город Москва |
|
31 января 2013 г. |
Дело N А41-19571/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 января 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Кобылянского В.В.,
судей Нужнова С.Г. и Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца - Комитета лесного хозяйства Московской области: Малышева Е.С. по дов. от 10.12.2012;
от ответчика - ОАО "Коллективное сельскохозяйственное предприятие "Химки" - Варичева Ю.В., по дов. от 27.08.2012; Кисляков Е.В., по дов. от 02.04.2012,
Вышняк В.В. по дов. от 21.12.2012,
от третьих лиц: от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - неявка, извещено,
от администрации городского округа Химки Московской области - неявка, извещена,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - неявка, извещено,
рассмотрев 24 января 2013 года в судебном заседании кассационные жалобы
истца - Комитета лесного хозяйства Московской области и ответчика - ОАО "Коллективное сельскохозяйственное предприятие "Химки"
на постановление от 19 сентября 2012 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Диаковской Н.В., Марченковой Н.В., Ханашевичем С.К.,
по иску Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москве
к открытому акционерному обществу "Коллективное сельскохозяйственное предприятие "Химки"
о признании отсутствующим права собственности ответчика на земельные участки с кадастровыми номерами 50:10:020203:57, 50:10:020203:58, 50:10:020203:60,
и по встречному иску открытого акционерного общества "Коллективное сельскохозяйственное предприятие "Химки" к Управлению лесного хозяйства по Московской области и г. Москве о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на лесной участок общей площадью 190 га,
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, администрация городского округа Химки Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области,
УСТАНОВИЛ: Управление лесного хозяйства по Московской области и городу Москве обратилось в Арбитражный суд Московской области к открытому акционерному обществу "Коллективное сельскохозяйственное предприятие "Химки" (далее по тексту- ОАО "КСХП "Химки") с иском (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании отсутствующим права собственности на следующие объекты:
- земельный участок площадью 10126 кв. м. с кадастровым номером 50:10:020203:57, расположенный по адресу: Московская область, Химкинский район,
- земельный участок площадью 5610 кв. м. с кадастровым номером 50:10:020203:58, расположенный по адресу: Московская область, Химкинский район,
- земельный участок площадью 18777 кв. м. с кадастровым номером 50:10:020203:60, расположенный по адресу: Московская область, Химкинский район.
ОАО "КСХП "Химки" предъявило встречный иск к Управлению лесного хозяйства по Московской области и городу Москве о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на лесной участок общей площадью 190 га, категория земель: земли лесного фонда, местоположение: Московская область, Химкинский район, Клинское лесничество, Клинское сельское участковое лесничество квартал N 1, лесотаксационный выдел 1-137, условный номер 50-50-98/013/2009-235.
Встречный иск принят к рассмотрению совместно с первоначальным иском определением суда от 16 сентября 2011 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, администрация городского округа Химки Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 31 мая 2012 года первоначальный иск удовлетворен, в удовлетворении встречного иска отказано.
В процессе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции в связи с реорганизацией государственных органов и передачей полномочий по управлению государственным имуществом в области лесных отношений судом в порядке статьи 48 Арбитражного кодекса Российской Федерации по ходатайству истца по первоначальному иску в порядке процессуального правопреемства произведена замена Управления лесного хозяйства по Московской области и городу Москве на комитет лесного хозяйства Московской области.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2012 года решение суда первой инстанции отменено в части удовлетворения первоначального иска, в удовлетворении первоначального иска отказано. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Комитет лесного хозяйства Московской области и ОАО "КСПХ "Химки" обратились в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационными жалобами.
В кассационной жалобе Комитет лесного хозяйства Московской области просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие вводов, содержащихся в постановлении, имеющимся в деле доказательствам.
В кассационной жалобе ОАО "КСПХ "Химки" просит обжалуемые решение и постановление отменить в части отказа во встречном иске и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении встречного иска, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права, несоответствие выводов, содержащихся судебных актах, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители сторон поддержали доводы и требования своих кассационных жалоб, возражая против доводов кассационных жалоб друг друга.
Третьи лица, несмотря на надлежащее извещение о месте и времени рассмотрения кассационных жалоб, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили.
Обсудив доводы кассационных жалоб, изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в указанных судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная коллегия пришла к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с передачей дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, решением V сессии Химкинского городского Света народных депутатов Московской области 21 созыва от 27.11.1991 N 6/5 КСП "Химки" передано в коллективно-долевую собственность 1560 га земли, в т. ч. пашни - 870, сенокосов - 79, пастбищ - 169, лесов - 176, кустарников - 44, болот - 34, под водой - 34, под дорогами - 39, под постройками - 92, прочих - 20. Также данным решением за КСП "Химки" в бессрочное пользование закреплен земельный участок 103 га в границах по генплану, в т. ч. пашня - 95, сенокосов - 1, пастбищ - 5, лесов - 2.
На основании указанного решения КСП "Химки" 07.05.1992 было выдано свидетельство на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей МО-35-Х/1, согласно которому в собственность предприятию передается 1560 га, в бессрочное (постоянное) пользование 103 га.
Наименование предприятия 13.08.2001 было изменено на ЗАО "КСХП "Химки" в связи с приведением его правового статуса в соответствие с нормами Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
В дальнейшем организационно-правовая форма предприятия была заменена на открытое акционерное общество и в соответствии с уставом ОАО "КСХП "Химки" является правопреемником ЗАО "КСХП "Химки".
Постановлением Главы городского округа Химки Московской области от 19.02.2007 N 252 на основании обращения ЗАО "Коллективное сельскохозяйственное предприятие "Химки" утверждены проекты границ 42 земельных участков, расположенных по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, согласно приложению N 1 (план границ земельных участков) и приложению N 2 (реестр земельных участков), вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.
Впоследствии сформированные земельные участки были поставлены на кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров 50:10:020203:57, 50:10:020203:58, 50:10:020203:60.
Право собственности на вышеуказанные земельные зарегистрировано за ОАО "КСХП "Химки" в установленном законом порядке (свидетельства о государственной регистрации права серии 50 НД N 997615 от 23.03.2010, серии 50 НД N 997788 от 02.04.2010, серии 50 НД N 997791 от 02.04.2010).
В качестве основания государственной регистрации права собственности в Свидетельствах о государственной регистрации права указаны: решение Химкинского городского Совета народных депутатов пятой сессии 21 созыва от 27.11.1991 N 6/5 и свидетельство на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей N МО-35-Х/1 от 07.05.1992.
Вместе с тем, письмом от 20.05.2011 N 13/658 филиал ФГУП "Рослесинфорг" "Центрлесопроект" известил Рослесхоз о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:10:020203:57, 50:10:020203:58, 50:10:020203:60 расположены на территории Клинского сельского участкового лесничества в пределах квартала N 1 (выделы 71, 72, 73).
Право собственности на лесной участок с условным номером 50-50-98/013/2009-235, категория земель: земли лесного фонда, общей площадью 190 га, имеющий местоположение: Московская область, Химкинский район, Клинское лесничество, Клинское сельское участковое лесничество, квартал N 1, лесотаксационный выдел 1-137, зарегистрировано за Российской Федерацией, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.04.2009.
Полагая, что право собственности ОАО "КСХП "Химки" на земельные участки с кадастровыми номерами 50:10:020203:57, 50:10:020203:58, 50:10:020203:60 зарегистрировано незаконно в нарушение норм действующего законодательства, истец по первоначальному иску обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Встречные исковые требования мотивированы тем, что право собственности Российской Федерации на лесной участок общей площадью 190 га с условным номером 50-50-98/013/2009-235 не могло возникнуть, поскольку часть указанного земельного участка относится к землям сельскохозяйственного назначения, принадлежащим обществу на праве собственности.
Удовлетворяя первоначальный иск и отказывая во встречном, суд первой инстанции исходил из того, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:10:020203:57, 50:10:020203:58, 50:10:020203:60, имеющие местоположение: Московская область, Химкинский район, расположены на территории Клинского сельского участкового лесничества в пределах квартала N 1, что соответствует лесному участку с условным номером 50-50-98/013/2009-235; границы указанного лесного участка являются ранее учтенными и определенными; в материалы дела не представлены документы, указывающие на факт согласования границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:10:020203:57, 50:10:020203:58, 50:10:020203:60 при их постановке на кадастровый учет с уполномоченными органами лесного хозяйства; земли лесного фонда относятся к землям, изъятым из оборота и не могут предоставляться в частную собственность.
Отменяя решение суда первой инстанции в части удовлетворения первоначального иска и отказывая в иске в указанной части, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Земельные участки с кадастровыми номерами 50:10:020203:57, 50:10:020203:58, 50:10:020203:60 были образованы из земель, закрепленных в 1961 году Советом Министров РСФСР на праве бессрочного (постоянного) пользования за совхозом "Путь к коммунизму", а затем переданных в порядке приватизации АОЗТ "КСХП "Химки", указанные земельные участки были отнесены к землям сельскохозяйственного назначения не вследствие их приватизации и предоставления ОАО "КСХП "Химки" в 1991 году, а вследствие их предоставления в 1961 году для сельскохозяйственного производства совхозу "Путь к коммунизму" и ранее - совхозу "Путь Сталина"; указанные земельные участи расположены в пределах землепользования совхоза "Путь к коммунизму" и на момент проведения лесоустройства и государственной регистрации права федеральной собственности на лесной участок с условным номером 50-50-98/013/2009-235 к землям лесного фонда не относились, располагались на землях сельскохозяйственного назначения; согласование границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:10:020203:57, 50:10:020203:58, 50:10:020203:60 с уполномоченным в области лесных отношений органом произведено 19.09.2006; государственный кадастровый учет лесного участка с условным номером 50-50-98/013/2009-235 не осуществлялся, лесоустройство данного участка проводилось по состоянию на 01.01.2007 в период с 2006 по 2008 гг., границы вновь образованного лесного участка с владельцами смежных земельных участков не согласовывались; судом первой инстанции не установлено, в состав каких участковых лесничеств до февраля 2009 года входили земельные участки с кадастровыми номерами 50:10:020203:57, 50:10:020203:58, 50:10:020203:60.
Поддерживая решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении встречного иска, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что истцом не доказано нарушение его прав государственной регистрацией права собственности Российской Федерации на земельный участок с условным номером 50-50-98/013/2009-235, поскольку не доказан факт принадлежности земельных участков с кадастровыми номерами 50:10:020203:57, 50:10:020203:58, 50:10:020203:60 к землям лесного фонда.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с данными выводами судов по следующим основаниям.
В настоящем деле фактически между сторонами имеется спор о границах земельных участков, принадлежащих к различным категориям земель.
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделяются в том числе на земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда.
В статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации указано, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
На основании статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В силу части 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Частью 2 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
На основании пункта 2 части 1 статьи 22, части 1 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон о кадастре недвижимости) одним из документов кадастрового учета является межевой план, который представляет собой документ, составленный на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Судом апелляционной инстанции установлено, что государственный кадастровый учет лесного участка с условным номером 50-50-98/013/2009-235 не осуществлялся, индивидуализация лесного участка для целей государственной регистрации осуществлена по данным лесоустройства, вследствие чего произошло наложение границ существующих земельных участков сельскохозяйственного назначения, принадлежащих ОАО "КСХП "Химки", и вновь сформированного лесного участка.
Согласно статье 35 Закона о кадастре недвижимости кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании договора подряда, а в случаях, предусмотренных законодательством, на основании определения суда.
Если кадастровые работы не проводились, суд вправе сам назначить проведение кадастровых работ применительно к правилам, предусмотренным статьей 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для назначения экспертизы.
Если по результатам кадастровых работ, назначенных судом, акт согласования местоположения границ подписан не всеми собственниками объектов недвижимости, в том числе по причине их ненадлежащего извещения, или подписан с возражениями, суд при рассмотрении этого же дела должен разрешить возникший земельный спор по границам (статья 40 Закона о кадастре недвижимости).
Резолютивная часть решения суда по любому делу, связанному с образованием и/или изменением границ земельных участков (раздел, выдел), должна содержать их уникальные характеристики, подлежащие внесению в кадастр недвижимости в силу пункта 1 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости: площадь и текстовое описание местоположения границ вновь образуемых в результате раздела (выдела) земельных участков, а также указание на соответствующий межевой план как неотъемлемую часть решения.
Между тем, представленными в материалы дела доказательствами остались не опровергнутыми доводы ОАО "КСХП "Химки", о том, что часть земельного участка с условным номером 50-50-98/013/2009-235, право собственности на который, зарегистрировано за Российской Федерацией, является частью земельного участка, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения и принадлежащего обществу на праве собственности.
Статьей 235 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень оснований принудительного прекращения права собственности, в том числе и на земельные участки.
Вопрос о том, отменяет ли внесение в государственный лесной реестр земельного участка с условным номером 50-50-98/013/2009-235 ранее возникшие права ОАО "КСХП "Химки" на земельные участки сельхоз назначения в частях наложения данных участков, судами обеих инстанций не исследован.
Таким образом, сложившаяся правовая неопределенность в части назначения (категории земель) спорных земельных участков и их принадлежности в связи с данными обстоятельствами конкретному лицу, а также законность государственной регистрации права собственности на указанные земельные участки, как за истцом, так и за ответчиком, судами не разрешены, в связи с чем, выводы судов обеих инстанций, положенные в основу принятых по делу судебных актов, нельзя признать обоснованными.
На основании изложенного, в соответствии с положениями части 3 статьи 15 и частей 1 и 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принятые по делу решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции не могут быть признаны законными и обоснованными, в связи с чем, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания, а также все фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, обсудить вопрос о проведении кадастровых работ или о назначении земельно-устроительной экспертизы для определения границ спорных земельных участков, права на которые зарегистрированы в различных государственных реестрах (ЕГРП и государственном лесном реестре), предложить лицам, участвующим в деле, представить все имеющиеся у них доказательства, подтверждающие их доводы или возражения по существу исковых требований; исследовать и оценить относимость и допустимость всех представленных по делу доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств отразить в судебном акте, указав мотивы принятия или отказа в принятии доказательств.
По результатам рассмотрения дела, при правильном применении норм материального и процессуального права, с учетом сложившейся судебно-арбитражной практики, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2012 года и решение Арбитражного суда Московской области от 31 мая 2012 года по делу N А41-19571/11 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
В.В. Кобылянский |
Судьи |
С.Г. Нужнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Если по результатам кадастровых работ, назначенных судом, акт согласования местоположения границ подписан не всеми собственниками объектов недвижимости, в том числе по причине их ненадлежащего извещения, или подписан с возражениями, суд при рассмотрении этого же дела должен разрешить возникший земельный спор по границам (статья 40 Закона о кадастре недвижимости).
Резолютивная часть решения суда по любому делу, связанному с образованием и/или изменением границ земельных участков (раздел, выдел), должна содержать их уникальные характеристики, подлежащие внесению в кадастр недвижимости в силу пункта 1 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости: площадь и текстовое описание местоположения границ вновь образуемых в результате раздела (выдела) земельных участков, а также указание на соответствующий межевой план как неотъемлемую часть решения.
...
Статьей 235 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень оснований принудительного прекращения права собственности, в том числе и на земельные участки."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 31 января 2013 г. N Ф05-13048/11 по делу N А41-19571/2011
Хронология рассмотрения дела:
10.09.2014 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-19571/11
28.08.2014 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13048/11
19.05.2014 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-2756/14
27.01.2014 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-19571/11
31.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-13048/11
19.09.2012 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-6026/12
31.05.2012 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-19571/11
16.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6096/12
03.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4681/12
31.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-13086/11
30.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-13048/11
08.12.2011 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-9001/11
10.10.2011 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-7304/11