город Москва |
|
20 декабря 2012 г. |
Дело N А40-20067/12-111-184 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего - судьи Завирюха Л.В.,
судей: Малюшина А.А., Нечаева С.В.
при участии в заседании:
от истца - Кирилин С.В., дов. от 11.01.2012 N 110
от ответчика - не явился, уведомлен
рассмотрев 13 декабря 2012 года в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "РЖД"
на постановление от 18 июля 2012 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Трубицыным А.И., Верстовой М.Е., Солоповой А.А.
по иску ООО "ТрансЛес" (Москва)
о взыскании неустойки
к ОАО "РЖД" (Москва, ОГРН 1037739877295),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТрансЛес" (далее - ООО "ТрансЛес") обратилось в Арбитражный суд города Москвы к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") с иском о взыскании 2 228 649 руб. 58 коп. пеней за нарушение сроков доставки порожних вагонов (с учетом уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда первой инстанции от 05.05.2012 с ОАО "РЖД" взыскано 458 328 руб. 22 коп. пеней, в удовлетворении остальной части иска отказано.
Суд первой инстанции со ссылкой на статьи 33, 97 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта) и статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации указал, что начисление пеней в размере 1 122 430 руб. 87 коп. за просрочку доставки груза неисправных вагонов противоречит понятию перевозки, пересылка неисправных вагонов в ремонт перевозкой не является. Требование о взыскании пеней в размере 1 104 400 руб. 09 коп. признано судом первой инстанции обоснованным, размер пеней уменьшен до 458 328 руб. 22 коп., исходя из небольших сроков просрочки доставки груза и фактического исключения вагонов, следовавших в ремонт, из хозяйственного оборота.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2012 решение суда первой инстанции отменено. С ОАО "РЖД" в пользу ООО "ТрансЛес" взыскано 2 000 000 руб. пеней, в удовлетворении остальной части иска отказано.
Законность принятых по делу судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе ОАО "РЖД". Заявитель просит отменить судебный акт, ссылается на неправильное применение апелляционным судом норм права.
Представитель ОАО "РЖД", извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Представитель ООО "ТрансЛес" возражал против удовлетворения жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения. Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в августе, сентябре, октябре 2011 года, согласно представленным в материалы дела железнодорожным транспортным накладным, ООО "ТрансЛес" были отправлены порожние арендованные вагоны на станции Восточно-Сибирской железной дороги.
ООО "ТрансЛес" полагая, что нарушен срок доставки порожних вагонов, направило в адрес ОАО "РДЖ" претензию с требованием уплаты пеней на общую сумму 2 260 786 руб. 34 коп.
Неоплата ОАО "РЖД" суммы пеней явилась основанием для обращения ООО "ТрансЛес" в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии статьей 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договора перевозки подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной.
Согласно статье 33 Устава железнодорожного транспорта перевозчик обязан доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.
Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату исчисления срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
В соответствии со статьей 97 Устава железнодорожного транспорта за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере 9 процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции исходил из того, что ООО "ТрансЛес" были переданы ответчику для перевозки собственные (арендованные) порожние вагоны, которые ответчиком доставлены к месту назначения с нарушением нормативных сроков доставки.
Между тем, апелляционным судом не учтено следующее.
Общие критерии определения момента окончания доставки груза установлены пунктом 10 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 27 (далее - Правила N 27), и статьей 33 Устава железнодорожного транспорта, которые применяются, если иные сроки доставки не установлены соглашением сторон.
Пункты 5, 6 Правил N 27 содержат исчерпывающий перечень случаев, допускающих увеличение сроков доставки вагонов.
ОАО "РЖД", не оспаривая просрочку доставки порожних вагонов, указывало на то, что нарушение сроков доставки вагонов по причинам независящим от перевозчика. В обоснование своих доводов ответчик представил акты общей формы об увеличении сроков доставки, как это предусмотрено Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, содержащие отметки о "коммерческой неисправности вагонов", "занятости фронта выгрузки".
Указанные акты в нарушение статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не были предметом исследования и оценки апелляционного суда.
Между тем, исследование и оценка указанных актов в совокупности с другими представленными по делу доказательствами имеют существенное значение для правильного определения периода просрочки доставки вагонов и суммы подлежащих взысканию пеней.
В связи с изложенным обжалуемое постановление является незаконным и подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду надлежит учесть изложенное и на основе всесторонней оценки представленных в материалы дела доказательств, проверки доводов и возражений сторон, принять законное решение.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление от 18 июля 2012 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-20067/12-111-184 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Председательствующий судья |
Л.В. Завирюха |
Судьи |
А.А. Малюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.