Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
Минздрава СССР
N 318 от 1 августа 1990 г.
Государственная союзно-республиканская программа
неотложных мер на 1990-1992 годы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС
"Государственная союзно-республиканская программа неотложных мер на 1990-1992 годы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС утверждена Верховным Советом СССР постановлением от 25 апреля 1990 г. N 1452-1 "О единой программе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и ситуации, связанной с этой аварией".
Введение
Авария на Чернобыльской атомной электростанции 26 апреля 1986 г. по своим масштабам и нанесенному ущербу относится к числу самых крупных аварий, происшедших на нашей планете. Она сопровождалась выбросом значительного количества радиоактивных веществ в окружающую среду. Площадь территории с плотностью загрязнения радиоактивным цезием более 40 кюри/кв. км составляет 3,1 тыс. кв. км, с плотностью загрязнения 15-40 кюри/кв. км - 7,1 тыс. кв. км, с плотностью загрязнения 5-15 кюри/кв, км - около 17,9 тыс. кв. км, 1-5 кюри/кв. км - 76,1 тыс. кв. км. На загрязненных территориях с плотностью выше 5 кюри/кв. км проживает более 800 тыс. человек, с плотностью 1-5 кюри/кв. км - 3070 тыс. человек.
Авария нарушила сложившийся уклад жизни населения и хозяйственную деятельность на территории ряда районов Украинской ССР, Белорусской ССР и РСФСР, усложнила электроснабжение народного хозяйства. Из оборота было выведено 144 тыс. га сельскохозяйственных угодий, прекращено лесопользование на площади 492 тыс. га, приостановлена работа многих предприятий, совхозов и колхозов. Потери основных фондов составили более 900 млн. рублей, потери продукции сельского хозяйства и потери в других отраслях от невыработанной продукции за 1986-1989 годы - около 1200 млн. рублей, средства Госстраха СССР на выплату страхового возмещения гражданам, сельскохозяйственным предприятиям и кооперативным организациям составили 274 млн. рублей.
Из опасной зоны в летний период 1986 г. было эвакуировано 116 тыс. человек, для которых построены новые населенные пункты в сельской местности, выделены квартиры в городах. Проведена большая работа по защите водоемов от радиоактивного загрязнения при смыве радионуклидов с окружающей суши. Был cооружен комплекс специальных гидротехнических сооружений, ловушки, затрудняющие передвижку радиоактивных илов.
В этот трагический период большую самоотверженность, мужество и героизм проявили советские люди, предотвратившие распространение пожара, возникшего во время взрыва на атомной станции, осуществившие локализацию и устранение других неблагоприятных последствий аварии, которые могли привести к еще более тяжким последствиям.
Общая сумма затрат за 1986-1989 годы на ликвидацию последствий Чернобыльской аварии составила вместе с понесенными потерями 9,2 млрд. рублей.
При ликвидации аварии и ее последствий допущены определенные недостатки. Большинство служб не были готовы к радиационной аварии такого масштаба. Это относится к силам Гражданской обороны СССР, органам здравоохранения, местным, республиканским и центральным хозяйственным и советским органам.
В результате аварии и при ликвидации ее последствий в первый послеаварийный период погибли и умерли от острой лучевой болезни 30 человек, многие получили высокие дозы радиационного облучения.
Участники ликвидации последствий аварии, которые были заняты на работах в зоне Чернобыльской АЭС в 1986-1987 годах нуждаются в улучшении медицинского обслуживания и социального обеспечения.
Действия, предпринятые в первый послеаварийный период, не в полной мере обеспечили защиту населения от радиоактивного облучения, особенно от воздействия радиоактивного йода. Требуется обеспечить постоянное диспансерное наблюдение за этой категорией людей с тем, чтобы своевременно принимать необходимые меры по охране их здоровья.
Осуществление комплекса защитных мер позволило в 1986-1989 годах более чем в 2 раза снизить суммарные дозы облучения населения по сравнению с установленными на этот период временными нормативами.
Однако во многих районах увеличилась активная выявляемость заболеваний и расстройств здоровья населения, многие из которых являются косвенными последствиями аварии - ухудшение условий жизни в связи с наличием радиационного фактора, ограничение свободного природопользования и потребления некоторых продуктов питания местного производства.
Несмотря на проведение крупных, не имеющих аналогов в мировой практике мероприятий по ликвидации последствий аварии и затраченные на эти цели значительные финансовые и материально-технические ресурсы, в предстоящий период необходимо не только продолжить эту работу, но и с учетом проведенных исследований и прогнозных оценок, в первую очередь связанных с обеспечением безопасности населения, подвергшегося воздействию радиации, расширить ее масштабы, обеспечить комплексное долгосрочное планирование требуемых мероприятий и улучшить их координацию.
Исходя из этой необходимости, с учетом приобретенного опыта и полученных новых научных данных. Советами Министров Белорусской ССР, Украинской ССР и РСФСР по поручению Правительства СССР были разработаны республиканские комплексные долгосрочные программы ликвидации последствий чернобыльской аварии на территориях соответствующих республик и в сентябре-октябре 1989 г. представлены в союзные органы для рассмотрения и согласования.
Верховный Совет СССР своим постановлением от 27 ноября 1989 г. N 829 "О неотложных мерах экологического оздоровления страны" одобрил разработку государственных комплексных программ РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, поручил Совету Министров СССР в 1 квартале 1990 г. рассмотреть указанные программы, по вопросам своей компетенции принять решения и на весеннюю сессию Верховного Совета СССР представить единую союзно-республиканскую программу по этому вопросу, а также информацию о ситуации, связанной с этой аварией и предусмотреть в планах социально-экономического развития Союза СССР и союзных республик на тринадцатую пятилетку выделение на эти цели отдельной строкой финансовых и материально-технических ресурсов.
Государственная экспертная комиссия Госплана СССР провела экспертизу программ ликвидации последствий аварии в РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР и вынесла по ним заключение, в котором высказаны замечания по программам и рекомендации по выделению в них этапа первоочередных работ на 1990-1992 годы.
После доработки Советы Министров РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР представили государственные программы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС на 1990-1995 годы. В них выделен этап неотложных мероприятий и работ по ликвидации последствий аварии до 1993 года.
В процессе формирования единой программы выявилась недостаточность отечественных и мировых научных данных и другой информации, необходимых для принятия решений на длительную перспективу, и в том числе об эффектах продолжительного воздействия малых доз радиации на организм человека, особенно детей и подростков (в совокупности с другими отрицательными экологическими факторами). Из-за существенных особенностей (большой пятнистости загрязнения) требуется дополнительно провести в ряде районов РСФСР, Украинской и Белорусской ССР более детальные измерения уровней загрязнения местностей, в том числе стронцием и плутонием. Эту работу на наиболее загрязненных территориях намечено закончить в основном в 1990 году.
Не завершена разработка концепции безопасного проживания населения в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской аварии, что вызвало различные подходы союзных республик к формированию своих программ. Требуется провести дополнительные радиологические, медицинские и другие исследования. В этой работе кроме советских ученых участвует большая группа иностранных экспертов. Выработка решения по этому вопросу возможна в 1990 году.
Учитывая, что для разработки комплексной долгосрочной программы необходимо провести дополнительные научные проработки, а также большую социальную значимость ускорения решения проблем, связанных с защитой населения от воздействия последствий аварии на Чернобыльской АЭС, принято решение о разработке двух взаимосвязанных программ: программы неотложных мер и программы долгосрочного характера.
Советом Министров СССР разработана Государственная союзно-республиканская программа неотложных мер на 1990-1992 годы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС на основе республиканских программ и предложений Государственной экспертизы, как первоочередная стадия долгосрочной Государственной программы. В указанной программе выделена Общесоюзная часть, в которой сосредоточены крупные мероприятия, связанные с охраной здоровья людей, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварии, в частности, определен комплекс мер по переселению жителей в незагрязненные радионуклидами районы.
Наряду с Общесоюзной частью программы в 1990-1992 годах по годовым планам должны также финансироваться из государственного бюджета и осуществляться другие неотложные мероприятия и работы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, предусмотренные в республиканских программах на этот период.
Основные положения и структура программы
Государственная союзно-республиканская программа неотложных мер на 1990-1992 годы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС предусматривает решение комплекса проблем, направленного, прежде всего, на обеспечение охраны здоровья людей, подвергшихся воздействию ионизирующего излучения, отселение жителей ряда населенных пунктов из зоны радиоактивного загрязнения и создание для остального населения, проживающего на слабозагрязненных радионуклидами территориях, условий, обеспечивающих их нормальную жизнедеятельность.
Определены зоны радиоактивного загрязнения территорий РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР. Сложившиеся границы радиоактивного загрязнения территорий практически не меняются. Выполненный Госкомгидрометом СССР комплекс экспериментальных работ и исследований, а также математическое моделирование процессов ветрового подъема и переноса радиоактивных аэрозолей показывают, что вторичное загрязнение местности за счет этих процессов несущественно и привести к образованию новых зон загрязнения не может.
Основными неотложными мерами, предусмотренными в программе являются:
отселение жителей из населенных пунктов районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС, в которых по расчетам не обеспечивается радиационная безопасность длительного проживания и кроме того, изъявивших желание выехать из таких районов, где установлены ограничения по потреблению продуктов питания местного производства, в первую очередь семей с детьми и беременными женщинами, их размещение на новом месте жительства;
повышение уровня медицинского обслуживания и оздоровления населения, особенно детей и подростков, пострадавших от чернобыльской аварии;
проведение мероприятий по стабилизации радиационной обстановки в загрязненных районах;
реализация мер по приведению агропромышленного производства в соответствие с требованиями, диктуемыми условиями радиоактивного загрязнения;
обеспечение населения, проживающего в радиационно-загрязненных районах, чистыми продуктами питания;
организация систематической информации населения о проводимой работе по ликвидации последствий аварии;
научное обеспечение проблем, связанных с ликвидацией последствий аварии, обеспечением нормальной жизнедеятельности в загрязненных районах;
проведение в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС комплекса работ, связанных с обеспечением ядерной и радиационной безопасности находящихся в ней объектов, переработкой и захоронением (в необходимых случаях) радиоактивных отходов, а также предотвращением распространения радиоактивности за пределы этой зоны.
По структуре Государственная союзно-республиканская программа неотложных мер на 1990-1992 годы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС состоит из следующих блоков:
1. Общесоюзная часть Государственной союзно-республиканской программы неотложных мер на 1990-1992 годы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
II. Государственная программа по ликвидации в Белорусской ССР последствий аварии на Чернобыльской АЭС на 1990-1995 годы (неотложные меры на 1990-1992 годы).
III. Государственная программа по ликвидации в Украинской ССР последствий аварии на Чернобыльской АЭС на 1990-1995 годы (неотложные меры на 1990-1992 годы).
IV. Государственная программа по ликвидации в РСФСР последствий аварии на Чернобыльской АЭС на 1990-1995 годы (неотложные меры на 1990-1992 годы).
V. Государственная программа по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС на 1990-1995 годы в зоне отчуждения этой станции (неотложные меры на 1990-1992 годы).
В Общесоюзной части программы сконцентрированы те мероприятия, которые требуют особого внимания и участия центральных органов. В первую очередь это касается охраны здоровья населения и персонала, подвергшегося радиационному воздействию вследствие аварии, координации деятельности научно-исследовательских учреждений министерств и ведомств, академий наук СССР, Украинской ССР и Белорусской ССР. Выделен комплекс вопросов по медицинскому обслуживанию населения и решению социально-экономических задач.
Одним из основных решений по охране здоровья населения является отселение жителей из населенных пунктов районов РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской аварии.
Переселение жителей проводится в соответствии с принятыми Правительством СССР решениями: распоряжением Совета Министров СССР от 24 мая 1989 г. N 912 и постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 20 октября 1989 г. N 886.
Совет Министров СССР распоряжением от 24 мая 1989 г. N 912 принял предложение Совета Министров РСФСР, Совета Министров Украинской ССР, Совета Министров Белорусской ССР, Минздрава СССР и Госкомгидромета СССР о переселении в 1989-1993 годах жителей отдельных населенных пунктов Брянской, Киевской, Житомирской, Могилевской и Гомельской областей, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС, в которых проведение дезактивационных и агромелиоративных мероприятий не обеспечивает достижения установленного Минздравом СССР безопасного для здоровья людей предела индивидуальной дозы облучения в течение их жизни.
Советы Министров РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР по согласованию с Госкомгидрометом СССР, Минздравом СССР и другими заинтересованными организациями определили такие населенные пункты и осуществляют переселение их жителей на новое место жительства. В число этих населенных пунктов включены также небольшие деревни, самостоятельное функционирование которых не может обеспечиваться из-за переселения центральных усадеб колхозов и совхозов.
В программе предусмотрено, что мероприятия, связанные с переселением этой категории граждан, с учетом предложений союзных республик, будут завершены досрочно, в основном в 1991 году.
Совет Министров СССР и ВЦСПС постановлением от 20 октября 1989 г. N 886 "О дополнительных мерах по усилению охраны здоровья и улучшению материального положения населения, проживающего на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС" распространили на семьи, проживающие в населенных пунктах, где ограничивается потребление продуктов питания местного производства и личных подсобных хозяйств, а также на семьи, проживающие в менее загрязненных населенных пунктах, в которых ограничивается потребление молока и, в случае необходимости, других продуктов питания местного производства и личных подсобных хозяйств, имеющие в своем составе детей до 14 лет и беременных женщин и лиц, которым по медицинским показаниям не рекомендовано проживание в загрязненной зоне, изъявившие желание выехать на новое место жительства, порядок и условия выплаты денежной компенсации за утраченное имущество и оплаты расходов, связанных с переездом, на условиях, установленных распоряжением Правительства СССР N 912. Советам Министров союзных республик поручено определить порядок обеспечения указанных граждан жилой площадью на новом месте проживания и оказывать им необходимую помощь в трудоустройстве. На эти цели определены государственные централизованные капитальные вложения.
Из этой категории населения программой предусмотрено переселить в 1991-1992 годах семьи, имеющие в своем составе детей до 14 лет и беременных женщин из населенных пунктов, где введены ограничения на потребление продуктов питания местного производства и личных подсобных хозяйств (15-40 кюри/кв. км).
В остальных населенных пунктах, подвергшихся слабому радиоактивному загрязнению, предусматривается проведение мероприятий по снижению уровней облучения остающегося населения, улучшению системы оказания медицинской помощи и социально-бытовых условий его проживания, осуществление на прилегающих территориях специальных агромелиоративных работ для снижения содержания радионуклидов в сельскохозяйственной продукции.
Учитывая необходимость уточнения числа отселяемых жителей из зоны радиоактивного загрязнения по конкретным населенным пунктам и хозяйствам, капитальные вложения, необходимые для реализации неотложных мер, связанных с охраной здоровья и поддержанием необходимого уровня социального и культурно-бытового обслуживания остающегося в этой зоне населения, предусмотрены по оценочным показателям. Объемы работ и необходимые капитальные вложения на эти цели должны уточняться при составлении годовых планов социального и экономического развития Союза ССР и союзных республик.
Финансовые выплаты и льготы населению, проживающему на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, осуществляются из государственного бюджета в соответствии с постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 20 октября 1989 г. N 886.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.