г. Москва |
|
02 апреля 2013 г. |
Дело N А40-86515/12-153-894 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Кузнецова А.М., Туболец И.В.
при участии в заседании:
от заявителя Закрытого акционерного общества "Анализ, Консультации и Маркетинг" Мальцева С.А. по доверенности N 57 от 05 декабря 2012 года
от ответчика Правительства Москвы Ланде В.М. по доверенности от 28 октября 2010 года N 4-14-20041/0
рассмотрев 26 марта 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу заявителя Закрытого акционерного общества "Анализ, Консультации и Маркетинг"
на решение от 25 сентября 2012 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Кастальской М.Н.
на постановление от 18 декабря 2012 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Захаровым С.Л., Пронниковой Е.В., Якутовым Э.В.
по делу N А40-86515/12-153-894
по заявлению Закрытого акционерного общества "Анализ, Консультации и Маркетинг" (ОГРН 1027739435800) к Правительству Москвы о признании незаконными действий
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 25.09.2012, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2012, Закрытому акционерному обществу "Анализ, Консультации и Маркетинг" (далее - ЗАО "Анализ, Консультации и Маркетинг", общество) отказано в удовлетворении заявления к Правительству Москвы о признании незаконными имевших место в период с 22.06.1998 по 30.12.2008 действий Правительства Москвы по неправомерному ограничению доступа к информации о деятельности Мэра Москвы и Правительства Москвы, осуществлявшихся путем отнесения к числу документов, не являющихся общедоступными 278 правовых актов Мэра и Правительства Москвы по экономической тематике (полные реквизиты правовых актов указаны в заявлении об оспаривании), о признании незаконными действий Правительства Москвы, выразившихся в отказе письмом Управления по организации работы с документами Правительства Москвы от 27.03.2012 в представлении заявителю по его запросу информации о деятельности Мэра и Правительства Москвы, содержащейся в запрошенных правовых актах, об обязании Правительства Москвы предоставить заявителю информацию о деятельности Мэра и Правительства Москвы, путем предоставления вышеуказанных правовых актов.
При этом суды исходили из того, что оспариваемые действия ответчика не противоречат действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя.
В кассационной жалобе просит ЗАО "Анализ, Консультации и Маркетинг" просит принятые по делу с нарушением норм материального и процессуального права решение и постановление отменить, а дело направить на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции. При этом указывается на несоответствие выводов судом обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, изменение судами оснований заявленных обществом требований и ошибочность выводов о не нарушении оспариваемыми действиями прав заявителя. По мнению общества ни один из запрошенных правовых актов не содержит государственную или служебную тайну и отказ в предоставлении информации о деятельности Мэра и Правительства Москвы содержащейся в запрошенных правовых актах является незаконным.
В отзыве на кассационную жалобу Правительство Москвы просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, отмечая правильное судами норм процессуального права и соответствие выводов судов требованиям законодательства.
В судебном заседании представитель ЗАО "Анализ, Консультации и Маркетинг" поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представитель Правительства Москвы просил оставить жалобу без удовлетворения, указывая на несостоятельность её доводов.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанции норм процессуального и материального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно жалобы. Арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ЗАО "Анализ, Консультации и Маркетинг" обратилось в Правительство Москвы в соответствии со ст. ст. 38, 39 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" с запросом исх. N 620 от 28.12.2012 о предоставлении в распоряжение редакции полных текстов правовых актов Мэра и Правительства Москвы по экономической тематике, принятых в период с 1998 - 2009 г.г. (всего 300 актов по списку согласно приложению).
Письмом от 24.01.2012 N 340,507 по поручению Правительства Москвы обществу предоставлены восемь архивных копий документов за 1998 - 2002 годы, а также сообщено, что часть запрашиваемых правовых актов содержит пометку "ОП", в связи с чем проводится согласование возможности выдачи интересующих документов.
Письмом от 25.01.2012 N 11-62/6 обществу были предоставлены еще 14 правовых актов Правительства города Москвы.
Письмом от 27.03.2012 N 4-19-24414/1 Правительство Москвы в лице Управления по организации работы с документами Правительства Москвы отказало ЗАО "Анализ, Консультации и Маркетинг" в предоставлении иных запрошенных правовых актов, поскольку иные указанные в запросе правовые акты содержат сведения, предназначенные для служебного пользования, а также персональные данные и другую конфиденциальную информацию.
Полагая, что Правительством Москвы в период с 22.06.1998 по 30.12.2008 совершены действия по неправомерному ограничению доступа к информации о деятельности Мэра Москвы и Правительства Москвы, осуществлявшиеся путем отнесения к числу документов, не являющихся общедоступными, правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы по экономической тематике, а также не согласившись с действиями Правительства Москвы, выразившимися в отказе письмом Управления по организации работы с документами Правительства Москвы от 27.03.2012 в представлении заявителю по его запросу информации о деятельности Мэра Москвы и Правительства Москвы, содержащейся в запрошенных правовых актах, ЗАО "Анализ, Консультации и Маркетинг" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая ЗАО "Анализ, Консультации и Маркетинг" в удовлетворении заявленных требований суды исходили из отсутствия нарушений требований законодательства Правительством Москвы.
В соответствии со статьей 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждому гарантируется свобода мысли и слова, свобода массовой информации. Цензура запрещается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.
Вместе с тем осуществление названных прав и свобод может быть сопряжено с определенными ограничениями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе.
Согласно Федеральному закону от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" доступ пользователей к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается посредством ее обнародования (опубликования) в средствах массовой информации, размещения в сети Интернет, присутствия граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц) и общественных объединений, на заседаниях, проводимых коллегиальными государственными органами и коллегиальными органами местного самоуправления, размещения такой информации в помещениях, занимаемых этими органами, и иных отведенных для этих целей местах, предоставления возможности ознакомления с ней в соответствующих государственных и муниципальных учреждениях, а также через библиотечные и архивные фонды, обращения с запросом в государственные органы и органы местного самоуправления, другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления - также муниципальными правовыми актами.
Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по запросу предоставляется в виде ответа на запрос, в котором содержится или к которому прилагается запрашиваемая информация либо в котором в соответствии со статьей 20 вышеуказанного Федерального закона содержится мотивированный отказ в предоставлении указанной информации. При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии нарушений требований законодательства Правительством Москвы.
На основании оценки материалов дела, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о несостоятельности доводов общества о том, что ни один из запрошенных им правовых актов не содержит государственную или служебную тайну. В рассматриваемом случае обществу отказано в предоставлении актов, которые засекречены, либо содержат информацию ограниченного доступа, персональные данные. При этом в соответствии со статьей 9 Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" отнесение тех или иных актов к содержащим государственную тайну или содержащим служебную или иную тайну, относится к компетенции издающего их государственного органа и регламентируется действующим законодательством, а порядок доступа к персональным данным устанавливается федеральным законом о персональных данных.
ЗАО "Анализ, Консультации и Маркетинг" указывало, что неправомерное ограничение доступа к информации и непредставление запрошенной информации создает для общества препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, не позволяя ему воспользоваться этой информацией в коммерческих целях, в том числе путем ее распространения в целях извлечения прибыли.
В соответствии со статьей 8 Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.
Проанализировав устав общества, суды пришли к выводу, что заявителем не доказаны обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов оспариваемыми действиями в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку им не обосновано, каким образом запрашиваемые правовые акты Мэра и Правительства Москвы относятся к информации в сфере экономики и финансов, адресованы заявителю, либо возлагают на него каких-либо обязанности.
Арбитражный суд кассационной инстанции находит, что всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании все доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, дав им надлежащую оценку, арбитражный суд первой, а при повторном рассмотрении дела и апелляционной инстанции разрешили спор без нарушения норм процессуального права влекущих отмену решения или постановления.
При этом выводы суды судов первой и апелляционной инстанции по применению норм материального права соответствуют установленным ими обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы ЗАО "Анализ, Консультации и Маркетинг" фактически сводящиеся к проверенным и правомерно и обоснованно отклоненным судами доводам не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так ка не свидетельствуют о неправильном применении или нарушении судами норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25 сентября 2012 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2012 года по делу N А40-86515/12-153-894 оставить без изменения, а кассационную жалобу Закрытого акционерного общества "Анализ, Консультации и Маркетинг" без удовлетворения.
Председательствующий судья |
М.Р. Агапов |
Судьи |
А.М. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.