г. Москва |
|
29 мая 2013 г. |
Дело N А40-45759/12-135-444 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2013 года.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 ноября 2013 г. N 8536/13 настоящее постановление отменено
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Агапова М.Р., Ворониной Е.Ю.,
при участии в заседании:
от заявителя ООО "Казакова-центр" - Назарова Е.В. - дов. от 10.10.2012 г. N 5/12
от ответчика Департамент земельных ресурсов города Москвы - Чуксина И.В. - дов. от 24.12.2012 г. N 33-И-7731/12
от третьего лица: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - не явился (извещен надлежаще)
рассмотрев 23 мая 2013 г. в судебном заседании кассационную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение от 18 октября 2012 года Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Дудкиным В.В.,
на постановление от 18 февраля 2013 года Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Якутовым Э.В., Бекетовой И.В., Свиридовым В.А.,
по заявлению ООО "Казакова-центр" (ОГРН: 1077758231979)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы
о признании недействительным распоряжения
третье лицо ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
УСТАНОВИЛ:
ООО "Казакова-центр" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным распоряжения Департамента земельных ресурсов города Москвы (далее - Департамент) от 16.12.2011 г. N 5536 "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:010003007:55".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.10.2012 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2013 г., заявленные обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Департамент обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
Законность вынесенных судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 284, 286 АПК РФ.
Представитель Департамента в судебном заседании поддержал доводы поданной кассационной жалобы. Полагает вынесенные судебные акты незаконны и не основаны на нормах действующего законодательства.
Представитель общества против доводов жалобы возражал, отметив законность обжалуемых по делу решения и постановления судов. В материалы дела представлен отзыв, в котором выражается несогласие с изложенной Департаментом позицией.
Представитель третьего лица, участвующего в деле - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежаще. Суд, руководствуясь частью 3 статьи 284 АПК РФ, считает возможным рассмотреть поданную жалобу в отсутствии данного представителя.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыв на нее, заслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, суд не находит оснований для отмены принятых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество с 04.09.2009 г. является арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:010003007:55 на основании Договора аренды от 19.01.2005 г. N М-01-028157, заключенного сроком на 49 лет, расположенного по адресу: Москва, ул. Казакова, вл. 7.
На арендуемом участке расположены принадлежащие обществу на праве собственности здания - складские помещения и трансформаторная подстанция с адресными ориентирами: г. Москва, ул. Казакова, д. 7, стр. 1, 2, 4, 5, 6.
20 октября 2011 г. общество обратилось в Департамент с заявлением о приобретении в собственность указанного земельного участка.
Письмом от 01.11.2011 г. N 33-5Т0-2044/11-(0)-1 Департамент отказал в оформлении договора купли-продажи земельного участка в связи с необходимостью внесения изменений в сведения государственного кадастрового учета в части разрешенного использования и адресного ориентира земельного участка.
Распоряжением Департамента от 16.12.2011 г. N 5536 "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003007:55" было установлено разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003007:55 - объекты размещения складских предприятий (1.2.9), трансформаторных подстанций (1.2.10).
Посчитав указанное распоряжение незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации, субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица.
Статьей 7 Земельного кодекса РФ установлено, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Из положений пункта 6 статьи 85 Кодекса следует, что земельные участки в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам.
Законом города Москвы от 05.05.2010 г. N 17 утвержден Генеральный план города Москвы, в соответствии с которым на земельном участке по ул. Казакова, вл. 7 запланировано строительство спортивного объекта и объекта гостиниц, данный план опубликован в спецвыпуске N 1 Вестника МЭРа и Правительства Москвы за июнь 2010 г.
Проектом Правил землепользования и застройки города Москвы указанный земельный участок отнесен к многофункциональной общественной зоне и установлены: предельная плотность застройки - 30 тыс. кв. м. на 1 гектар площади земельного участка; предельная высота застройки - 45 метров, предельная застроенность земельного участка - 50 процентов.
Согласно пункту 5 статьи 78 Градостроительного кодекса города Москвы предусмотрено, что до вступления в силу Правил землепользования и застройки применяется проект Правил, прошедший публичные слушания.
Судами установлено, что проект Правил прошел публичные слушания и одобрен постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 г. N 1278-ПП.
Законность данного проекта также проверялась арбитражным судом при производстве дела N А40-124643/11-93-119.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 77:010003007:55 нормативными актами города Москвы отнесен к многофункциональной общественной зоне для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами.
Согласно статье 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации; возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями; осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.
Статьей 41 Кодекса предусмотрено, что лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 Кодекса, за исключением прав, установленных подпунктом 2 пункта 2 указанной статьи.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что земельный участок с кадастровым номером 77:01:0003007:55 предоставлен обществу с правом возводить культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Изменение разрешенного использования земельного участка повлечет за собой невозможность для общества, как правообладателя земельного участка, реализовать предоставленное законом право на возведение на данном земельном участке культурно-бытовых и иных здания, строения, сооружений.
При данных обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о незаконности изданного Департаментом распоряжения.
У суда кассационной инстанции при данных обстоятельствах не имеется правовых оснований для отмены вынесенных судебных актов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, аналогичны доводам апелляционной жалобы и им дана надлежащая правовая оценка.
Иная оценка заявителем установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование закона не означают судебной ошибки.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушения норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18 октября 2012 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 февраля 2013 года по делу N А40-45759/12-135-444 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.А. Долгашева |
Судьи |
М.Р. Агапов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.