г. Москва |
|
25 апреля 2013 г. |
Дело N А40-38707/12-17-374 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2013 года.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 февраля 2014 г. N 11146/13 настоящее постановление отменено
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р. Р.,
судей Агапова М. Р., Долгашевой В. А.,
при участии в заседании:
от заявителя: ООО "ДВТ-Лизинг" - Харсеев В.А. доверенность от 15 мая 2012 года N 20,
от заинтересованного лица: МРУ Росфинмониторинга ЦФО - Жохова Д.А. доверенность от 11 апреля 2013 года N 22-04-10/1356,
рассмотрев 16 -18 апреля 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному федеральному округу (МРУ Росфинмониторинга по ЦФО)
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 13 августа 2012 года
принятое судьей Поляковой А.Б.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 20 ноября 2012 года
принятое судьями Лепихиным Д.Е., Кольцовой Н.Н., Румянцевым П.В.,
по заявлению ООО "ДВТ-Лизинг" (ОГРН: 1027739185561)
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному федеральному округу (МРУ Росфинмониторинга по ЦФО)
о признании незаконным и отмене постановления от 21.02.2012 г. N 07-12/17/12ПЮЛ о назначении административного наказания
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ДВТ-Лизинг" ( далее по тексту - ООО " ДВТ-Лизинг") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления МРУ Росфинмониторинга по ЦФО по делу об административном правонарушении от 21 февраля 2012 года N 07-12/17/12ПЮЛ о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 15.27 КоАП РФ за нарушение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с назначением наказания в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13 августа 2012 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 ноября 2012 года, заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано несоответствующим закону и отменено.
МРУ Росфинмониторинга по ЦФО, не согласившись с выводами суда первой инстанции и апелляционного суда, настаивает на отмене состоявшихся по делу судебных актов по основаниям неправильного применения норм материального права, а именно Федерального закона от 07 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", части 2 статьи 15.27 КоАП РФ. По мнению заявителя кассационной жалобы, судами сделан ошибочный вывод о неправильной квалификации вмененного административного правонарушения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Представитель ООО " ДВТ-Лизинг", в судебном и представленном отзыве, возражая против удовлетворения кассационной жалобы, указал на законность и обоснованность судебного акта и отсутствии оснований к отмене.
Федеральный арбитражный суд Московского округа, изучив материалы дела, заслушав и обсудив доводы и возражения сторон, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, находит судебные акты подлежащими отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, что МРУ Росфинмониторинга по ЦФО 21 февраля 2012 года вынесено постановление о признании ООО "ДВТ-Лизинг" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 08 ноября 2011 года N 308-ФЗ) и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей. В качестве противоправного деяния вменено нарушение подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - ЗаконN 115-ФЗ), в части организации и осуществления внутреннего контроля, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю. Непредставление в уполномоченный орган сведений в связи с заключением договора финансовой аренды (лизинга) N 158/11-л от 29 августа 2011 г., сумма которого превышает 600 000 руб.
Полагая, что привлечение к ответственности произведено незаконно и без достаточных на то оснований ООО "ДВТ-Лизинг" обратилось с настоящим требованием в суд.
Признавая незаконным и отменяя оспариваемое постановление, суды исходили из того, что факт непредставления сведений административным органом не доказан, поскольку сведения представлены до составления акта 7 февраля 2012 года.
Выводы судов об отсутствии события вмененного административного правонарушения основаны на неправильном применении норм материального права.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 ЗаконаN 115-ФЗ предусмотрена обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами: вид операции и основания ее совершения, дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 6 данного Закона установлено, что операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 29 октября 1998 года N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" лизинговые компании (фирмы) - это коммерческие организации (резиденты РФ или нерезиденты РФ), выполняющие в соответствии с законодательством РФ и со своими учредительными документами функции лизингодателей.
Осуществление лизинговой деятельности действующим законодательством отнесено к области применения специальных правил по противодействию отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма наряду с иной деятельностью в финансовой сфере.
На основании подпункта "а" пункта 2 Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18 января 2003 N 28, лизинговые компании относятся к организациям, подлежащим постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу.
Согласно пункту 2 статьи 6 Закона N 115-ФЗ на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, возложена обязанность по представлению информации в уполномоченный орган по операциям, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организаций или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организаций и лица.
Диспозицией части 2 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за действия (бездействие), предусмотренные частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Таким образом, указанной статьей предусмотрено три состава административного правонарушения: действия (бездействие), предусмотренные частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю; действия (бездействие), предусмотренные частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, повлекшие представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю; действия (бездействие), предусмотренные частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, повлекшие непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
По результатам проверки ООО "ДВТ-Лизинг", выявлена операция, договор финансовой аренды (лизинга) N 158/11-л от 29 августа 2011 года, сумма которого превышает 600 000 руб., подлежащая обязательному контролю, сведения по которой в уполномоченный орган представлены не были. Указанное нарушение образует состав административного нарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ.
В результате неисполнения пунктом 4.4, 4.8, 4.9 правил внутреннего контроля, утвержденных директором ООО "ДВТ-Лизинг" Лавровой В.В., указанные сведения по договору N 158/11-л от 29 августа 2011 г. не зафиксированы и в уполномоченный орган не предоставлены, чему способствовало длительное неосуществление внутреннего контроля и нарушение подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.
Следовательно, ООО "ДВТ-Лизинг" были нарушены требования законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, выразившиеся в неисполнении требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части осуществления внутреннего контроля, повлекшие непредставление информации об операциях, подлежащих
На основании вышеизложенного, административным органом, верно квалифицированы бездействия ООО "ДВТ-Лизинг" по не представлению сведений по договору N 158/11-л от 29 августа 2011 года в уполномоченный орган по части 2 статьи 15.27 КоАП РФ.
Представление сведений, выявленных в ходе проверки административным органом, 7 февраля 2012 года по сделке совершенной 29 августа 2011 года, ошибочно и с нарушением вышеуказанных норм квалифицировано судами как соблюдение требований с нарушением установленных законом сроков.
При таких обстоятельствах, у суда отсутствовали основания для признания оспариваемого постановления не соответствующим закону.
Поскольку судами дело рассмотрено и все фактические обстоятельства, имеющие значение для дела установлены в соответствии с требованиями статьи 210 АПК РФ на основании полного и всестороннего исследования доказательств, а ошибочность выводов суда связана с неправильным применении вышеуказанных норм материального, суд кассационной инстанции счел возможным не передавая дело на новое рассмотрение принять по новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 13 августа 2012 года, постановление от Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 ноября 2012 года по делу N А40-38707/12-17-374 отменить.
В удовлетворении заявленных ООО "ДВТ-Лизинг" требований - отказать.
Председательствующий судья |
Р.Р.Латыпова |
Судьи |
М.Р.Агапов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.