г. Москва |
|
07 октября 2014 г. |
Дело N А41-45873/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2014 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Дудкиной О.В., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Царский Осетр" - Фролова Ю.Ю. дов. от 15.06.14 г. N 15-07/14, Елизарова В.В. и Дьякова М.Н. - дов. от 01.08.14г. N 12/14
от заинтересованного лица - Домодедовской таможни - Григорьев С.С. дов. от 28.07.14 г. N 05-10/12030, Байкина А.В. - дов. от 09.01.14 г. N05-10/00121
рассмотрев 30 сентября 2014 г. в судебном заседании кассационную жалобу Домодедовской таможни
на решение от 04 марта 2014 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Бобриневым А.А.,
на постановление от 26 мая 2014 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Игнахиной М.В., Виткаловой Е.Н., Немчиновой М.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Царский Осетр" (ОГРН: 1117746702501)
к Домодедовской таможне
об оспаривании бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Царский Осетр" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным бездействия Домодедовской таможни, выразившегося в непредоставлении заявителю тарифных преференций в отношении товара, оформленного по декларациям на товары N 10002010/250412/0018064, N 10002010/090612/0025485, N 10002010/120712/0030729 и N 10002010/140912/0041527, а также об обязании Домодедовской таможни предоставить тарифные преференции по названным декларациям.
Решением Арбитражного суда Московской области от 04 марта 2014 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2014 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Домодедовская таможня обратилась в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт.
Законность принятых судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 АПК РФ.
В судебном заседании представители Домодедовской таможни поддержали доводы кассационной жалобы, а представители Общества возражали против ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество на основании внешнеэкономического контракта от 05.10.2011 N RU/30217334/050911, заключенного с фирмой "CAVIAR COURT FOOD PROCESSING", ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товар - "Икра консервированная зернистая сибирского осетра", задекларированный по ДТ N 10002010/250412/0018064, N 10002010/090612/0025485, N 10002010/120712/0030729 и N 10002010/140912/0041527; страна происхождения - Саудовская Аравия.
В целях подтверждения страны происхождения товаров и обоснованности тарифных преференций Общество представило сертификаты о происхождении товара по форма "А" от 30.05.2012 N 23942, 26.06.2012 N 27580, от 04.04.2012 N 16945 и от 27.08.2012 N 33952.
Поскольку на момент подачи вышеуказанных ДТ у таможни отсутствовали образцы оттисков печатей и подписей должностных лиц компетентных органов Королевства Саудовской Аравии, уполномоченных выдавать и удостоверять сертификаты о происхождении товаров по форме "А", таможенным постом Аэропорт Домодедово (грузовой) приняты решения об отказе в предоставлении тарифных преференций по ДТ N 10002010/250412/0018064, N 10002010/090612/0025485, N 10002010/120712/0030729 и N 10002010/140912/0041527.
Общество 30.05.2013 обратилось в таможенный орган с заявлением N ТДЦО-1/49 о предоставлении тарифных преференций по указанным ДТ, приложив решение Арбитражного суда Московской области от 27.09.2012 по делу N А41-34569/12, которым требования таможенного органа о доначислении таможенных платежей в связи с отказом в предоставлении преференции признаны недействительными и отменены, указав, что основанием для предоставления Обществу преференций является факт происхождения товара из страны, входящей в перечень стран, пользователей преференций (Саудовская Аравия).
Письмом от 20.06.2013 N 35-01-11/2636 таможенный орган сообщил Обществу, что указанное решение суда не является основанием для предоставления таможенных преференций.
Полагая, что бездействие таможенного органа, выразившееся в непредоставлении тарифных преференций является незаконным, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций признали оспариваемые действия таможенного органа незаконными, указав на то, что Общество представило все необходимые документы для подтверждения страны происхождения товара, а следовательно, подтвердило свое право на тарифные преференции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в связи со следующим.
Согласно пункту 3 статьи 63 ТК ТС в отношении товаров, на которые отсутствуют документы, подтверждающие страну происхождения товаров, если их представление является обязательным для предоставления тарифных преференций, применяются (восстанавливаются) режим предоставления тарифных преференций при условии подтверждения страны происхождения этих товаров до истечения 1 (одного) года со дня регистрации таможенным органом таможенной декларации. В этом случае уплаченные суммы ввозных таможенных пошлин подлежат возврату (зачету) в соответствии с главой 13 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 74 ТК ТС под льготами по уплате таможенных платежей понимаются, в том числе, тарифные преференции.
Пунктом 2 статьи 74 ТК ТС предусмотрено, что тарифные преференции предоставляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Вместе с тем, для предоставления тарифных преференций должны быть соблюдены условия, установленные законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Пунктом 3 статьи 58 ТК ТС предусмотрено, что определение страны происхождения товаров осуществляется в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, регулирующими правила определения страны происхождения товаров.
Согласно Решению Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21.05.2010 N 36 с 01.07.2010 на единой таможенной территории государств - членов таможенного союза для определения страны происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран применяется Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 12.12.2008 "О правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран" (далее - Соглашение от 12.12.2008).
Согласно статье 59 ТК ТС в подтверждение страны происхождения товаров таможенный орган вправе требовать представления документов, подтверждающих страну происхождения. Документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.
Пунктом VII Соглашения от 12.12.2008 установлено, что в удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется преференциальный режим, лицо перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара по форме "А", принятую в рамках Общей системы преференций, которая заполняется в соответствии с Требованиями к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме "А". Сертификат представляется таможенным органам в напечатанном виде, без исправлений, на русском или английском языках. В сертификате не допускается использование факсимиле подписи лиц, наличие каких-либо подчисток и помарок. Срок действия сертификата-12 месяцев со дня выдачи.
Из материалов дела следует, что таможенные преференции не предоставлены в связи с отсутствием у таможенного органа образцов оттисков печатей и подписей должностных лиц компетентных органов Королевства Саудовской Аравии, уполномоченных выдавать и удостоверять сертификаты о происхождении товаров по форме "А".
Согласно пункту 5 статьи 61 ТК ТС при проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения.
Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру.
По смыслу положений указанных норм целью таможенного контроля является установление правильного либо неправильного указания страны происхождения товара, основанием для предоставления преференций выступает факт происхождения товара из страны, входящей в Перечень стран - пользователей схемой преференций. Надлежащим образом оформленный сертификат представляет собой достоверное доказательство происхождения товара.
Саудовская Аравия включена в Перечень развивающихся стран-пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза, утвержденный Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18 и Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130.
Между тем, у таможенного органа возникли претензии не к информации о стране происхождения товара, а на отсутствие у него информации о наименованиях, адресах, оттисках печатей компетентных органов, уполномоченных заверять сертификаты.
В соответствии с действующим законодательством тарифные преференции предоставляются тем товарам, Перечень которых установлен Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18 и Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130.
Материалами дела подтверждается, что товар, ввезенный по спорным ДТ, относится к товарным группам, входящим в вышеуказанный Перечень.
Данный факт таможенный орган не отрицает и не оспаривает действительность самого сертификата.
Обществом в таможенный орган представлены, в том числе декларации - сертификаты о происхождении по форме "А" N 27580, 23942, 33952, 16946, сертификат по форме "А".
Таким образом, таможенные платежи, уплаченные без учета предоставления тарифных преференций, являются излишне уплаченными и подлежат возврату. Размер уплаченных таможенных платежей подтверждается материалами дела и таможенным органом не оспаривается.
Оценив представленные сторонами доказательства, суды обоснованно признали бездействие таможенного органа, выразившееся в предоставлении Обществу тарифных преференций, незаконным, нарушающим его права и интересы, и в порядке устранения допущенных нарушений на основании статьи 201 АПК РФ обязали Домодедовскую таможню предоставить заявителю тарифные преференции названным декларациям на товары.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, что нет оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 04 марта 2014 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2014 года по делу N А41-45873/13 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения
Председательствующий судья |
В.А. Долгашева |
Судьи |
О.В. Дудкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.