г. Москва |
|
21 февраля 2013 г. |
Дело N А40-31653/12-147-295 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Кузнецова А.М., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "РУСЭНЕРГОСБЫТ" Корнеева А.В. по доверенности от 07 сентября 2012 года, Сысолятиной Л.А. по доверенности от 17 декабря 2012 года, Сухановой Е.Ю. по доверенности от 17 декабря 2012 года, Ковалева С.И. по доверенности от 20 апреля 2012 года
от ответчика Министерства энергетики Российской Федерации Семейкина А.Ю. по доверенности от 27 сентября 2010 года N СШ-8303/07
от третьих лиц Открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" Мартель И.В. по доверенности N 134-13 от 13 февраля 2013 года
Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" Фетисова В.В. по доверенности N 228 от 25 декабря 2012 года
Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" Васиной Е.А. по доверенности N 47/2013 от 01 января 2013 года
Открытого акционерного общества "Дальневосточная распределительная сетевая компания" Маловой М.А. по доверенности N 347 от 11 января 2013 года
Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Поволжья" Ибатулиной Р.Г. по доверенности от 25 декабря 2012 года
рассмотрев 14 февраля 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу заявителя Общества с ограниченной ответственностью "РУСЭНЕРГОСБЫТ"
на решение от 16 августа 2012 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Дейна Н.В.
на постановление от 30 ноября 2012 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Марковой Т.Т., Лепихиным Д.Е., Румянцевым П.В.
по делу N А40-31653/12-147-295
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "РУСЭНЕРГОСБЫТ" (ОГРН 1027706023058) к Министерству энергетики Российской Федерации (Минэнерго России, ОГРН 1087746777205) о признании незаконным приказа в части, третьи лица Открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" (ОАО "ФСК ЕЭС"), Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (ОАО "МРСК Урала"), Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ОАО "МРСК Сибири", ОГРН 1052460054327), Открытое акционерное общество "Дальневосточная распределительная сетевая компания" (ОАО "ДРСК", ОГРН 1052800111308), Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (ОАО "МРСК Центра и Приволжья", ОГРН 1075260020043)
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РУСЭНЕРГОСБЫТ" (ООО "РУСЭНЕРГОСБЫТ") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным приказа Министерства энергетики Российской Федерации (Минэнерго России) от 25.08.2011 N 374 в части согласования и утверждения передачи в аренду территориальным сетевым организациям объектов по строкам NN 7, 10, 53 - 56, 1425 - 1428, 1477 - 1527, 194 - 1699, 1898, 1899, 1925, 1926, 2013 - 2017, 2091 - 2099, 2714, 2736, 2738, 2739, 2745 - 2760, 3428, 3431 - 3434, 3436, 3451 - 3455, 3457, 3472, 4379 - 4390, 4475 - 4516, 4977 - 4989, 5166, 5197 приложения к приказу от 25.08.2011 N 374 "Перечень объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, передаваемых в аренду территориальным сетевым организациям".
При этом заявитель указывал на нарушения при издании приказа в оспоренной части положений Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1173 "О порядке согласования передачи объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, в аренду территориальным сетевым организациям" утвердившего "Правила согласования передачи объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, в аренду территориальным сетевым организациям" (далее - Правила). Нарушения его прав и охраняемых законом интересов выраженных в действиях, направленных на расторжение заключенного с ним договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 22.01.2007 N 230/П.
В качестве третьих лиц в деле участвуют ОАО "ФСК ЕЭС", ОАО "МРСК Сибири", ОАО "МРСК Урала", ОАО "ДРСК", ОАО "МРСК Центра и Приволжья".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.08.2012, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.112012, заявленные ООО "РУСЭНЕРГОСБЫТ" требования оставлены без удовлетворения. При этом суды исходили из того, что приказ Минэнерго России от 25.08.2011 N 374 в оспоренной части издан с соблюдением Правил и его издание не нарушает права заявителя.
В кассационной жалобе ООО "РУСЭНЕРГОСБЫТ" просит решение от 16.08.2012 и постановление от 30.11 2012 отменить, как принятые с нарушением норм материального и процессуального права и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. При этом указывается на неправильное применение судами п. 12 и ошибочное не применение п. 14 Правил, Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1173, на нарушение прав общества, выраженных в действиях, направленных на расторжение договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 22.01.2007 N 230/П.
В отзывах на кассационную жалобу Минэнерго России, ОАО "МРСК Сибири", ОАО "МРСК Урала", ОАО "ДРСК", ОАО "МРСК Центра и Приволжья" просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, как законные и обоснованные, указывая на то, что судами всесторонне, полно и объективно исследованы и правомерно отклонены все доводы заявителя.
В судебном заседании представители ООО "РУСЭНЕРГОСБЫТ" поддержали доводы и требования кассационной жалобы, а представители Минэнерго России, ОАО "ФСК ЕЭС", ОАО "МРСК Сибири", ОАО "МРСК Урала", ОАО "ДРСК", ОАО "МРСК Центра и Приволжья" возражали против удовлетворения жалобы в связи с несостоятельностью её доводов.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанции норм процессуального и материального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно жалобы, арбитражный суд кассационной инстанции находит принятые по делу судебные акты подлежащими отмене в связи с неправильным применением норм права с принятием нового судебного акта.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела между ОАО "ФСК ЕЭС" и ООО "РУСЭНЕРГОСБЫТ" заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети от 22.01.2007 N 230/П, действующий согласно дополнительному соглашению от 12.07.2011 до 31.12.2013.
В связи с обращением ОАО "ФСК ЕЭС" в порядке п. 3 Правил в Минэнерго России был издан приказ от 25.08.2011 N 374 в части согласования и утверждения передачи в аренду территориальным сетевым организациям объектов по строкам NN 7, 10, 53 - 56, 1425 - 1428, 1477 - 1527, 194 - 1699, 1898, 1899, 1925, 1926, 2013 - 2017, 2091 - 2099, 2714, 2736, 2738, 2739, 2745 - 2760, 3428, 3431 - 3434, 3436, 3451 - 3455, 3457, 3472, 4379 - 4390, 4475 - 4516, 4977 - 4989, 5166, 5197 приложения к приказу от 25.08.2011 N 374 "Перечень объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, передаваемых в аренду территориальным сетевым организациям" касающейся объектов по которым установлены правоотношения договором от 22.01.2007 N 230/П.
Отказывая ООО "РУСЭНЕРГОСБЫТ" в удовлетворении заявленных требований в связи с изданием приказа в оспоренной частив в соответствии с порядком предусмотренным Правилами и отсутствием нарушений прав заявителя, суды исходили из того, что согласно п. 11 Правил Минэнерго России не позднее 40 рабочих дней со дня поступления заявления с учетом заключений (при их наличии) принимает решение о согласовании передачи объектов в аренду территориальным сетевым организациям или об отказе в указанном согласовании по каждому объекту отдельно в соответствии с пунктом 12 Правил согласования.
В соответствии с пунктом 12 Правил Минэнерго России с 2012 отказывает в согласовании передачи объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть (объекты ЕНЭС), в аренду территориальным сетевым организациям (ТСО) при наличии любого из условий: совокупное и по отдельным уровням напряжения влияние отказа в согласовании передачи объектов в аренду территориальным сетевым организациям в субъекте Российской Федерации на уровень цены (тарифа) на электрическую энергию (мощность) для конечных потребителей соответствующего субъекта Российской Федерации (за исключением потребителей, которые непосредственно присоединены к объектам, планируемым к передаче в аренду соответствующей территориальной сетевой организации) в соответствии с заключением составляет менее 2% уровня цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) текущего года; сведения, представленные вместе с заявлением, противоречат плану передачи объектов, ранее утвержденному уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 14 Правил предусмотрено, что Минэнерго России согласовывает передачу в аренду территориальным сетевым организациям объектов, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии и в отношении которых по состоянию на 1 января 2011 года действуют договоры оказания услуг по передаче электрической энергии между указанными потребителями электрической энергии (энергосбытовыми компаниями) и организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, при условии расторжения указанных договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации и поступления в Минэнерго России письменного обращения руководителя субъекта Российской Федерации о его согласии на передачу в аренду объекта.
Пунктом 12 Правил, по мнению суда, установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа Минэнерго России в согласовании передачи объектов ЕНЭС в аренду ТСО, начиная с 2012. При этом в указанный перечень оснований для отказа в согласовании не входит отказ в согласовании передачи объектов ЕНЭС в аренду ТСО в связи с несоблюдением условий согласования, установленных пунктом 14 Правил.
Исходя из толкования пунктов 11, 12 и 14 Правил, пункт 14 Правил согласования подлежит применению только в случае согласования передачи объектов ЕНЭС в аренду ТСО на 2011. В противном случае Минэнерго России в течение срока, установленного пунктом 11 Правил, не смогло бы принять решение в отношении объектов ЕНЭС, по которым не выполнены условия об отказе в согласовании, предусмотренные пунктом 12 Правил согласования, и не выполнены условия о согласовании, предусмотренные пунктом 14 Правил согласования.
Согласно п. 7 Правил согласования, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляет в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Федеральной службой по тарифам, оценку влияния отказа от передачи каждого объекта и всех предлагаемых к передаче в аренду территориальным сетевым организациям объектов на территории субъекта Российской Федерации на уровень цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в субъекте Российской Федерации и направляет в Министерство энергетики Российской Федерации заключение. При этом в соответствии с п. 9 Правил согласования заключение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, представляемое в отношении объектов электросетевого хозяйства, предполагаемых к передаче в аренду территориальным сетевым организациям на 2012, должно содержать утвержденный уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации план мероприятий по поэтапному прекращению до 01.01.2014 (с разбивкой по годам) передачи объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, в аренду территориальным сетевым организациям, а также по сокращению объемов перекрестного субсидирования между категориями потребителей в электроэнергетике.
В соответствии с п. 12 Правил Минэнерго России с 2012 отказывает в при наличии соответствующих условий в согласовании передачи объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть (объекты ЕНЭС), в ТСО.
Согласование (отказ в согласовании) передачи объектов ЕНЭС в аренду ТСО на 2012 год предполагает осуществление Минэнерго России необходимых действий в 2011 году.
Таким образом, исходя из положений пунктов 9 и 12 Правил, пункт 12 Правил подлежит применению при согласовании передачи объектов ЕНЭС в аренду ТСО на 2012 год и последующие годы, а не на 2013 год и последующие годы.
Судами также отмечено, что в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" орган, предоставляющий государственные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Правилами согласования установлен исчерпывающий перечень документов и сведений, которые предоставляет в Минэнерго России ОАО "ФСК ЕЭС" в целях согласования передачи объектов ЕНЭС в аренду ТСО. При этом Правилами согласования не предусмотрено предоставление заявителем информации и (или) документов, подтверждающих факт прекращения, изменения или заключения новых договоров с потребителями, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к объектам ЕНЭС, планируемым к передаче в аренду ТСО.
По информации, представленной в Минэнерго России ОАО "ФСК ЕЭС" договор оказания услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, заключенный между ООО "РУСЭНЕРГОСБЫТ" и ОАО "ФСК ЕЭС", действовал до 31.12.2011, т.е. по состоянию на 1 января 2011 года имелся действующий договор оказания услуг по передаче электрической энергии между потребителем электрической энергии (энергосбытовой компанией) и организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.
При таких обстоятельствах, с учетом положений названного Федерального закона об услугах и Правил согласования, Минэнерго России не вправе запрашивать у ОАО "ФСК ЕЭС" документы и (или) сведения, подтверждающие факт направления в адрес ООО "РУСЭНЕРГОСБЫТ" заявления о прекращении обязательств по договору в связи с окончанием срока его действия. При этом у ОАО "ФСК ЕЭС" отсутствовала обязанность предоставления каких-либо документов, не указанных в Правилах согласования, в том числе о продлении срока действия договора.
Арбитражный суд кассационной инстанции находит неверным толкование судами первой и апелляционной инстанции пунктов 11, 12 и 14 Правил, как предусматривающие исполнение требований пункта 14 Правил только в случае согласования передачи объектов ЕНЭС в аренду ТСО на 2011год.
Порядок согласования передачи объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть в аренду территориальным сетевым организациям установлен утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1173 Правилами которые предусматривают ежегодное согласование Минэнерго России передачи этих объектов по заявлениям подаваемым организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью (далее - заявитель) не позднее 1 июля года, предшествующего году, в котором планируется передать объекты в аренду территориальным сетевым организациям (в 2011 году - не позднее 1 июня 2011 г.) (пункты 1-3).
Пунктом 11 названных Правил определен срок, в течение которого Минэнерго России принимает решение о согласовании передачи объектов в аренду территориальным сетевым организациям или об отказе в указанном согласовании по каждому объекту отдельно в соответствии с пунктом 12 Правил.
Пунктом 12 Правил перечислены условия, при наличии которых в согласовании передачи объектов в аренду территориальным сетевым организациям Минэнерго России отказывает с 2012 года.
Приказ N 374 издан Минэнерго России 25.08.2011. При этом передача объектов в аренду территориальным сетевым организациям в оспоренной части Минэнерго России согласована.
Условия, при которых Минэнерго России согласовывает передачу в аренду территориальным сетевым организациям объектов, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии и в отношении которых по состоянию на 01 января 2011 года действуют договоры оказания услуг по передаче электрической энергии между указанными потребителями электрической энергии (энергосбытовыми компаниями) и организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, указаны в пункте 14 тех же Правил. При этом Правилами не предусмотрено, что требования пункта 14 касаются только условий согласования Минэнерго России передачи объектов в аренду территориальным сетевым организациям в 2011 году в связи с указанными пунктом 3 Правил сроками подачи заявления на согласование.
К числу таких условий отнесено и условие о расторжении указанных договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поэтому вывод судов об отсутствии у Минэнерго России при согласовании передачи в аренду территориальным сетевым организациям объектов в отношении которых по состоянию на 01 января 2011 года действовал договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 22.01.2007 N 230/П и отсутствовали сведения о его расторжении, обязанности по выяснению вопроса, связанного с расторжением названного договора в соответствии с законодательством Российской Федерации, как это предусмотрено пунктом 14 Правил, нельзя признать правомерным.
На момент издания приказа от 25.08.2011 N 374 в оспариваемой части договор от 22.01.2007 N 230/П в соответствии с законодательством Российской Федерации, как установлено при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций, не расторгнут.
Таким образом, при издании приказа от 25.08.2011 N 374 в оспариваемой части одно из предусмотренных пунктом 14 Правил условий, при наличии которого Минэнерго России в соответствии с тем же пунктом тех же Правил согласовывает передачу в аренду территориальным сетевым организациям объектов, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии и в отношении которых по состоянию на 01 января 2011 года действуют договоры оказания услуг по передаче электрической энергии между указанными потребителями электрической энергии (энергосбытовыми компаниями) и организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, отсутствовало.
В связи с эти выводы судов первой и апелляционной инстанции о применении положений Правил и, как следствие, - о законности приказа от 25.08.2011 N 374 в оспариваемой части, а также о том, что права и охраняемые законом интересы комбината при этом не нарушены, не основаны на нормах права, что является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции, апелляционным судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, однако норма права судами применена неправильно, суд кассационной инстанции полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт о признании приказа Минэнерго России от 25.08.2011 N 374 в оспариваемой части незаконным.
В соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ судебные расходы подлежат взысканию с Минэнерго России, а ООО "РУСЭНЕРГОСБЫТ" подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина за подачу кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16 августа 2012 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 ноября 2012 года по делу N А40-31653/12-147-295 отменить.
Признать незаконным приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 25 августа 2011 года N 374 "О согласовании (отказе в согласовании) передачи объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, в аренду территориальным сетевым организациям" в части согласования и утверждения объектов под NN 7, 10, 53 - 56, 1425 - 1428, 1477 - 1527, 194 - 1699, 1898, 1899, 1925, 1926, 2013 - 2017, 2091 - 2099, 2714, 2736, 2738, 2739, 2745 - 2760, 3428, 3431 - 3434, 3436, 3451 - 3455, 3457, 3472, 4379 - 4390, 4475 - 4516, 4977 - 4989, 5166, 5197 приложения к Приказу от 25 августа 2011 года N 374 "Перечень объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, передаваемых в аренду территориальным сетевым организациям".
Взыскать с Министерства энергетики Российской Федерации (ОГРН 1087746777205) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "РУСЭНЕРГОСБЫТ" (ОГРН 1027706023058) 4 000 (четыре тысячи) рублей судебных расходов.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "РУСЭНЕРГОСБЫТ" (ОГРН 1027706023058) из федерального бюджета 1000 (одну тысячу) рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
Председательствующий судья |
М.Р. Агапов |
Судьи |
А.М. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.