г. Москва |
|
18 апреля 2013 г. |
Дело N А40-107427/12-122-560 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Борзыкина М.В., Ворониной Е.Ю.
при участии в заседании:
от заявителя Иванова В.В. Трофимцевой М.И. по доверенности от 17 мая 2012 года
от ответчика Управления Федеральной службы государственного регистрации, кадастра и картографии по Москве Помогаевой О.В. по доверенности от 09 января 2013 года N 51/2013
рассмотрев 11 апреля 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу заявителя Иванова В.В.
на постановление от 06 февраля 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Поповым В.И., Мухиным С.М., Яковлевой Л.Г.
по делу N А40-107427/12-122-560
по заявлению Иванова Вячеслава Владимировича
к Управлению Федеральной службы государственного регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным отказа в пересмотре кадастровой стоимости земельного участка
УСТАНОВИЛ:
Иванов В.В. обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) о признании незаконным отказа в пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001052:1001, имеющего адресный ориентир: г. Москва, Пречистенская наб., вл. 13, стр. 1, выраженного в письме от 10 июля 2012 года N 11148/2012 и об обязании рассмотреть заявление от 22 мая 2012 года в сроки и в порядке, установленном статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25 октября 2012 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06 февраля 2013 года указанное решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Иванов В.В. просит отменить постановление, поскольку оно принято незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы апелляционного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель Иванова В.В. поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представитель Управления Росреестра по Москве возражал против ее удовлетворения.
Проверив правильность применения арбитражным судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого постановления.
Арбитражные суды установили, что 25 июля 2002 года между Департаментом земельных ресурсов города Москвы и ЗАО "Флайт Инжиниринг" заключен договор N М-01-021439 аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, Пречистенская наб., вл. 13, стр. 1 с кадастровым номером 77:07:0001052:46.
18 октября 2007 года между Ивановым В.В. (покупатель) и ЗАО "Флайт Инжиниринг" (продавец) заключен договор купли-продажи нежилого здания, расположенного по адресу: г. Москва, Пречистенская наб., вл. 13, стр. 1, на основании которого право собственности на нежилое здание, расположенное по указанному адресу, зарегистрировано за Ивановым В.В. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
14 марта 2012 года Департаментом земельных ресурсов города Москвы в связи с обращением Иванова В.В. вынесено распоряжение N 849-01 "О предоставлении в аренду земельного участка, имеющего адресный ориентир: г. Москва, Пречистенская наб., вл. 13, стр. 1", на основании которого в адрес Иванова В.В. направлен проект договора, в котором размер арендной платы, в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка составил 2422890,95 рублей ежегодно.
Учитывая, что предыдущий арендатор земельного участка, выделенного под эксплуатацию приобретенного им в собственность строения уплачивал арендную плату в размере 918698,65 рублей ежегодно и, полагая, что в силу статей 35, 552 ГК РФ ее увеличение для нового собственника строения неправомерно, Иванов В.В. 24 мая 2012 года обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением о пересмотре удельного показателя кадастровой стоимости предоставляемого ему участка с кадастровым номером 77:01:0001052:1001, имеющего адресный ориентир: г. Москва, Пречистенская наб., вл. 13, стр. 1. В данном письме, он также просил сообщить ему, кем и на основании какой методики, был произведен расчет данного удельного показателя, отраженного в кадастровом паспорте земельного участка N 77/501/1174458 от 15 декабря 2011 года.
31 мая 2012 года Управление Росреестра по Москве письмом N 8644/2012 дал разъяснения Иванову В.В. о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001052:1001.
Письмом от 10 июля 2012 года N 11148/2012 Управлением Росреестра по Москве Иванову В.В. отказано в пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, со ссылкой на то, что в настоящее время на территории города Москвы отсутствуют основания для создания комиссии, так как действуют результаты государственной кадастровой оценки, утвержденные Постановлением Правительства Москвы от 04 декабря 2007 года N 1046-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" (далее - Постановление Правительства Москвы от 04 декабря 2007 года N 1046-ПП).
При этом данное письмо подготовлено Управлением Росреестра по Москве в связи с поступившим по принадлежности из Управления Росреестра по Московской области заявлением Иванова В.В..
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, приняв во внимание, что земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001052:1001 образован из земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001052:46, разрешенное использование данных земельных участков, а также то, что права на земельный участок заявителя не зарегистрированы на момент рассмотрения спора, посчитал недоказанным вывод ответчика о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка, рассчитана на основании результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 04 декабря 2007 года N 1046-ПП.
Суд также указал о несоблюдении ответчиком порядка и срока рассмотрения заявления Иванова В.В. о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, предусмотренный статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности, что привело к нарушению его прав и законных интересов.
Отменяя указанное решение суда первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, суд апелляционной инстанции правильно исходил из того, что в соответствии с распоряжением Департамента земельных ресурсов города Москвы от 14 марта 2012 года N 849-01 "О предоставлении в аренду земельного участка, имеющего адресный ориентир: г. Москва, Пречистенская наб., вл. 13, стр. 1" земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001052:1001, предоставляемый Иванову В.В., образован из земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001052:46 и земель, находящихся в государственной собственности, имеет площадь 1184 кв.м, относится к категории земель населенных пунктов и предоставляется для целей эксплуатации административного здания.
Согласно кадастрового паспорта N 77/501/11-74458 земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001052:1001, площадью 1184 кв.м, имеет разрешенное использование - "земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения", обременений не имеет.
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 77:07:0001052:46, площадью 900 кв.м имеет вид разрешенного использования - "для реконструкции с новым строительством и последующей эксплуатации административного здания".
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001052:1001 и земельный участок с кадастровым номером 77:07:0001052:46 - два разных объекта недвижимого имущества.
Статьей 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) предусмотрено, что кадастровый учет и ведение ГКН осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
В соответствии со статьей 4 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения вносятся в ГКН органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Согласно пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316 (далее - Правила) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В силу пункта 3 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет.
Пунктом 13 Правил установлено, что при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков определение кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктом 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года N 222 (далее - Методические указания), в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в границах существующего поселения, кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Пунктом 2.2 Методических указаний предусмотрено, что в случае изменения площади земельного участка, кадастровая стоимость изменяется пропорционально изменению площади земельного участка.
Как правильно установил суд апелляционной инстанции, результаты работ по государственной кадастровой оценке земель города Москвы утверждены и введены в действие с 01 января 2008 года Постановлением Правительства Москвы от 04 декабря 2007 года N 1046-ПП.
В приложении 1 к указанному Постановлению приведены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов города Москвы.
Расчет кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 11:01:0001052:1001 (новый участок) рассчитан ответчиком в соответствии с пунктом 2.1.3 Методических указаний.
При этом площадь земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001052:1001, предоставленного Иванову В.В., больше площади земельного участка с кадастровым номером 77:07:0001052:46, предоставленного ЗАО "Флайт Инжиниринг".
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 04 декабря 2007 года N 1046-ПП средний удельный показатель 7 вида разрешенного использования земель населенных пунктов для кадастрового квартала 77:01:0001052 составляет 136424,04 руб./кв. м, площадь земельного участка составляет 1184 кв.м.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001052:1001 составляет 161526063,36 рублей. Данная стоимость указана в кадастровом паспорте земельного участка от 15 декабря 2011 года N 77/501/11-74458.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции в отличие от суда первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка правомерно рассчитана ответчиком в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 04 декабря 2007 года N 1046-ПП и пунктом 2.1.3 Методических указаний.
Повторно рассматривая данное дело, суд апелляционной инстанции, опровергая довод заявителя и вывод суда первой инстанции о необоснованном отказе ответчика в рассмотрении заявления в порядке и сроки, установленные статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности, правильно указал, что в соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В состав комиссии входят по одному представителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, органа кадастрового учета, Национального совета по оценочной деятельности.
Порядок создания и работы комиссии, в том числе формы принимаемых ею документов, устанавливается уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности.
Решения комиссии могут быть оспорены в арбитражном суде.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Для обжалования результатов определения кадастровой стоимости заявитель обращается в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.
В этой же статье перечислены требования к документам, которые необходимо представлять вместе с заявлением.
Из заявления Иванова В.В. следует, что им оспаривается отказ, оформленный письмом Управления Росреестра по Москве от 19 июля 2012 года N 11148/2012, которое подготовлено в ответ на обращение заявителя от 04 июня 2012 года, поступившее из Управления Росреестра по Московской области.
При этом самого обращения и документов, перечисленных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, подлежащих приложению к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости, в материалы дела заявителем не представлено.
Кроме этого, оспаривая указанный отказ, заявитель просил суд обязать ответчика рассмотреть в указанном выше порядке заявление от 22 мая 2012 года, на которое ему был дан ответ ответчиком 31 мая 2012 года и, который не оспаривается по делу.
Таким образом, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что заявитель в нарушение положений статьи 65 АПК РФ не представил доказательств соблюдения требований статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности при обращении с указанными заявлениями, что указывает на то, что Управлением Росреестра по Москве правомерно не признано обращение Иванова В.В. от 04 июня 2012 года, как заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
Кроме того, статья 24.19 Закона об оценочной деятельности входит в главу "Государственная кадастровая оценка", которая была введена Федеральным законом от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно статье 5 данного Закона положения настоящего Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный в настоящей части срок.
Государственный контракт на проведение государственной кадастровой оценки земель, результаты которой действуют в настоящее время в городе Москве, был заключен в 2007 году между Департаментом земельных ресурсов города (заказчик работ) и ФГУП ФКЦ "Земля" (исполнитель).
Департаментом земельных ресурсов города Москвы (заказчик работ по государственной кадастровой оценке земельных участков) и ФГУП ФКЦ "Земля" (исполнитель работ по государственной кадастровой оценке земельных участков) по результатам проведенного конкурса заключен государственный контракт от 01 августа 2007 года на выполнение указанных работ.
Исполнителем работ осуществлено проведение государственной кадастровой оценки земель города Москвы для каждого земельного участка, вошедшего в перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов, согласно Методическим указаниям.
Результаты работ по государственной кадастровой оценке земель города Москвы утверждены и введены в действие с 01 августа 2008 года Постановлением Правительства Москвы от 04 декабря 2007 года N 1046-ПП.
В приложении 1 к указанному Постановлению приведены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов города Москвы.
Согласно статье 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 ГК РФ.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции правильно посчитал, что кадастровая стоимость, определенная на основании результатов государственной кадастровой оценке земли, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 04 декабря 2007 года N 1046-ПП, не может быть оспорена в комиссии. У ответчика отсутствуют полномочия на создание соответствующей комиссии.
Всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании все доводы и доказательства лиц, участвующих в деле, дав им надлежащую оценку, арбитражный суд апелляционной инстанции, разрешил спор без нарушения норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного акта.
Выводы арбитражного суда апелляционной инстанции по применению норм материального права соответствуют установленными ими обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, фактически сводящиеся к иной, чем у апелляционного суда оценке обстоятельств дела и имеющихся доказательств, проверенные и обоснованно отклоненные судом, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом апелляционной инстанции норм права.
Руководствуясь ст. ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06 февраля 2013 года по делу N А40-107427/12-122-560 оставить без изменения, а кассационную жалобу Иванова В.В. без удовлетворения.
Председательствующий судья |
М.Р. Агапов |
Судьи |
М.В. Борзыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.