточнялась и составила 240+/-11кв.м.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 18 февраля 1999 года ТОО "БЭСИДА" является собственником здания магазина общей площадью 206,8 кв.м., инв. N 9076, лит.Б, расположенного на вышеуказанном земельном участке по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Советская д. 1В.
В соответствии с выписками из ЕГРП от 04 августа 2011 года за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на спорные земельные участки с кадастровым номером 50:20:0030101:0000/01, площадью 99 кв.м., и с кадастровым номером 50:20:030108:0000/07, площадью 240 кв.м.
Полагая, что спорные земельные участки относятся к неразграниченной государственной собственности и государственная регистрация права федеральной собственности на них проведена Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии с нарушением норм статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" и тем самым, нарушены права муниципального образования по распоряжению данным имуществом, Администрация Одинцовского муниципального района Московской области и Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области обратились в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством России.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В порядке пункта 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Как следует из пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее по тексту- Федеральный закон 25.10.2001 N 137-ФЗ) распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.
Таким образом, как правильно указано судами, с момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок у Администрации как органа местного самоуправления отсутствует право распоряжения им, предусмотренное Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Однако действующим законодательством не предусмотрен механизм защиты права распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Учитывая, что в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, относятся к ведению органов местного самоуправления, к защите прав муниципального образования относительно спорного земельного участка, по аналогии, могут быть применены правила статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Поскольку в данном случае орган местного самоуправления, по объективным причинам, не может предъявить иск о признании права или истребовании участка из чужого незаконного владения, права муниципального образования могут быть защищены путем признания зарегистрированного права собственности Российской Федерации на спорные земельные участок отсутствующим.
С учетом положений статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, норм Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ и пунктов 52, 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" избранный истцами способ защиты нарушенного права признан судами надлежащим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV названного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
-земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
-земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
-земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
-земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
-иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Согласно положениям статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, право собственности у Российской Федерации на земельные участки могло возникнуть в связи с признанием собственности Российской Федерации на земельные участки федеральными законами, право собственности, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, а также в случае приобретения земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
С учетом обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в регистрирующий орган для регистрации права собственности за Российской Федерацией правоустанавливающие документы и доказательства разграничения права государственной собственности в отношении спорного земельного участка не представлялись. При этом регистрация прав в Российской Федерации носит заявительный характер.
Учитывая указания Конституционного Суда Российской Федерации в Определении от 05.07.2001, судами правомерно отмечено, что государственная регистрация, призвана удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов, и не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Таким образом, государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях.
Ответчиком, в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено доказательств наличия законных оснований для возникновения права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов судами установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права и направленные на переоценку исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств дела, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу требований статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 22 мая 2012 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 29 августа 2012 года по делу N А41-1703/12 оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика - ТУ Росимущества в Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кобылянский |
Судьи |
А.И. Стрельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV названного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
...
Согласно положениям статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, право собственности у Российской Федерации на земельные участки могло возникнуть в связи с признанием собственности Российской Федерации на земельные участки федеральными законами, право собственности, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, а также в случае приобретения земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 декабря 2012 г. N Ф05-13705/12 по делу N А41-1703/2012