г. Москва |
|
07 мая 2013 г. |
Дело N А41-11300/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 мая 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Долгашевой В.А., Кузнецова А.М.
при участии в заседании:
от заявителя Садоводческого некоммерческого товарищества "Ольгино" Сергиевича М.С. по доверенности от 19 марта 2013 года, Лощининой В.В. по доверенности от 25 апреля 2012 года
от заинтересованного лица (ответчика) Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Малик А.В. по доверенности N 50/2013-29 от 30 января 2013 года
от третьего лица Комитета лесного хозяйства Московской области Денищич Л.Г. по доверенности от 10 декабря 2012 года N 02/4642
рассмотрев 25 апреля 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу заявителя Садоводческого некоммерческого товарищества "Ольгино"
на решение от 06 декабря 2012 года Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Богатыревой Г.И.
на постановление от 06 февраля 2013 года Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Кручининой Н.А., Бархатовым В.Ю., Виткаловой Е.Н.
по делу N А41-11300/12
по заявлению Садоводческого некоммерческого товарищества "Ольгино" (ОГРН 1035009154355)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757)
о признании незаконными действий
третье лицо Комитет лесного хозяйства Московской области
УСТАНОВИЛ:
Садоводческое некоммерческое товарищество "Ольгино" (далее - СНТ "Ольгино") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "Кадастровая палата Росреестра") о признании незаконными действий по внесению записей в государственный кадастр недвижимости о границах земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010293:11, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 50:33:0000000:102, расположенного по адресу: Московская область, Ступинский район, ФГУ "Ступинский лесхоз", об обязании исключить (аннулировать) записи в государственном кадастре недвижимости о границах земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010293:11, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 50:33:0000000:102, расположенного по адресу: Московская область, Ступинский район, ФГУ "Ступинский лесхоз".
В качестве третьего лица по делу привлечен Комитет лесного хозяйства Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 декабря 2012 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 06 февраля 2013 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе СНТ "Ольгино" просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель СНТ "Ольгино" поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представители ФГБУ "Кадастровая палата Росреестра" и Комитета лесного хозяйства Московской области возражали против ее удовлетворения.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что на основании Постановления Администрации Ступинского муниципального района СНТ "Ольгино" принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 50:33:0010293:43, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для размещения имущества общего пользования СНТ "Ольгино" общей площадью 14000 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, Ступинский район, с/пос. Семеновское, д. Ольгино, СНТ "Ольгино".
Земельный участок с кадастровым номером 50:33:0010293:43 - земли общего пользования СНТ "Ольгино" прошел процедуру кадастрового учета 11 мая 2010 года.
Данный земельный участок был образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010228:59 площадью 8 га, выделенному под коллективное садоводство из специального земельного фонда в районе д. Ольгино в кв. 93 Ульяновского лесничества Ступинского мехлесхоза.
В 2011 году при постановке на кадастровый учет земельных участков членов товарищества "Ольгино" органом кадастрового учета было отказано в осуществлении кадастрового учета по причине пересечения границ указанных земельных участков с границами земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010293:11, указав, что возможной причиной возникновения пересечения орган кадастрового учета является наличие кадастровой и (или) технической ошибки в сведениях о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010293:11 или ошибка, допущенная при определении координат характерных точек границ земельного участка, заявленного для кадастрового учета.
13 июня 2012 года ФГБУ "Кадастровая палата Росреестра" вынесено решение N МО-12/РКФ-185694 об отказе в выдаче кадастрового паспорта на земельный участок земель общего пользования СНТ "Ольгино" с кадастровым номером 50:33:0010293:43 на основании пункта 2 части 12 статьи 45 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) по причине пересечения границ ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010293:43 с границами земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010293:11.
В силу статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о виде объекта недвижимости, кадастровом номере и дате внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости, описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
Согласно статье 16 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13-20 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 9 и 10 части 2 статьи 7 данного Федерального закона, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 данного Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено указанным Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с данным Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В соответствии с частью 3 статьи 20 Закона о государственном кадастре недвижимости с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
Рассматривая данное дело, суды правильно указали, что земельный участок с кадастровым номером 50:33:0010293:11 является частью земельного участка с кадастровым номером 50:33:0000000:102, расположенного по адресу: Московская область, Ступинский район, ФГУ "Ступинский лесхоз", собственником которого является Российская Федерация.
Из кадастровой выписки от 13 апреля 2012 года N МО-12/ЗВ-241311 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:33:0000000:102 следует, что данный земельный участок относится к землям лесного фонда, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости - 16 сентября 2005 года.
Право Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:33:0000000:102, в состав которого входит земельный участок с кадастровым номером 50:33:0010293:11, в установленном законом порядке не оспорено.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона о государственном кадастре недвижимости снятие с кадастрового учета объекта недвижимости осуществляется в связи с прекращением его существования.
Согласно статье 11.2 ЗК РФ земельные участки прекращают свое существования с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки при разделе, объединении, перераспределении.
Часть 2 статьи 25 Закона о государственном кадастре недвижимости устанавливает единственный случай снятия с кадастрового учета земельного участка - его преобразование.
Вместе с тем, на основании части 3 статьи 24 Закона о государственном кадастре недвижимости возможно аннулирование сведений и исключение из ГКН в отношении объектов недвижимости, сведения по которым носили временный характер. Данные действия производятся при условии государственной регистрации права на образованный объект недвижимости, либо, если после истечения 2-х лет со дня постановки земельного участка на кадастровый учет не осуществлена государственная регистрация права на него.
Таким образом, суды правомерно посчитали, что действующим законодательством не установлено снятие с кадастрового учета земельного участка в случае обнаружения ошибок при постановке его на кадастровый учет.
Кроме того, земельный участок с кадастровым номером 50:33:0010293:11 является условным, входящим в состав единого землепользования с кадастровым номером 50:33:0000000:102 по адресу: Московская область, Ступинский район, ФГУ "Ступинский лесхоз". Кадастровое дело земельного участка с кадастровым номером 50:33:0000000:102 не содержит документированных оснований внесения в государственный кадастр недвижимости записей о местоположении границы земельного участка. В кадастровом деле отсутствуют основания для проведения кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:33:0000000:102 в виде единого землепользования, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости. При этом, полномочиями по оценке правомерности и обоснованности кадастровых процедур, выполненных федеральными государственными служащими, осуществляющими полномочия органа кадастрового учета до наделения такими полномочиями Кадастровой палаты в соответствии с Приказом Росреестра от 11 марта 2010 года N П/93 кадастровая палата не наделена.
Письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27 марта 2009 года N 4448-ИМ/Д23 "Об устранении несоответствий в местоположении границ земельных участков" разъяснило порядок действий в случае выявления пересечения границ, связанного с наличием ошибки в местоположении границы ранее учтенного (до 01 марта 2008 года) земельного участка.
Вместе с тем, статьей 28 Закона о государственном кадастре недвижимости предусмотрено исправление ошибок в государственном кадастре недвижимости.
Между тем, как правильно указали суды, доказательств обращения заявителя в орган кадастрового учета с соответствующим заявлением об исправлении кадастровой ошибки не представлено.
Суды также правильно указали, что поскольку разрешение спора о границах земельного участка или праве на часть земельного участка в силу разъяснений, данных в пунктах 52-65 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в рамках главы 24 АПК РФ невозможно, то заявителем избран ненадлежащий способ защиты.
При таких обстоятельствах, всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании все доводы и доказательства лиц, участвующих в деле, дав им надлежащую оценку, арбитражный суд первой, а при повторном рассмотрении дела и апелляционной инстанции, разрешили спор без нарушения норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов.
Выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций по применению норм материального права соответствуют установленными ими обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, фактически сводящиеся к иной, чем у судов оценке обстоятельств дела и имеющихся доказательств, проверенные и обоснованно отклоненные судами, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 06 декабря 2012 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06 февраля 2013 года по делу N А41-11300/12 оставить без изменения, а кассационную жалобу Садоводческого некоммерческого товарищества "Ольгино" без удовлетворения.
Председательствующий судья |
М.Р. Агапов |
Судьи |
В.А. Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Часть 2 статьи 25 Закона о государственном кадастре недвижимости устанавливает единственный случай снятия с кадастрового учета земельного участка - его преобразование.
Вместе с тем, на основании части 3 статьи 24 Закона о государственном кадастре недвижимости возможно аннулирование сведений и исключение из ГКН в отношении объектов недвижимости, сведения по которым носили временный характер. Данные действия производятся при условии государственной регистрации права на образованный объект недвижимости, либо, если после истечения 2-х лет со дня постановки земельного участка на кадастровый учет не осуществлена государственная регистрация права на него.
Таким образом, суды правомерно посчитали, что действующим законодательством не установлено снятие с кадастрового учета земельного участка в случае обнаружения ошибок при постановке его на кадастровый учет.
Кроме того, земельный участок с кадастровым номером 50:33:0010293:11 является условным, входящим в состав единого землепользования с кадастровым номером 50:33:0000000:102 по адресу: Московская область, Ступинский район, ФГУ "Ступинский лесхоз". Кадастровое дело земельного участка с кадастровым номером 50:33:0000000:102 не содержит документированных оснований внесения в государственный кадастр недвижимости записей о местоположении границы земельного участка. В кадастровом деле отсутствуют основания для проведения кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:33:0000000:102 в виде единого землепользования, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости. При этом, полномочиями по оценке правомерности и обоснованности кадастровых процедур, выполненных федеральными государственными служащими, осуществляющими полномочия органа кадастрового учета до наделения такими полномочиями Кадастровой палаты в соответствии с Приказом Росреестра от 11 марта 2010 года N П/93 кадастровая палата не наделена.
Письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27 марта 2009 года N 4448-ИМ/Д23 "Об устранении несоответствий в местоположении границ земельных участков" разъяснило порядок действий в случае выявления пересечения границ, связанного с наличием ошибки в местоположении границы ранее учтенного (до 01 марта 2008 года) земельного участка.
Вместе с тем, статьей 28 Закона о государственном кадастре недвижимости предусмотрено исправление ошибок в государственном кадастре недвижимости."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 7 мая 2013 г. N Ф05-3795/13 по делу N А41-11300/2012
Хронология рассмотрения дела:
14.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10207/13
23.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10207/13
07.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-3795/13
06.02.2013 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-11384/12
04.12.2012 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-11300/12