г. Москва |
|
03 июля 2013 г. |
Дело N А40-150359/12-154-1444 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Туболец И.В.,
судей Долгашевой В.А., Латыповой Р.Р.
при участии:
от заявителя Алфимцева В.Н., дов. от 15.01.2013 N 1/99
от заинтересованного лица Жуковой Е.С., дов. от 21.02.2013 N ИА/6001/13
рассмотрев 26 июня 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Московской области - заявителя
на решение от 11 февраля 2013 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Полукаровым А.В.,
на постановление от 22 апреля 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Мухиным С.М., Поповым В.И., Поташовой Ж.В.,
по делу N А40-150359/12-154-1444
по заявлению Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Московской области (ОГРН 1027700557235) об оспаривании решения и предписания Федеральной антимонопольной службы (ОГРН 1047796269663)
третьи лица: закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная Система Торгов", общество с ограниченной ответственностью "Мегаполис Инжиниринг",
УСТАНОВИЛ:
Главное Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Московской области (далее - ГУ МВД России по Московской области, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными решения и предписания Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России, антимонопольный орган) от 15.10.2012 по делу N К-1954/12.
В качестве третьих лиц без самостоятельных требований к участию в деле привлечены закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная Система Торгов", общество с ограниченной ответственностью "Мегаполис Инжиниринг".
Решением названного арбитражного суда от 11.02.2013, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2013, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ГУ МВД России по Московской области подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные и необоснованные. При этом сослалось на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель ГУ МВД России по Московской области поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель ФАС России просил жалобу отклонить по мотивам, изложенным в обжалуемых судебных актах и представленных письменных объяснениях на жалобу. Иные участвующие в деле лица считаются извещенными в установленном порядке о рассмотрении жалобы, поскольку информация о ее принятии к производству суда кассационной инстанции размещена 31.05.2013 на официальном сайте суда в сети интернет.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене в связи со следующим.
Как установили суды двух инстанций, ООО "Мегаполис Инжиниринг" направило в ФАС России жалобу на действия заявителя и ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная Система Торгов" при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на ремонт объектов ГУ МВД России по Московской области с приобретением и монтажом теплосилового оборудования, устройством пожарной сигнализации (номер извещения 0348100035112000206). Помимо прочего податель жалобы сослался на то, что документация об открытом аукционе, размещенная заявителем на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт), содержит ограничения для ознакомления ввиду размещения текста в формате, не соответствующем требованиям законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
По результатам рассмотрения жалобы, ФАС России установила наличие ограничений для ознакомления с документацией об открытом аукционе и решением от 15.10.2012 по делу N К-1954/12 признала в действиях заказчика нарушение части 7 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов). Также выдала предписание об устранении выявленного нарушения путем аннулирования открытого аукциона в электронной форме.
ГУ МВД России по Московской области оспорило в судебном порядке решение и предписание антимонопольного органа.
Согласно части 7 статьи 16 Закона о размещении заказов порядок пользования официальным сайтом и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Во исполнение требований названной нормы Закона приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 646/21н утверждено Положение о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 3 данного Положения информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
Пунктом 7 Положения предусмотрено, что программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать доступ пользователей для ознакомления с информацией, размещенной на официальном сайте, на основе распространенных веб-обозревателей. При этом не должна предусматриваться установка на компьютеры пользователей специально созданных для просмотра официального сайта программных и технологических средств.
В целях защиты размещаемой на официальном сайте информации пунктами 9, 10 Положения установлено требование о необходимости защиты информации от несанкционированного изменения, копирования и уничтожения.
Рассматривая заявленное по делу требование, суды двух инстанций согласились с выводами ФАС России и признали в качестве ограничения для ознакомления с информацией, размещенной на официальном сайте, отсутствие возможности поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя.
При этом в качестве обоснования вывода об отнесении подобного рода технической особенности официального сайта к ограничению информационного доступа суды сослались на пункт 3 Требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 16.11.2009 N 470, которым установлена обязательность "гипертекстового формата" размещаемой на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти информации, обеспечивающего возможность копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя.
Суд кассационной инстанции считает данный вывод судов двух инстанций ошибочным и не основанным на законе.
Положения части 7 статьи 16 Закона о размещении заказов в отношении технической составляющей информационного обеспечения размещения заказов содержат бланкетные нормы, отсылающие на принятое в соответствии с Законом о размещении заказов Положение, утвержденное приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 646/21н.
Названное Положение не содержат требования об обязательном наличии на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов возможности копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя.
Из совокупного толкования норм Положения, утвержденного приказом от 14.12.2010 N 646/21н, следует, что основной целью функционирования официального сайта www.zakupki.gov.ru является размещение соответствующей информации и обеспечение беспрепятственного доступа к ознакомлению с ней всех заинтересованных лиц.
Учитывая, что возможность копирования текста средствами веб-обозревателя не оказывает влияние на процесс непосредственного ознакомления с размещенной на сайте информацией, подобный недостаток интернет-ресурса не является ограничением пользовательского доступа к информации.
В связи с чем выявленный ФАС России недостаток официального сайта неправомерно расценен судами в качестве нарушения ГУ МВД России по Московской области положений части 7 статьи 16 Закона о размещении заказов.
Ссылка судов на утвержденные приказом Минэкономразвития России от 16.11.2009 N 470 Требования, предусматривающие в пункте 3 возможность копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя, является неосновательной. Названные Требования регулируют порядок обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти и не распространяются на порядок пользования официальным сайтом для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, определенный в ином документе - Положении, утвержденном приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 646/21н.
С учетом изложенного принятые по делу судебные акты подлежат отмене как незаконные. Поскольку фактические обстоятельства по делу правильно установлены судами двух инстанций, но неверно истолкованы положения законодательства, суд кассационной инстанции считает возможным вынести новое решение по делу об удовлетворении заявленного по делу требования и признании незаконными оспоренных по делу решения и предписания ФАС России в части признания в действиях ГУ МВД России по Московской области нарушения законодательства в области размещения государственного заказа по созданию условий, ограничивающих возможность участникам размещения заказа на ознакомление с документацией об аукционе (невозможность копирования документов).
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11 февраля 2013 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2013 года по делу N А40-150359/12-154-1444 отменить.
Признать незаконным решение и предписание Федеральной антимонопольной службы от 15 октября 2012 года по делу К-1954/12 в части признания в действиях Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Московской области нарушения законодательства в области размещения государственного заказа по созданию условий, ограничивающих возможность участникам размещения заказа на ознакомление с документацией об аукционе (невозможность копирования документов).
Председательствующий судья |
И.В. Туболец |
Судьи |
В.А. Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.