г. Москва |
|
25 февраля 2013 г. |
Дело N А41-19599/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Борзыкина М.В., Ворониной Е.Ю.
при участии в заседании:
от ответчика Отделения по Щелковскому муниципальному району Управления Федерального казначейства по Московской области Гринько С.А. по доверенности от 10 января 2012 года N 48-04-21/92
рассмотрев 21 февраля 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу ответчика Отделения по Щелковскому муниципальному району Управления Федерального казначейства по Московской области
на решение от 13 августа 2012 года
Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Гапеевой Р.А.
на постановление от 31 октября 2012 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Кручининой Н.А., Виткаловой Е.Н., Мищенко Е.А.
по делу N А41-19599/12
по заявлению Государственной административно-технической инспекции (ГАТИ, ОГРН 1027809192575) к Отделению по Щелковскому муниципальному району Управления Федерального казначейства по Московской области (Отделение по Щелковскому муниципальному району УФК по Московской области, ОГРН 1025006520318) о признании незаконными действий, третье лицо Федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жукова и Ю.А. Гагарина" Министерства обороны Российской Федерации
УСТАНОВИЛ:
Государственная административно-техническая инспекция (далее - инспекция, ГАТИ) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным действия Отделения по Щелковскому муниципальному району Управления Федерального Казначейства по Московской области (далее - Казначейство) выразившегося в отказе в принятии к исполнению постановления N 2626 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 12.08.2011, и обязании Казначейства принять к исполнению указанное постановление.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" Министерства обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 13.08.2012, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2012, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Отделение по Щелковскому муниципальному району УФК по Московской области просит отменить принятые по делу решение и постановление, так как судами неправильно применены нормы материального права, а в удовлетворении заявленных ГАТИ требований отказать. При этом указывается на правомерность отказа в непринятии на исполнение постановления об административном правонарушении.
В судебном заседании представитель Казначейства поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Извещенные в установленном законом порядке о времени и месте рассмотрения дела представители ГАТИ и Федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального и материального права, обсудив доводы кассационной жалобы, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании все доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд первой, а при повторном рассмотрении дела и апелляционной инстанции разрешили спор без нарушения норм процессуального права влекущих отмену судебных актов.
При рассмотрении дела судами было установлено, что ГАТИ постановлением от 12.08.2011 N 2626 привлекла Федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" Министерства обороны Российской Федерации к административной ответственности, предусмотренной ст. 13 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 с наложением административного штрафа в размере 100 000 руб.
Данное постановление вступило в законную силу и поступило на исполнение в Службу судебных приставов. Установив, что Федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" Министерства обороны Российской Федерации является бюджетной организацией и не имеет расчетных и иных счетов в кредитных учреждениях, судебный пристав-исполнитель вынес 20.01.2012 постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, а исполнительный документ возвратил взыскателю.
ГАТИ 16.02.2012 направила в Казначейство постановление от 12.08.2011 N 2626, копию постановления судебного пристава-исполнителя от 15.12.2008, а также копию постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства от 20.01.2012.
Уведомлением от 05.03.2012 N 03-27/235 Казначейство возвратило инспекции постановление об административном взыскании от 12.08.2011 без исполнения, указав на отсутствие у него возможности исполнить данный документ в связи с требованиями статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Удовлетворяя заявленные ГАТИ требования, арбитражные суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что действия Казначейства по возврату без исполнения постановления от 12.08.2011 N 2626 о привлечении к административной ответственности Федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" Министерства обороны Российской Федерации в виде штрафа в 100000 рублей, являются неправомерными.
При этом суды указали, что в соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Статьей 7 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 названного Закона, пунктом 6 которой судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях отнесены к исполнительным документам.
В статье 239 БК РФ указано, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется на основании судебного акта в соответствии с главой 24.1 Кодекса.
Порядок исполнения постановлений административных органов по делам об административных правонарушениях о взыскании с бюджетной системы штрафов бюджетное законодательство не регулирует.
Вместе с тем взыскание с бюджетных учреждений административных штрафов только в судебном порядке законом не предусмотрено.
На основании анализа положений главы 23 КоАП РФ, относящих наложение административных взысканий не только к полномочиям судов, но и административных органов, а также пункта 5 статьи 32.2 КоАП РФ, предусматривающего бесспорный порядок исполнения решений административных органов, и статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", относящей постановления административных органов к исполнительным документам, суды пришли к выводу о том, что перечисленные нормы являются специальными по отношению к главе 24.1 БК РФ.
На основании изложенного, суды пришли к выводу о том, что в связи отсутствием у Федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" Министерства обороны Российской Федерации являющимся бюджетным учреждением счетов в банке или в другом кредитном учреждении, постановление (решение), как соответствующий исполнительный документ, выдаваемый административным органом - ГАТИ, подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 БК РФ.
Арбитражный суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций по применению норм права соответствующими установленными им обстоятельствами дела и имеющимся в деле доказательствам, не противоречащим разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации данным в пункте 2 Постановлении от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение".
В соответствии с данными разъяснениями при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке постановления о наложении административного штрафа, данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации. В случае отсутствия у бюджетного учреждения счетов, открытых в банке или иной кредитной организации, соответствующий исполнительный лист подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Поэтому доводы кассационной жалобы, сводящиеся к иному, чем у судов толкованию норм права не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, так как не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм процессуального и материального права.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 13 августа 2012 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 31 октября 2012 года по делу N А41-19599/12 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья |
М.Р. Агапов |
Судьи |
М.В. Борзыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.