г. Москва |
|
14 октября 2014 г. |
Дело N А41-8342/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2014 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Ананьиной Е.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца - Министерства имущественных отношений Московской области - Круглова М.С. - дов. от 12.02.2014 N 12исх-1542
от ответчика - ЗАО "Шарапово" - Мстоян Т.Т. - дов. от 28.02.2014 N 10/14
от третьих лиц - 1) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - не явился (извещен); 2) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - не явился (извещен); 3) администрации Одинцовского муниципального района Московской области - не явился (извещен); 4) Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области - не явился (извещен)
рассмотрев 08 октября 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу ЗАО "Шарапово" на решение от 15 мая 2014 года Арбитражного суда Московской области принятое судьей Неяскиной Е.А., на постановление от 31 июля 2014 года Десятого арбитражного апелляционного суда принятое судьями Катькиной Н.Н., Бархатовым В.Ю., Коноваловым С.А.
по иску Министерства имущественных отношений Московской области (ОГРН 1025005245055)
к ЗАО "Шарапово" (ОГРН 1035006471378)
об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка
третьи лица: 1) Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области; 2) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области; 3) администрация Одинцовского муниципального района Московской области; 4) Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Московской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к закрытому акционерному обществу "Шарапово" (далее - Общество) о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 400 000 +/- 443 кв.м с кадастровым номером 50:20:0090524:545, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеющего вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, в западной части кадастрового квартала 50:20:0090524, по цене, указанной в извещении Общества от 24.06.2013 N 107, и равной 6 151 840 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, администрация Одинцовского муниципального района Московской области и Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 мая 2014 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2014 года, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Общество просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представитель Министерства просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Общество является собственником земельного участка площадью 400 000 +/- 443 кв.м с кадастровым номером 50:20:0090524:545, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеющего вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, в западной части кадастрового квартала 50:20:0090524, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27.09.2012 серии 50-АДN N 120391.
Общество 24.06.2013 направило письмо N 107 Министерству и Правительству Московской области о намерении продать названный земельный участок по цене, равной 6 151 840 руб.
На заседании Градостроительного совета Московской области, уполномоченного рассматривать вопросы приобретения земельных участков в собственность Московской области, в том числе в порядке реализации Московской областью преимущественного права покупки земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, 16.07.2013 принято решение о приобретении названного земельного участка у Общества по цене, указанной истцом в письме от 24.06.2013 N 107.
О намерении реализовать преимущественное право покупки земельного участка с кадастровым номером 50:20:0090524:545 в собственность Московской области Министерство известило Общество уведомлением от 18.07.2013 N Ж-11607, которое получено ответчиком 06.08.2013.
Правительством Московской области 19.08.2013 издано постановление N 622/33 "О приобретении земельного участка в Одинцовском районе Московской области в собственность Московской области в порядке реализации преимущественного права на покупку земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения", согласно пункту 1 которого земельный участок приобретается субъектом по цене, равной 6 151 840 руб.
Письмом от 05.09.2013 N ИС-14843 Министерство известило Общество о принятом Правительством Московской области решении и направило проект договора купли-продажи.
Между тем письмом от 07.08.2013 N 137 Общество уведомило Министерство об отказе от продажи спорного земельного участка.
Ссылаясь на то, что что в силу статьи 8 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) у Общества возникла обязанность заключить с Министерством договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:20:0090524:545, и Общество незаконно уклонилось от заключения названного договора, Министерство обратилось в арбитражный суд с указанными исковыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций установили, что Общество направило в уполномоченные органы письмо о продаже принадлежащего ему на праве собственности земельного участка. Министерство сообщило Обществу о намерении Московской области реализовать преимущественное право покупки земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения, в связи с чем правительство Московской области издало постановление о приобретении в собственность Московской области спорного земельного участка на условиях, предложенных Обществом.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии со статьей 8 Закона N 101-ФЗ при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов. Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем девяносто дней. Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении. В случае, если субъект Российской Федерации или в соответствии с законом субъекта Российской Федерации муниципальное образование откажется от покупки либо не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение тридцати дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены. При продаже земельного участка по цене ниже ранее заявленной цены или с изменением других существенных условий договора продавец обязан направить новое извещение по правилам, установленным настоящей статьей.
Согласно пункту 4 этой же статьи сделка по продаже земельного участка, совершенная с нарушением преимущественного права покупки, ничтожна.
Положения статьей 8-10 Закона Московской области от 12.06.2004 N 75/2004-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области" корреспондируют с приведенной нормой Закона N 101-ФЗ.
Суды обоснованно пришли к выводу о том, что Министерство выполнило все условия соблюдения правил преимущественной покупки земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и осуществило действия, необходимые для реализации решения о приобретении в собственность Московской области спорного земельного участка, в то время как Общество необоснованно уклонилось от заключения договора-купли продажи указанного участка по цене.
Суды полно и всесторонне исследовали обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора и дали установленным обстоятельствам правильную правовую оценку. Доводы подателя жалобы являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и правомерно отклонены судами, как не подтверждающиеся материалами дела. Доводы подателя жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения и постановления не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15 мая 2014 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2014 года по делу N А41-8342/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.А. Долгашева |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.