г. Москва |
|
29 декабря 2012 г. |
Дело N А40-70326/12-139-670 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Туболец И.В.,
судей Ворониной Е.Ю., Долгашевой В.А.
при участии:
от заявителя Смирнова А.В., дов. от 12.07.2012 N 50АА2709165
от административного органа Глушенковой И.С., дов. от 24.07.2012
рассмотрев 20-27 декабря 2012 года в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Балашихинская электросеть" - заявителя
на решение от 26 июня 2012 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Корогодовым И.В.,
на постановление от 27 августа 2012 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Векличем Б.С., Кольцовой Н.Н., Румянцевым П.В.
по делу N А40-70326/12-139-670
по заявлению закрытого акционерного общества "Балашихинская электросеть" (г. Балашиха, Московская область, ОГРН 1025000513603) о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (г. Москва, ОГРН 1087746854150) о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
По делу объявлен перерыв до 09 час. 40 мин. 27.12.2012 зал 6.
Закрытое акционерное общество "Балашихинская электросеть" (далее - ЗАО "Балашихинская электросеть", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - УФАС России по Московской области, административный орган) от 13.04.2012 N 05-21/16-12 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением названного арбитражного суда от 26.06.2012, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2012, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с судебными актами двух инстанций, ЗАО "Балашихинская электросеть" подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные и необоснованные. При этом сослалось на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение судами норм материального права.
Отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель общества поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель административного органа просил жалобу отклонить, ссылаясь на соответствие обжалованных по делу актов судов двух инстанций законодательству и представленным в дело доказательствам.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд кассационной инстанции находит обжалованные по делу судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как установлено судами двух инстанций, оспариваемым по делу постановлением от 13.04.2012 N 05-21/16-12 УФАС России по Московской области привлекло ЗАО "Балашихинская электросеть" к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.15 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 200 000 рублей за неисполнение предусмотренной пунктом 10 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24, по размещению части подлежащей раскрытию информации в печатных изданиях.
Общество оспорило указанное постановление в судебном порядке.
В соответствии со статьей 9.15 КоАП РФ административным правонарушением, влекущим применение административного наказания, признается нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.
Требования к составу информации, раскрываемой субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии, за исключением потребителей электрической энергии, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия, установлены Стандартами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 (далее - Стандарты).
Согласно пункту 1 Стандартов под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации.
Пунктом 3 Стандартов предусмотрено, что субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем: опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти (далее - официальные печатные издания); опубликования в электронных средствах массовой информации; предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации.
В пункте 3(1) Стандартов, введенном постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2010 N 609, также закреплено, что субъекты рынков электрической энергии могут публиковать в официальных печатных изданиях сведения о составе и характере раскрываемой информации со ссылкой на адрес сайта в сети Интернет, где информация размещается в полном объеме. На территориях, где отсутствует доступ к сети Интернет, информация раскрывается путем опубликования в печатных изданиях.
В соответствии с пунктом 10 Стандартов (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2010 N 609) информация, указанная в подпункте "а" пункта 9 Стандартов, а именно, годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность, а также аудиторское заключение (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлялась аудиторская проверка), подлежит опубликованию в электронных средствах массовой информации, на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в официальном печатном издании ежегодно, не позднее 1 июня.
Рассматривая заявленное по делу требование, суды двух инстанций признали доказанным факт неопубликования соответствующей информации в официальных печатных изданиях. При этом указали на сохранение в Стандартах обязанности субъектов рынков электрической энергии публиковать сведения о составе и характере раскрываемой информации в печатных изданиях. Суды проверили порядок и срок давности назначения административного наказания и признали х соблюденными. В связи с чем признали законным оспоренное по делу постановление о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.15 КоАП РФ.
Суд кассационной инстанции считает ошибочным вывод судов двух инстанций о доказанности совершения обществом вменяемого административного правонарушения.
Из взаимосвязанных положений пунктов 3, 3(1), 10 Стандартов (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2010 N 609) следует, что законодатель предусмотрел альтернативные способы размещения информации - в электронных средствах массовой информации, на официальных сайтах или на ином официальном сайте в сети Интернет и (или) в официальном печатном издании. При этом в печатных изданиях информация публикуется в обязательном порядке только на территориях, где отсутствует доступ к сети Интернет.
Приведенное в апелляционном постановлении толкование положений пункта 10 Стандартов (информация подлежит опубликованию в электронных средствах массовой информации, на официальных сайтах или на ином официальном сайте в сети Интернет и в официальном печатном издании или только в официальном печатном издании) не соответствует комплексному толкованию положений пунктов 3, 3(1), 10 Стандартов.
В данном случае обществу вменяется неразмещение части подлежащей раскрытию информации в печатных изданиях.
При этом факт опубликования информации на официальном сайте в сети Интернет административным органом не отрицается.
Таким образом, обществом выполнена предусмотренная пунктом 10 Стандартов обязанность по раскрытию информации, указанной в подпункте "а" пункта 9 Стандартов.
Предусмотренных законом оснований для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.15 КоАП РФ, у административного органа не имелось.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает принятые по делу судебные акты подлежащими отмене как несоответствующие требованиям законодательства с вынесением нового решения по делу о признании незаконным и отмене оспоренного по делу постановления УФАС России по Московской области от 13.04.2012 N 05-21/16-12.
Уплаченная обществом при подаче кассационной жалобы госпошлина в сумме 2000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета как излишне уплаченная, поскольку по правилам части 4 статьи 208 АПК РФ заявления по делам об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности и подаваемые по таким делам жалобы госпошлиной не оплачиваются.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26 июня 2012 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2012 года по делу N А40-70326/12-139-670 отменить.
Признать незаконным и полностью отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 13.04.2012 N 05-21/16-12 о привлечении закрытого акционерного общества "Балашихинская электросеть" к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Балашихинская электросеть" (г. Балашиха, Московская область, ОГРН 1025000513603) из федерального бюджета 2000 рублей госпошлины за рассмотрение кассационной жалобы, о чем выдать справку.
Председательствующий судья |
И.В. Туболец |
Судьи |
Е.Ю. Воронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.