г. Москва |
|
28 января 2013 г. |
Дело N А40-66486/12-120-629 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2013 года.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 сентября 2013 г. N 6002/13 настоящее постановление отменено
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: В.А. Долгашевой, А.М. Кузнецова
при участии в заседании:
от заявителя: ЗАО "ЦЭСМ" - Семичев К.Е., доверенность от 7 ноября 2012 года
от заинтересованного лица: ФГБУ "ФКП Росреестра" - Жирнова М.А., доверенность от 28 декабря 2012 года N 77/2012-24, Картушова И.В. доверенность от 29 декабря 2012 года
от третьего лица: Департамент земельных ресурсов г. Москвы - Давыдова Е.Ю. доверенность от 9 января 2013 года N 33-И-2/13
рассмотрев 16 января 2013 года -23 января 2013 года в судебном заседании кассационные жалобы ЗАО "Центральные экспериментальные сварочные мастерские" (ЗАО "ЦЭСМ") и ФГБУ "ФКП Росреестра"
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 22 ноября 2012 года,
принятое судьями Румянцевым П.В.. Лепихиным Д.Е., Кольцовой Н.Н.,
по заявлению ЗАО "ЦЭСМ"
о признании незаконным решения от 28 февраля 2012 года, обязании выдать кадастровый паспорт, сведения о пересечении границы земельного участка с другими земельными участками,
к ФГБУ "ФКП Росреестра"
третье лицо - Департамент земельных ресурсов г. Москвы
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Центральные экспериментальные сварочные мастерские" (далее по тексту - ОАО " ЦСМ") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с требованиями, уточненными в порядке статьи 49 АПК РФ, к о признании незаконным решения Федерального государственного бюджетного учреждения " Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее по тексту- ФГБУ "ФКП "Росреестра", заинтересованное лицо) от 28 февраля 2012 года N 77/601/12-2865, обязании Росреестра выдать в месячный срок ОАО "ЦЭСМ" кадастровый паспорт на земельный участок с кадастровым номером 77:01:0003053:55; исключить из графы 16 "Особые отметки" кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003053:55 запись о том, что "Координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной и требуют уточнения при проведении кадастровых работ", а также сведения о пересечении границы земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003053:55 с земельными участками с кадастровыми номерами 77:01:0003061:18 и 77:01:0003053:75.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07 августа 2012 года отказано в удовлетворении заявленных требований полностью. При этом суд исходил из того, что оспариваемый отказ не нарушает права и законные интересы заявителя и выбранный способ защиты не приведет к восстановлению нарушенного права.
При повторном рассмотрении апелляционный суд произвел замену заявителя ОАО "Центральные экспериментальные сварочные мастерские" на ЗАО "Центральные экспериментальные сварочные мастерские".
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 ноября 2012 года решение Арбитражного суда города Москвы от 07 августа 2012 года изменено. Признано незаконным решение ФГБУ "ФКП "Росреестра" от 28 февраля 2012 года N 77/601/12-2865, апелляционный суд обязал ФГБУ "ФКП Росреестра" выдать в месячный срок ЗАО "ЦЭСМ" кадастровый паспорт на земельный участок с кадастровым номером 77:01:0003053:55. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
ЗАО " ЦЭСМ" не согласившись с выводами апелляционного суда, настаивает на отмене постановления по основаниям не соответствия выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, вывод судов первой и апелляционной инстанции о пересечении границ земельного участка заявителя со смежными земельными участками (единственное законное основание отказа в выдаче заявителю кадастрового паспорта земельного участка) сделан без наличия каких-либо доказательств и не основывается на фактических обстоятельствах дела, установленных судом. ФГБУ ФКП Росреестра в порядке части 14 статьи 45 Закона о кадастре имело возможность уточнить местоположение границ ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003053:55 и при выявлении пересечения границ земельных участков обеспечить устранение такого пересечения. Кадастровый паспорт земельного участка ЗАО "ЦЭСМ" необходим заявителю для регистрации права собственности на этот участок, а в силу абзаца второго пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права собственности на земельный участок не осуществляется при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о наличии пересечений границ земельного участка, о регистрации права на который подано заявление. И само по себе возложение на ответчика судом обязанности выдать заявителю кадастровый паспорт земельного участка без исключения записи о пересечении границ земельного участка не обеспечивает восстановление нарушенных прав заявителя
ФГБУ "ФКП Росреестра", в поданной кассационной жалобе просит отменить постановление апелляционного суда в связи с неправильным применением норм материального права, а именно Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон о госкадастре). По мнению заявителя кассационной жалобы, суд, установив факт наличия пересечения земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003053:55 с земельными участками улично-дорожной сети города Москвы с кадастровыми номерами 77:01:0003061:18 и 77:01:0003053:75. который зафиксирован в сведениях государственного кадастра недвижимости (кадастровая выписка о земельном участке с кадастровым номером 77:01:0003053:55 от 23.05.2012 N 77/501/12- 32393 содержащаяся в материалах дела). Следовательно, при наличии пересечений, орган кадастрового учета не в праве выдавать кадастровый паспорт земельного участка, и вынес соответствующее закону решение об отказе в выдаче кадастрового паспорта. Доказательств предоставления Учреждению из ДЗР г. Москвы в установленном законом порядке сведений, необходимых для устранения пересечения границ земельных участков, а также соблюдения заявителем процедуры исправления ошибок в государственном кадастре недвижимости заявителем не представлено и из материалов дела не усматривается.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Представитель Департамента земельных ресурсов г. Москвы поддержав доводы кассационной жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра", высказал возражения по жалобе ЗАО "ЦЭСМ".
В судебном заседании представитель ЗАО "ЦЭСМ" поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Федеральный арбитражный суд Московского округа, изучив материалы дела, заслушав и обсудив доводы и возражения сторон, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, ноходит постановление апелляционного суда подлежащим изменению.
Из установленных судами фактическим обстоятельств по делу усматривается, что решением ФГБУ "ФКП "Росреестра" от 28 февраля 2012 года N 77/601/12-2865 отказано ОАО "ЦЭСМ" в выдаче кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003053:55 на основании пункта 2 части 12 и части 13 статьи 45 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон о государственном кадастре ) в связи с тем, что границы ранее учтенного Департаментом земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003053:55 пересекают границы земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0003061:18, 77:01:0003053:75. В качестве возможных причин возникновения обстоятельств, послуживших основанием для принятия настоящего решения, могут являться возможные ошибки, допущенные при определении местоположения границ соответствующих земельных участков либо при формировании и передаче сведений Департаментом о ранее учтенных земельных участках в составе информационного ресурса.
ОАО "ЦЭСМ" полагая, что решение не соответствует закону и препятствует в реализации прав собственника земельного участка, обратилось с настоящим требованием в суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований признав оспариваемое решение ФГБУ "ФКП "Росреестра" соответствующим закону и не нарушающим права заявителя. Установив факт пересечения границ земельного участка заявителя со смежными земельными участками, в решении указал, что ФГБУ "ФКП Росреестра" не обязан был устранять несоответствие в местоположении границ земельных участков. До настоящего времени порядок устранения органом кадастрового учета пересечений границ земельных участков в соответствии с частью 14 статьи 45 Закона о государственном кадастре органом нормативно-правового регулирования не установлен. При этом суд первой инстанции отметил, что избранный заявителем способ восстановления нарушенного права не приведет к его восстановлению.
Апелляционный суд при повторном рассмотрении пришел к выводу о незаконности решения ФГБУ "ФКП "Росреестра" об отказе в выдаче кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003053:55, принадлежащего заявителю на праве собственности. Решение в части отказа в требовании заявителя исключить из графы 16 кадастрового паспорта "Особые отметки" запись о том, что "Координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной и требуют уточнения при проведении кадастровых работ", а также сведения о пересечении границы земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003053:55 с земельными участками с кадастровыми номерами 77:01:0003061:18 и 77:01:0003053:75 оставил без изменения.
Вывод апелляционного суда относительно незаконности решения ФГБУ ФКП "Росреестра" об отказе в выдаче кадастрового паспорта основан на правильном применении норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям и соответствует фактическим обстоятельствам установленным судами по делу.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно статье 7 Закона о государственном кадастре, вступившего в силу с 01 марта 2008 года, к уникальным характеристикам земельного участка отнесены его кадастровый номер и дата внесения такового в кадастр, описание местоположения границ и площадь.
Как установлено судами и не оспаривается сторонами спорный земельный участок принадлежит ЗАО "ЦЭСМ" на праве собственности, на основании распоряжения Территориального управления Минимущества России "Агентство федерального имущества по городу Москве" от 27 декабря 2004 года N 753 "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Центральные экспериментальные сварочные мастерские", которым земельный участок отнесен к составу имущества, подлежащего передаче в уставный капитал общества". На земельном участке с кадастровым номером 77:01:0003053:55, поставленном на кадастровый учет в 2004 году Департаментом земельных ресурсов города Москвы с согласованием площади и границ земельного участка, расположены объекты недвижимости, принадлежащие обществу на праве собственности.
Учетно-кадастровые действия в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0003053:55, 77:01:0003061:18 и 77:01:0003053:75 совершались Департаментом.
В силу части 14 статьи 45 Закона о кадастре орган кадастрового учета вправе уточнять местоположение границ ранее учтенного земельного участка, а также местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке с использованием картографической основы кадастра в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся на основании материалов работ по такому уточнению. Если при этом в соответствии с кадастровыми сведениями одна из границ ранее учтенного земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка, орган кадастрового учета обеспечивает устранение такого пересечения в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Таким образом, ФГБУ ФКП Росреестра в порядке части 14 статьи 45 Закона о кадастре имело возможность уточнить местоположение границ ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003053:55 и при выявлении пересечения границ земельных участков обеспечить устранение такого пересечения.
Возможность своевременно устранить кадастровую ошибку, откорректировав границы земельных участков, предоставлена и частью 4 статьи 28 Закона о кадастре в порядке информационного взаимодействия с ДЗР г. Москвы.
Как справедливо указано апелляционным судом, ФГБУ ФКП "Росреестра" в порядке части 4 статьи 28, части 14 статьи 45 Закона о кадастре имело реальную возможность своевременно устранить кадастровую ошибку, откорректировав границы земельных участков без соответствующего обращения заявителя в ДЗР г. Москвы.
При этом апелляционным судом обоснованно указано на то, что отсутствие утвержденного порядка уточнения местоположения границ ранее учтенных земельных участков в данном конкретном случае не может являться основанием для ограничения права заявителя на устранение неточностей в части местоположения земельных участков уполномоченным органом без взаимодействия с ним.
Соответственно обоснован вывод апелляционного суда о том, что невыполнение Департаментом земельных ресурсов города Москвы предусмотренной Постановлением Правительства Москвы от 12 апреля 2011 года N 118-ПП "О мерах по устранению пересечений границ земельных участков, ранее учтенных в государственном кадастре недвижимости, с границами земельных участков улично-дорожной сети города Москвы" обязанности по устранению пересечения границ земельных участков, ранее учтенных в государственном кадастре недвижимости, с границами участков улично-дорожной сети не свидетельствует о законности оспоренного по делу решения ФГБУ ФКП Росреестра.
Установив отсутствие спора о праве между владельцами указанных выше смежных участков, апелляционный суд обоснованно признал отказ Росреестра в выдаче кадастрового паспорта неправомерным.
Между тем, апелляционный суд, сделав вывод о незаконном бездействия органов кадастрового учета по непринятию мер по устранению кадастровой ошибки в административном порядке (при наличии таковой) и возможности откорректировать границы земельных участков, пересекающих границу земельного участка необоснованно отказал в удовлетворении в части требований общества об исключении из графы 16 "Особые отметки" кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003053:55 записи о том, что "Координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной и требуют уточнения при проведении кадастровых работ", а также сведений о пересечении границы земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003053:55 с земельными участками с кадастровыми номерами 77:01:0003061:18 и 77:01:0003053:75.
Возложение на ФГБУ ФКП Росреестра судом обязанности выдать заявителю
кадастровый паспорт земельного участка без исключения записи о пересечении границ земельного участка не обеспечивает восстановление нарушенных прав ЗАО " ЦЭСМ", как того требует часть 3 пункт 5 статьи 201 АПК РФ, в силу которой суд, признав действие ответчика незаконным, возлагает в решении на соответствующие органы, осуществляющие публичные полномочия, должностных лиц обязанность совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок. Поскольку выдача кадастрового паспорта без устранения в установленном законом порядке выявленной кадастровой ошибки препятствует обществу в осуществлении регистрационных действий в порядке установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
При таких обстоятельствах, постановление апелляционного суда в указанной части подлежит изменению и требования ЗАО " ЦЭСМ"
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 ноября 2012 года по делу N А40-66486/12-120-629 изменить в части отказа в удовлетворении требований. Удовлетворить требования ЗАО "ЦЭСМ" в части обязания исключить из графы 16 "Особые отметки" кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003053:55 запись о том, что "Координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной и требуют уточнения при проведении кадастровых работ", а также сведения о пересечении границы земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003053:55 с земельными участками с кадастровыми номерами 77:01:0003061:18 и 77:01:0003053:75.
В остальной части постановление Девятого арбитражного апелляционного суда оставить в силе.
Председательствующий |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
В.А. Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.