г.Москва |
|
02 июля 2013 г. |
Дело N А41-42330/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Шишовой О.А.,
судей Буяновой Н.В., Нагорной Э.Н.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Воронов Е.П. - доверенность от 11 января 2013 года,
от ответчика Киреева Ю.А. - доверенность N 04-03/0491 от 14 декабря 2012 года,
рассмотрев 25 июня 2013 года в судебном заседании кассационную
жалобу ЗАО Племхоз "Наро-Осановский"
на решение от 10 декабря 2012 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Востоковой Е.А.,
на постановление от 18 марта 2013 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Мордкиной Л.М., Александровым Д.Д., Шевченко Е.Е.,
по иску (заявлению) ЗАО Племхоз "Наро-Осановский" (ИНН 5032025455)
о признании незаконным решения от 26.06.2012 N 7209
к Межрайонной ИФНС России N 22 по Московской области
УСТАНОВИЛ:
ЗАО Племхоз "Наро-Осановский" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 22 по Московской области (далее - инспекция) о признании незаконным решения от 26.06.2012 N 7209 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10.12.2012 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2013 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции исходили из того, что заявленные требования не основаны на положениях законодательства о налогах и сборах Российской Федерации, а также на представленных в материалы дела доказательствах.
Законность судебных актов проверяется в порядке статей 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе заявителя, в которой общество считает, что судебные инстанции неправильно применили нормы материального права и сделали выводы не основанные на фактических обстоятельствах дела.
В заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал жалобу по изложенным в ней доводам, просил отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить заявленные требования.
Представитель инспекции возражал, просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Представленный инспекцией отзыв на кассационную жалобу приобщен к материалам дела.
Как установлено судебными инстанциями, заявитель на основании постановления Администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 13.03.2009 N 565 и договора купли-продажи от 30.03.2009 приобрел у Муниципального образования "Одинцовский район Московской области" в собственность земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общая площадь 74 879 кв.м. по адресу: Московская область, Одинцовский район, г.п. Кубинка, в районе д. Полушкино, кадастровый номер 50:20:0090321:130, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ними 08.06.2009 сделана запись регистрации N 50-50-20/066/2009-221 и выдано свидетельство о государственной регистрации права (л.д. 11 т. 2).
Постановлением Главы городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области от 21.12.2009 N 2083 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах Одинцовского муниципального района, городское поселение Кубинка, с местоположением в районе д. Полушкино, принадлежащего ЗАО Племхоз "Наро-Осановский", вид разрешенного использования земельного участка изменен на "для дачного строительства" (л.д. 12 т. 2).
Указанный земельный участок был разделен на 79 участков с категорией земель: земли сельскохозяйственного назначения и разрешенным использованием: для дачного строительства. 04.10.2010 выданы свидетельства о государственной регистрации права на вновь сформированные участки.
В 2011 году в собственности заявителя в период от одного до двенадцати месяцев находилось 60 таких участков.
По результатам камеральной налоговой проверки, проведенной на основании налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год 26 июня 2012 года, инспекцией принято решение N7209 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым заявитель привлечен к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 47 385,40 руб. за неполную уплату земельного налога, также доначислены и предложены к уплате земельный налог в сумме 236 927 руб. и соответствующие пени в сумме 3 538,11 руб.
Решением УФНС России по Московской области от 17.08.2012 N 07-12/41189 оспариваемое решение оставлено без изменения.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества с заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции считает, что принятые по делу судебные акты следует отменить и удовлетворить заявленные требования.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции исходили из того, что заявителем неправомерно применена налоговая ставка 0,3% от кадастровой стоимости земельных участков, так как решением представительного органа местного самоуправления не предусмотрена ставка 0,3% в отношении земель с разрешенным использованием "для дачного строительства". Сумма налога была рассчитана инспекцией исходя из налоговой ставки 1,5 процента.
Между тем, суды не приняли во внимание следующие обстоятельства.
Согласно ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3% в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства; предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства.
В отношении прочих земельных участков налоговые ставки не могут превышать 1,5%.
На основании абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ, а также решения Совета депутатов городского поселения Кубинка Одинцовского района Московской области от 13 октября 2010 N 4/16 "Об установлении земельного налога на территории городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области", налогоплательщиком при исчислении земельного налога в отношении спорных земельных участков применена налоговая ставка 0,3 процента от кадастровой стоимости, как для земельных участков, приобретенных (предоставлены) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.
Согласно пп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В силу пункта 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Исходя из буквального толкования положений статей 1, 7, пункта 11 статьи 85, статей 88 - 93 ЗК РФ, отнесение земель к той или иной категории зависит от фактического использования, а не от видов деятельности их собственника.
Поскольку объектом земельных отношений согласно п. 2 ст. 6 ЗК РФ является земельный участок, индивидуализированный в установленном порядке, допустимые виды разрешенного использования определяются применительно к конкретному земельному участку из категории земель сельскохозяйственного назначения.
Пункт 3 статьи 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом.
Согласно статье 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" изменение вида разрешенного использования носит заявительный характер.
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, предусматривается, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению (категориям) и виду функционального использования.
В соответствии с п. 2.3.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
По смыслу названных норм владелец земельного участка, заинтересованный в пересмотре налогового обязательства, связанного с изменением целевого использования им земельного участка, вправе обратиться с соответствующим заявлением в установленном законом порядке в местный орган власти, полномочный принимать решения об изменении вида разрешенного землепользования, после принятии решения которого правомерно применение иной ставки.
В силу пунктов 1, 5 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" переход земельных участков из одной категории в другую осуществляется путем подачи соответствующего ходатайства самим заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на рассмотрение этого ходатайства, либо может происходить по инициативе исполнительных органов власти или органов местного самоуправления без согласия правообладателей земельных участков в целях создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права заявителя на спорные земельные участки, земельные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеют вид разрешенного использования "для дачного строительства".
При этом, органы налогового контроля не имеют полномочий по пересмотру категории земли и вида разрешенного использования.
Использование спорного земельного участка в соответствии с установленной категорией и видом разрешенного использования, соответствует одному из основных уставных видов деятельности общества - производство сельскохозяйственной продукции.
Таким образом, основания применения к расчету земельного налога по ставке 1,5% неправомерно.
Кроме того, судами не принято во внимание, что налогоплательщик самостоятельно заполняет налоговую декларацию и не вправе произвольно указывать налоговую ставку, отличную от установленной для категории и вида разрешенного использования земельного участка.
Поскольку все фактические обстоятельства по делу установлены, суд кассационной инстанции считает возможным, отменить принятые по делу судебные акты и не передавая дело на новое рассмотрение принять новое решение.
Руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 10 декабря 2012 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2013 года по делу N А41-42330/12 отменить.
Признать незаконным решение Межрайонной ИФНС России N 22 по Московской области от 26 июня 2012 года N 7209 о привлечении ЗАО Племхоз "Наро-Осановский" к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 22 по Московской области в пользу ЗАО Племхоз "Наро-Осановский" 6000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Председательствующий судья |
О.А.Шишова |
Судьи |
Н.В.Буянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.