Москва |
|
1 апреля 2013 г. |
Дело N А40-66238/12-61-559 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Л.А. Тутубалиной,
судей Л.В. Завирюха, А.Л. Новосёлова,
при участии в заседании:
от истца - Кемишев А.Н., дов. от 25.12.2012 N 01-05/2957, Семикин Д.С. дов. от 27.12.2012 N 01-05/2983
от ответчиков:
от Волгоградской области в лице Министерства финансов Волгоградской области - Порутчиков И.А., дов. от 19.07.2012 N 14
от Министерства Финансов Российской Федерации -
от третьего лица -
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы ответчиков Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации и Волгоградской области в лице Министерства финансов Волгоградской области на решение от 30 августа 2012 года Арбитражного суда города Москвы, принятое судьей Зверевой О.Н., на постановление от 08 ноября 2012 года Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Лящевским И.С., Сазоновой Е.А., Семикиной О.Н.,
по иску Муниципального унитарного предприятия "Метроэлектротранс" г.Волгограда (г. Волгоград, ОГРН: 1023402977223)
к Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации (г. Москва, ОГРН: 1037739085636), Волгоградской области в лице Министерства финансов Волгоградской области (г. Волгоград)
о взыскании убытков,
третье лицо: Управление транспорта и коммуникаций Администрации Волгоградской области (г. Волгоград)
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.08.2012, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2012, удовлетворен иск Муниципального унитарного предприятия "Метроэлектротранс" г. Волгограда о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытков в размере 53 842 595 руб. 36 коп. и с Волгоградской области в лице Министерства финансов Волгоградской области за счет казны Волгоградской области убытков в размере 232 599 766 руб., возникших в связи с неполным возмещением расходов истца на предоставление в 2010 году региональным льготникам права льготного проезда на электрическом транспорте.
Судебные акты обжалуются ответчиками с просьбой об их отмене и принятии нового судебного акта или направлении дела на новое рассмотрение.
В кассационных жалобах заявители указали на документальную неподтвержденность показателей расчетов иска, недоказанность того, что размер неполученной истцом провозной платы в связи с перевозкой граждан льготных категорий превышает полученное им возмещение из бюджета.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Министерства финансов Волгоградской области поддержал доводы жалобы. Представитель истца возражал против удовлетворения жалобы. Министерство Финансов Российской Федерации и третье лицо, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Заслушав сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов судов в решении и постановлении установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Как установлено судами и следует из материалов дела, истец, являясь организацией общественного транспорта, осуществлявшей перевозки граждан городским транспортом, в 2010 году при реализации проводимых органами государственной власти Российской Федерации и администрацией города Волгограда мероприятий по обеспечению федеральным льготникам равной с областными льготниками доступности услуг общественного транспорта предоставлял федеральным льготникам, проживающим в городе Волгограде, право проезда на своем транспорте в городском пассажирском сообщении на основании единого социального проездного билета.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Данный Закон также предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Такой правовой механизм реализован Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, предоставившими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также другими нормативно-правовыми актами равные меры социальной поддержки федеральным и региональным льготникам в виде льготного (бесплатного) проезда на общественном транспорте (трамвай, троллейбус, автобус) в городском и пригородном сообщении.
Во исполнение федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ Волгоградская область постановлением Администрации области от 26.01.2009 N 8-п "Об обеспечении равной доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан на территории Волгоградской области" обеспечила федеральных и региональных льготников равной мерой социальной поддержки по проезду на общественном транспорте в городском и пригородном сообщении в виде права проезда по социальным проездным билетам, имеющим меньшую стоимость, чем обычные проездные билеты (не льготные).
Постановлением Администрации Волгоградской области от 26.01.2009 N 8-п было введено несколько видов социальных проездных билетов, в том числе предоставляющих право проезда на транспорте истца: единый социальный проездной билет (далее - ЕСПБ) стоимостью 240 рублей, который реализовывался льготным категориям граждан Управлением социальной защиты населения Волгоградской области и предоставлял право проезда в трамвае, троллейбусе, автобусах городского и пригородного сообщения, социальный проездной билет для проезда в трамвае или троллейбусе (далее - СПБ) стоимостью 110 рублей, который реализовывался льготным категориям граждан истцом и предоставлял право проезда в трамвае или троллейбусе.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 23.06.2009 N 2992/09 указал, что право бесплатного проезда на городском, пригородном транспорте общего пользования для льготной категории граждан являлось гарантией, носящей компенсаторный характер. Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении социально незащищенных граждан. При этом финансирование равной доступности услуг общественного транспорта для федеральных льготников должно осуществляться Российской Федерацией, а финансирование льготного проезда для региональных льготников - Волгоградской областью.
Согласно федеральному закону N 122-ФЗ, в связи с переходом к новой системе социальной защиты граждан и разделением льготных категорий граждан на федеральный и региональный регистр, соответственно были разделены полномочия по финансированию мер социальной поддержки, которые, в рамках мероприятий по равной доступности услуг общественного транспорта, в отношении федеральных льготников были приняты на себя Российской Федерацией, в отношении региональных льготников - соответствующим субъектом Российской Федерации.
Данное толкование закона судами соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлениях от 25.01.2011 N 9621/10, от 25.07.2011 N 5481/11, от 17.11.2011 N 7452/10, согласно которой при определении публично-правового образования, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот, учитываются сведения федерального и регионального регистра льготников; финансирование льготы для льготников федерального регистра является расходным обязательством Российской Федерации; расходы предприятия по перевозке граждан, отнесенных к региональному регистру, возмещаются за счет средств субъекта Российской Федерации, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование льгот.
В соответствии с толкованием применения положений пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, данном Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 23.04.2007 N 1476/07, от 05.02.2008 N 12479/07, от 05.02.2008 N 16069/07, от 23.06.2009 N 2992/09, от 25.01.2011 N 9621/10, от 26.04.2011 N 17828/10, от 25.07.2011 N 5481/11, от 17.11.2011 N 7452/10, от 06.12.2011 N 12757/10, от 06.12.2011 N 7116/10, от 06.12.2011 N 6497/10, от 15.12.2011 N 5428/11, организация, предоставившая во исполнение законов или иных нормативных правовых актов товары (работы, услуги) по льготным ценам или бесплатно имеет право на возмещение из соответствующего бюджета своих расходов (убытков) в размере неполученной с потребителей провозной платы, которая является для транспортной организации реальным ущербом.
Более того, в указанных постановлениях Президиума ВАС РФ содержится правовая позиция о возможности использования расчетного способа определения размера убытков, исходя из конкретных обстоятельств дела ввиду отсутствия на законодательном уровне способа расчета размера не полученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества.
Судами установлено, что в расчете иска использованы показатели, позволяющие определить размер неполученной с потребителей провозной платы, а именно: 1) количество потребителей - количество федеральных и региональных льготников, реализовавших свое право пользования услугами общественного транспорта (равно количеству реализованных федеральным и региональным льготникам социальных проездных билетов и единых социальных проездных билетов); 2) размер провозной платы - стоимость месячного проездного билета на электрический транспорт (на 1 и на 2 вида электрического транспорта), а также иные показатели, необходимые при данных обстоятельствах дела для расчета размера неполученной от потребителей провозной платы (убытков).
Размер неполученной истцом от потребителей - федеральных льготников провозной платы представляет собой произведение количества потребителей и размера провозной платы, уменьшенное на сумму, полученную истцом от реализации ЕСПБ (СПБ): 110 624 970 руб. - 20 372 994 руб. 64 коп. = 90 251 975 руб. 36 коп.
Таким же образом определен размер неполученной истцом от потребителей - региональных льготников провозной платы: 465 560 760 руб. - 93 937 354 руб. = 371 623 406 руб.
Поскольку расходы истца не были возмещены в полном объеме, у истца возникли убытки в виде разницы между суммой неполученной от льготников провозной платы и суммой компенсации из бюджета, которая по федеральным полномочиям составила: 90 251 975 руб. 36 коп. - 36 409 380 руб. = 53 842 595 руб. 36 коп., а по региональным полномочиям: 371 623 406 руб. - 139 023 640 руб. = 232 599 766 руб.
Выделение Российской Федерацией и Волгоградской областью денежных средств в размере, достаточном для компенсации истцу не полученной от потребителей - льготников платы за проезд, предотвратило бы возникновение у истца убытков.
Исходя из сформированной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации правовой позиции, изложенной в указанных выше постановлениях Президиума, оснований для отмены судебных актов не имеется.
Утверждение ответчиков о неправильном применении судами норм права не обосновано, поскольку под неправильным применением норм материального права понимается неприменение закона, подлежащего применению, применение закона, не подлежащего применению либо неправильное истолкование закона. Признаки неправильного применения норм материального права в обжалованных судебных актах отсутствуют.
Оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 30 августа 2012 года Арбитражного суда города Москвы и постановление от 08 ноября 2012 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-66238/12-61-559 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Л.А. Тутубалина |
Судьи |
Л.В. Завирюха |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.