г. Москва |
|
6 августа 2013 г. |
Дело N А40-113661/12-120-1116 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В. А.,
судей Борзыкина М. В., Кузнецова А. М.,
при участии в заседании:
от заявителя ООО "Каспэнергосбыт" - Холявко М.А. - дов. от 10.01.2013 г. N 2
от ответчика Федеральная служба по тарифам (ФСТ России) - Аксенюк В.С. - дов. от 06.02.2013 г. N 4/13, Степаненко И.Г. - дов. от 24.10.2012 г. N 12/13
рассмотрев 31 июля 2013 г. в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы по тарифам (ФСТ России)
на постановление от 15 апреля 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Якутовым Э.В., Каменецким Д.В., Свиридовым В.А.
по заявлению ООО "Каспэнергосбыт" (ОГРН: 1060545002539)
к Федеральной службе по тарифам (ФСТ России)
о признании незаконным бездействия
УСТАНОВИЛ:
ООО "Каспэнергосбыт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) по не выделению и не включению в Сводном прогнозном балансе на 2-ое полугодие 2012 года по ООО "Каспэнергосбыт" объемов населения и приравненных к ним категорий потребителей; о признании незаконным бездействия ФСТ России по тарифам по не включению в Сводном прогнозном балансе на 2-ое полугодие 2012 года объема покупки электрической энергии (мощности) ООО "Каспэнергосбыт" с ОРЭМ по регулируемым договорам (регулируемым ценам) в соответствии с решением ВАС РФ от 28.12.2011 г. N ВАС-7986/11 и Правилами оптового рынка.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17.12.2013 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2013 г., решение суда изменено. Суд признал незаконным бездействие ФСТ России по не включению в Сводный прогнозный баланс на 2-е полугодие 2012 г. по обществу объемов населения и приравненных к ним категорий потребителей, а также признал незаконным бездействие ФСТ России по не включению в Сводный прогнозный баланс на 2-е полугодие 2012 г. объема покупки электрической энергии (мощности) общества с оптового рынка электрической энергии (мощности) по регулируемым договорам (регулируемым ценам).
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятым по делу постановлением, ФСТ России обратилась в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить.
Законность вынесенных судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 284, 286 АПК РФ.
Представители ФСТ России в судебном заседании поддержали доводы поданной жалобы. Полагаю постановление суда незаконно и принято с нарушением норм действующего законодательства.
Представитель общества против доводов жалобы возражал, отметив законность обжалуемого судебного акта. Просит оставить принятое по делу постановление без изменения, а поданную жалобу без удовлетворения. В материалы дела представлен отзыв, в котором выражается несогласие с изложенной подателем жалобы позицией.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены вынесенного Девятым арбитражным апелляционным судом постановления.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество является энергосбытовой организацией и в декабре 2010 года внесено в реестр субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности).
15 и 16 июня 2011 г. Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан в соответствии с пунктом 26 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом ФСТ России от 10.06.2009 г. N 125-э/1, в адрес ФСТ России были направлены предложения по формированию сводного прогнозного баланса, согласно которым весь объем электрической энергии (мощности), поставляемый населению субъектами оптового рынка в 2012 году в республике Дагестан, закреплен за ОАО "Дагестанская энергосбытовая компания".
Данные предложения вошли в сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2012, утвержденный приказом ФСТ России от 26.07.2011 г. N 180-Э/4.
Согласно изданному приказу общество с 01.07.2012 г. включено в сводный прогнозный баланс на 2012 год с объемом потребления прочих потребителей в размере 84,34 млн.кВт.ч.
Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2011 г. абзац 3 пункта 62 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 г. N 1172, признан недействующим в части его применения только к гарантирующим поставщикам - участникам оптового рынка, как не соответствующий Федеральному закону от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
В связи с указанными обстоятельствами ФСТ России письмом от 06.02.2012 г. N ЕП-835/12 "О порядке и сроках предоставления информации для изменения прогнозного баланса на 2012 год" проинформировало органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов, организации, оказывающие общесистемные и сетевые услуги, субъекты оптового и розничного рынков о том, что планируется внести изменения в сводный прогнозный баланс на 2012 год.
ФСТ России установило, что участники оптового рынка - потребители электрической энергии и мощности в срок до 15.02.2012 г. направляют предложения по внесению изменений в сводный прогнозный баланс на 2012 год в органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов, ОАО "Системный оператор ЕЭС", НП "Совет рынка" по утвержденным формам.
Общество 10.02.2012 г. письмом N 32 направило дополнительно предложения по внесению изменений в сводный прогнозный баланс на 2012 год, в соответствии с которыми оно с 01.07.2012 г. планировало покупать на ОРЭМ 84,34 млн. кВт.ч. с учетом объемов населения в размере 31,79 млн. кВт/ч.
Указанные объемы потребления электрической энергии (мощности) были подтверждены письмом Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от 24.02.2012 г. N 332-04/Б, о чем общество проинформировало Правительство Республики Дагестан.
Между тем, предложения общества о внесении изменений в сводный прогнозный баланс на 2012 год ФСТ России учтены не были и изменения в сводный прогнозный баланс на 2012 год не внесены.
Письмом от 03.08.2012 г. N ЕП-6117/12 ФСТ России сообщило обществу о том, что вопрос пересмотра балансовых решений на 2012 год в части изменения прогнозных объемов электрической энергии (мощности), поставляемых по регулируемым ценам, может быть рассмотрен после того, как Правительством Российской Федерации будет устранено противоречие закону и будет изменена недействующая норма.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что не принятие ФСТ России предложений общества по изменению Сводного прогнозного баланса на второе полугодие 2012 года в части выделения объемов потребления электрической энергии (мощности) населением и приравненными к нему категориями потребителей соответствует нормам действующего законодательства, а также указал на то, что общество не доказало, каким образом оспариваемое бездействие нарушает его права.
Изменяя решение суда, Девятый арбитражный апелляционный суд исходил из следующего.
В соответствии с решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.11.2011 г. федеральными законами не предусмотрены ограничения для деятельности сбытовых организаций, являющихся субъектами оптового рынка, но не отвечающих критериям, содержащимся в абзаце 3 пункта 62 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 г. N 1172, что препятствует возникновению рыночных отношений и конкуренции, а также следованию другим принципам организации отношений в сфере электроэнергетики.
При этом, как отметил Суд в вынесенном решении, наличие особенностей отношений в сфере электроэнергетики не должно влиять на право сбытовых организаций, не отвечающих критериям, указанным в оспариваемой норме, осуществлять свою деятельность на тех же условиях, на которых действуют обладающие тем же правовым статусом сбытовые организации, существующие в других субъектах Российской Федерации.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.04.2012 г. N ВАС-3921/12 отказано в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора вышеуказанного решения.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу, что сбытовые организации вправе заключать регулируемые договоры с производителями электрической энергии и мощности в том же порядке, какой установлен действующими нормативными актами для гарантирующих поставщиков, а соответственно, ФСТ России обязано было предусматривать эту возможность и при утверждении сводного прогнозного баланса.
Позиция подателя жалобы сводится к тому, что существующий порядок утверждения сводного прогнозного баланса должен применяться до внесения соответствующих изменений в нормативные и ненормативные акты.
Данная позиция исследовалась судом апелляционной инстанции и обоснованно отклонена.
Согласно абзацу 3 пункта 62 Правил регулируемые договоры заключаются в ценовых зонах субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии и мощности, определенными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов в соответствии с предусмотренными настоящим пунктом критериями до 1 января 2015 г. с функционирующими в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, состоящих из территорий субъектов Российской Федерации, по перечню согласно приложению N 3 к Правилам, гарантирующими поставщиками - участниками оптового рынка, в отношении которых выполняется следующее условие (далее - покупатели, функционирующие в отдельных частях ценовых зон). Прогнозные объемы потребления электрической энергии и (или) мощности этих гарантирующих поставщиков, определенные в прогнозном балансе на очередной период регулирования, составляют не менее 60 процентов суммарных прогнозных объемов потребления электрической энергии и (или) мощности, определенных в прогнозном балансе на данный период в отношении соответствующего субъекта Российской Федерации.
Как верно отмечено судом, принятым Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации решением от 28.11.2011 г. абзац 3 пункта 62 Правил, признан недействующим только в части, в связи с чем в остальной части данной нормы ФСТ России как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти обязан применять установленный Правилами оптового рынка порядок, распространяя его и на сбытовые организации, не являющиеся гарантирующими поставщиками.
Таким образом, не принятие ФСТ России предложений общества по изменению Сводного прогнозного баланса на второе полугодие 2012 года в части выделения объемов потребления электрической энергии (мощности) населением и приравненными к нему категориями потребителей не соответствует нормам действующего законодательства, а соответственно бездействие ФСТ России нарушает права и охраняемые законом интересы общества.
У суда кассационной инстанции при данных обстоятельствах не имеется правовых оснований для отмены вынесенного судом постановления.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования суда и им дана надлежащая правовая оценка.
Иная оценка заявителем установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование закона не означают судебной ошибки.
Нормы материального права применены судом правильно. Нарушения норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 апреля 2013 года по делу N А40-113661/12-120-1116 оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы по тарифам - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.А.Долгашева |
Судьи |
М.В.Борзыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.