г. Москва |
|
15 октября 2014 г. |
Дело N А40-101726/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 октября 2014 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Борзыкина М.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца - ОАО "Московский научно-производственный комплекс "Авионика" имени О.В. Успенского" - Иванин Д.С. - дов от 29.01.2014 N 34-06/3; Скобеев С.Н. - дов. от 27.05.2014; Литвинов Д.В. - дов. от 26.03.2014
от ответчика - 1) федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - не явился (извещен надлежаще);
2) правительства Москвы - Решетников Д.К. - дов. от 24.09.2013 N 4-14-781/3;
3) Департамента городского имущества города Москвы - Решетников Д.К. - дов. от 27.12.2013 N 33-Д-959/13;
от третьего лица - 1) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - не явился (извещен надлежаще);
2) Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" - не явился (извещен надлежаще);
3) открытого акционерного общества "Городской кадастр" - не явился (извещен надлежаще)
рассмотрев 09 октября 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Московский научно-производственный комплекс "Авионика" имени О.В. Успенского"
на решение от 25 апреля 2014 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Денискиной Е.Г.,
на постановление от 23 июля 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Савенковым О.В., Кораблевой М.С., Тихоновым А.П.
по иску открытого акционерного общества "Московский научно-производственный комплекс "Авионика" имени О.В. Успенского" (ОГРН 1027739158402)
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", правительству Москвы, Департаменту городского имущества города Москвы
об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Общероссийская общественная организация "Российское общество оценщиков", открытое акционерное общество "Городской кадастр",
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Московский научно-производственный комплекс "Авионика" имени О.В. Успенского" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Кадастровая палата) со следующим требованиями:
- установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 17 563 +/- 46 кв.м с кадастровым номером 77:02:0021005:65, относящегося к категории земель населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования "участки смешанного размещения производственных объектов различного вида (1.2.3/1.2.7/1.2.9/1.2.10)", местоположение которого установлено относительно ориентира по адресу: Москва, Огородный проезд, вл. 1А, в размере его рыночной стоимости, равной 83 195 932 руб. и определенной по состоянию на 01.01.2012;
- обязать Кадастровую палату внести в государственный кадастр недвижимости указанную рыночную стоимость земельного участка в качестве его новой кадастровой стоимости.
Суд первой инстанции определениями от 23.08.2013 и от 08.10.2013 привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Общероссийскую общественную организацию "Российское общество оценщиков" и открытое акционерное общество "Городской кадастр", а определением от 10.02.2014 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В процессе рассмотрения спора истец заявил отказ от исковых требований в части обязания органа кадастрового учета внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка в качестве его новой кадастровой стоимости и попросил установить на период с 01.01.2013 по 31.12.2013 кадастровую стоимость названного земельного участка в размере его рыночной стоимости, равной 83 195 932 руб. и определенной по состоянию на 01.01.2012.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25 апреля 2014 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2014 года, в иске отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение от 25 апреля 2014 года и постановление от 23 июля 2014 года и удовлетворить иск.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы жалобы, а представители правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы просили оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Департамент земельных ресурсов города Москвы (правопредшественник Департамента городского имущества города Москвы; арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор от 03.08.2011 N М-02-513723 аренды земельного участка площадью 17 563 +/- 46 кв.м с кадастровым номером 77:02:0021005:65, местоположение которого установлено относительно ориентира по адресу: Москва, Огородный проезд, вл. 1А, для эксплуатации зданий: административного, мастерской, котельной, гаража, складов, проходной (в редакции дополнительного соглашения от 07.02.2013 N М-02-513723).
Согласно пункту 2.1 договора аренды срок его действия установлен по 31.12.2014.
В силу пункта 3.4 договора размер ежегодной арендной платы изменяется и подлежит обязательной уплате арендатором в каждом случае централизованного изменения (введения) ставок арендной платы и/или коэффициентов к ставкам арендной платы (в том числе коэффициентов индексации) уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации города Москвы, а также в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка.
Постановлением правительства Москвы от 27.11.2012 N 670-ПП (далее - Постановление N 670-ПП) утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы, вступившие в силу с 01.01.2013.
Кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная Постановлением N 670-ПП, определена по состоянию на 01.01.2012.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:02:0021005:65 установлена в размере 186 553 659 руб. 11 коп.
В соответствии с отчетом от 28.05.2013 N О-902 об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненным по заказу истца закрытым акционерным обществом "Аудиторская компания "Холд-Инвест-Аудит", рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2012 составляет 83 195 932 руб.
Согласно положительному экспертному заключению от 28.06.2013 N 1404/2013-2, выполненному Общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков", отчет от 28.05.2013 N О-902 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Истец обратился с настоящим иском в суд, ссылаясь на то, что поскольку кадастровая стоимость названного земельного участка, установленная в 2013 году, существенно превышает его рыночную стоимость, то должна быть установлена в соответствии с пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в размере рыночной стоимости.
В процессе судебного разбирательства по настоящему делу Постановление N 670-ПП утратило силу в связи с изданием постановления правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" (далее - Постановление N 751-ПП).
Данным нормативным актом, вступившим в силу со дня официального опубликования 01.01.2014 на официальном сайте правительства Москвы, утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы.
Кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная Постановлением N 751-ПП, определена по состоянию на 01.01.2013.
Суды обеих инстанций, исследовав материалы дела и оценив представленные в дело доказательства, пришли к выводу о невозможности установить на период с 01.01.2013 по 31.12.2013 кадастровую стоимость спорного земельного участка, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Вместе с тем пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), которая была введена Законом N 167-ФЗ, также предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из пункта 3 статьи 16 Закона N 221-ФЗ следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. Согласно пункту 4 названной статьи одним из основания учета изменений в отношении объекта недвижимости является решение суда.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в Государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Истец, не оспаривая достоверность сведений о кадастровой стоимости арендуемого участка, внесенных в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) органом кадастрового учета ни на основании Постановления N 670-ПП в 2013 году, ни на основании Постановления N 751-ПП в 2014 году, просит установить кадастровую стоимость в размере рыночной по состоянию на 01.01.2012 с целью откорректировать свои обязательства по арендным платежам, размер которых устанавливается на основании кадастровой или рыночной стоимости.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в ГКН с момента вступления в силу судебного акта. Данная правовая позиция приведена в постановлении Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
Поскольку установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, то в связи с утверждением уполномоченным органом результатов новой кадастровой оценки земель (в данном случае - Постановлением N 751-ПП) кадастровая стоимость в размере рыночной по состоянию на дату предыдущей оценки (утвержденной Постановлением N 670-ПП) не может быть внесена в кадастр.
Отказывая в удовлетворении требований истца, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что Общество, являющееся арендатором спорного участка, не вправе обращаться за проведением оценки арендуемого им имущества.
Между тем, согласно статье 6 Закона N 135-ФЗ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки.
При этом действующее законодательство не связывает возможность проведения оценки объекта с наличием исключительно права собственности на этот объект. Наличие у Общества права аренды земельного участка, арендная плата за пользование которым определяется с учетом его кадастровой стоимости, является достаточным основанием для реализации права на проведение оценки рыночной стоимости соответствующего объекта.
Приведенное судом в качестве одного из оснований для отказа в удовлетворении требований Общества в этой части кассационная инстанция находит ошибочным, однако это не привело к принятию неправильного судебного акта.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 284- 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25 апреля 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2014 года по делу N А40-101726/13 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.А. Долгашева |
Судьи |
М.В. Борзыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.