г. Москва |
|
12 февраля 2013 г. |
Дело N А40-102156/12-21-963 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Коротыгиной Н.В.,
судей Тетёркиной С.И., Черпухиной В.А.
при участии в заседании:
от заявителя - Соколов М.Н., дов. от 24.12.2012 N 210-и-8/16172
рассмотрев 11.02.2013 в судебном заседании кассационную жалобу ГУ-Главного управления ПФР N 10 по г. Москве и Московской области
на решение от 13.09.2012
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьёй Каменской О. В.,
на постановление от 03.12.2012
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Яковлевой Л.Г., Мухиным С.М., Поташовой Ж.В.,
по заявлению ГУ-Главного управления ПФР N 10 по г. Москве и Московской области (ОГРН 1027701022788)
о признании недействительным постановления
к судебному приставу-исполнителю Замоскворецкого отдела судебных приставов УФССП по г. Москве Гулиеву М. М.,
третье лицо (должник): ООО "Легион-Трейд"
установил:
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя Замоскворецкого отдела судебных приставов УФССП России по г. Москве Гулиева М. М. (далее - судебный пристав-исполнитель) от 21.06.2012 N18311/12/02/77 и об обязании судебного пристава-исполнителя возбудить исполнительное производство на основании постановления N08710990026015 от 09.06.2012.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Легион-Трейд".
Решением суда от 13.09.2012, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2012, в удовлетворении требований отказано, исходя из несоответствия постановления Фонда требованиям исполнительного документа.
Законность состоявшихся по делу судебных актов проверена в порядке статей 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой заявителя, в которой ставится вопрос об их отмене и вынесении нового судебного акта об удовлетворении требований.
В обоснование жалобы ГУ-ГУ ПФР N 10 по г.Москве и Московской области ссылается на несоответствие обжалуемого постановления судебного пристава-исполнителя положениям пункта 5 части 1 статьи 12 Федерального закона "О исполнительном производстве".
Также Пенсионный фонд указывает на приложение к заявлению о возбуждении исполнительного производства документов, предусмотренных Соглашением от 21.01.2011 N АД-30-33/01сог/12/01-1 1 "О взаимодействии Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной службы судебных приставов, их территориальных органов при принудительном исполнении постановлений Пенсионного фонда Российской Федерации и иных исполнительных документов".
В судебном заседании представитель фонда поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Судебный пристав-исполнитель и третье лицо, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, отзывы на кассационную жалобу не представили.
Жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156, 284 АПК РФ в отсутствие представителей заинтересованного лица и третьего лица.
Выслушав представителя Фонда, поддержавшего доводы жалобы, рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции, полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Фондом в отношении ООО "Легион-Трейд" (должник) вынесено постановление от 09.06.2012 N 08710990026015 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) в размере 1000 руб.
Указанное постановление Фонд направил в Замоскворецкий ОСП УФССП по г. Москве с заявлением о возбуждении исполнительного производства от 09.06.2012 N 210-и-3/4913.
Постановлением от 21.06.2012 N 18311/12/02/77 судебный пристав-исполнитель отказал в возбуждении исполнительного производства и возвратил Фонду постановление, как не соответствующее требованиям, предъявляемым к исполнительным документам.
Считая свои права нарушенными, фонд обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суды руководствовались положениями статей 18, 19, 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", статьями 12, 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве", и исходили из того, что в нарушение названных норм Фондом вместе с постановлением о взыскании не представлено в службу судебных приставов как доказательств, свидетельствующих об отсутствии денежных средств на расчетных счетах должника, так и доказательств, подтверждающих отсутствие у должника расчетных счетов или отсутствие у Фонда сведений о наличии расчетных счетов должника.
Суд кассационной инстанции полагает, что указанные выводы судов не соответствуют материалам дела.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено данным Законом.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 31 указанного закона судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным ст. 13 упомянутого закона.
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ определены виды исполнительных документов, к которым относятся акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований (п.п 5 п. 1 ст. 12 закона).
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" от 24.07.2009 N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Права органов пенсионного фонда на взыскание с плательщиков страховых взносов недоимки за счёт денежных средств или иного имущества установлены статьями 18, 19 и 20 указанного федерального закона.
При этом ч.14 ст.19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что решение о взыскании страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов принимается фондом при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о его счетах.
В силу ст. 20 Закона решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно п. 3.1.1 Соглашения "О взаимодействии Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной службы судебных приставов, их территориальных органов при принудительном исполнении постановлений Пенсионного фонда Российской Федерации и иных исполнительных документов" от 21.01.2011 N АД-30-33/01сог/12/01-1 при направлении постановлений территориальных органов ПФР, вынесенных в связи с отсутствием информации о счетах плательщика страховых взносов, к постановлениям территориальных органов ПФР прилагается справка об отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов, составленная территориальными органами ПФР на основании полученных из регистрирующего органа выписок из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, а также полученных сведений от банков и плательщиков страховых взносов в установленном порядке.
Судами при рассмотрении дела установлено, что поступившее в службу приставов постановление заявителя не соответствовало требованиям, предъявляемым к актам органов, осуществляющих контрольные функции, поскольку не были представлены документы, содержащие отметки банков об отсутствии на счетах должника денежных средств, а также документы, подтверждающих отсутствие у должника открытых счетов в банке или отсутствие у Фонда сведений о наличии расчетных счетов должника.
При этом судами указано, что доказательств, свидетельствующих о том, что Фондом предпринимались какие-либо меры для получения сведений о наличии у должника расчетных счетов, материалы дела не содержат.
Однако указанный вывод суда опровергается материалами дела, в частности, заявлением о возбуждении исполнительного производства, в перечне приложений к которому указаны справка об отсутствии счетов, копии запросов и банки и ответов банков, копия запроса в ИФНС.
Данные документы, а также ответ ИФНС N 6 по г. Москве на запрос фонда приобщены к материалам дела.
С учётом изложенного постановление фонда о взыскании страховых взносов, пени, штрафов за счёт иного имущества плательщика страховых взносов соответствовало требованиям, предъявляемым Федеральным законом "Об исполнительном производстве" к исполнительным документам, а также п. 3.1.1 Соглашения "О взаимодействии Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной службы судебных приставов, их территориальных органов при принудительном исполнении постановлений Пенсионного фонда Российской Федерации и иных исполнительных документов" от 21.01.2011 N АД-30-33/01сог/12/01-1, в связи с чем у судебного пристава-исполнителя не имелось оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства.
Суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене по основаниям, предусмотренным ч.3 ст.288 АПК РФ, в связи с нарушением судами норм процессуального права, повлекшим вынесение неправильного судебного акта.
Поскольку установления по делу фактических обстоятельств не требуется, суд кассационной инстанции в соответствии с п.2 ч.1 ст.287 АПК РФ выносит новый судебных акт об удовлетворении требований фонда.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 13 сентября 2012 года и Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 декабря 2012 года по делу N А40-102156/12-21-963 отменить.
Требования ГУ-Главного управления ПФР N 10 по г.Москве и Московской области удовлетворить.
Признать недействительным постановление судебного пристава-исполнителя Замоскворецкого отдела судебных приставов УФССП России по г. Москве Гулиева М. М. об отказе в возбуждении исполнительного производства от 21.06.2012 N 18311/12/02/77.
Обязать службу судебных приставов возбудить исполнительное производство на основании постановления N 08710990026015 от 09.06.2012
Председательствующий судья |
Н.В. Коротыгина |
Судьи |
С.И. Тетёркина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.