г. Москва |
|
12 августа 2013 г. |
Дело N А41-50025/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.08.2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 12.08.2013 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Зверевой Е.А.
судей Денисовой Н.Д., Петровой В. В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ЗАО "ОРЗАУМ" - Малых Н.Г. по дов. от 23.08.2012 N б/н сроком на 3 года
от ответчика МИФНС РФ N 21 по МО - Васильева И.А. по дов. от 31.01.2013 N 03-27/0219 сроком до 31.12.2013;
от третьего лица - Агафонов С.Ю. - Лозунов Б.А. по дов. от 09.08.2013 N 50АА4198604 N в реестре N 2Д-3075 сроком на 3 месяца
рассмотрев 12.08.2013 в судебном заседании кассационную жалобу Агафонова С.Ю.
на решение от 14.02.2013 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Горшковой М.П.,
на постановление от 30.04.2013 г.
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Исаевой Э.Р., Быковым В.П., Мальцевым С.В.
по заявлению ЗАО "ОРЗАУМ"
о признании недействительной записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности общества
к МИФНС РФ N 21 по М.О.
о признании недействительной записи в Едином государственном реестре юридических лиц о прекращении деятельности общества
третье лицо - Агафонов Сергей Юрьевич
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "ОРЗАУМ" (далее - ЗАО "ОРЗАУМ", истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительной записи в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) о прекращении деятельности общества Открытого акционерного общества "Инвестиционная Энергетическая Компания" (далее - ОАО "Инвестиционная Энергетическая Компания") от 14 августа 2012 года за государственном регистрационным номером 2125075020662.
В качестве заинтересованного лица указана Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 21 по Московской области.
Определением Арбитражного суда Московской области от 13 декабря 2012 года Агафонов Сергей Юрьевич, являвший ликвидатором ОАО "Инвестиционная Энергетическая Компания" привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования.
Заявитель - ЗАО "ОРЗАУМ" в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнял заявленные требования. Просил признать незаконным решение Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 21 по Московской о государственной регистрации ОАО "Инвестиционная Энергетическая Компания" в связи с ликвидацией, на основании которого была внесена запись в ЕГРЮЛ от 14 августа 2012 года за государственным регистрационным номером 2125075020662, а также признать недействительной запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности ОАО "Инвестиционная Энергетическая Компания" от 14 августа 2012 года за государственным регистрационным номером 2125075020662.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 ноября 2012 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2013, заявленные требования удовлетворены. Суды исходили из того, что ликвидация общества произведена с нарушением закона, поскольку в период ее осуществления у общества имелись неисполненные обязательства.
На принятые судебные акты Агафоновым С.Ю. подана кассационная жалоба, в которой заявитель указывает на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения данного дела, в связи с чем просил отменить оспариваемые судебные акты полностью, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В частности, заявитель указал на то, что промежуточный ликвидационный баланс был составлен в соответствии с законодательством Российской Федерации, ликвидация ОАО "ИЭК" проведена в соответствии с законом.
В заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель истца возражал против доводов кассационной жалобы, просил судебные акты оставить без изменения, в том числе и по доводам, изложенным в отзыве.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 21 по Московской поддержал доводы кассационной жалобы, просил судебные акты отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, в том числе и по доводам, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм процессуального и материального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как усматривается из материалов дела, 17 января 2012 года состоялось внеочередное общее собрание ОАО "Инвестиционная Энергетическая Компания", оформленное протоколом N 1/12 внеочередного повторного общего собрания акционеров от 17 января 2012 года с повесткой дня о добровольной ликвидации общества и назначении ликвидатора общества.
Как следует из указанного протокола, по результатам собрания приняты решения, в том числе о добровольной ликвидации общества; назначении ликвидатором общества Агафонова Сергея Юрьевича; о поручении ликвидатору выполнять все необходимые действия, связанные с ликвидацией общества в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
01 февраля 2012 года в Вестнике государственной регистрации N 4(362) 2012 опубликована информация о принятом решении о ликвидации ОАО "Инвестиционная Энергетическая Компания", срок для предъявления требований кредиторов - 2.
27 марта 2012 года в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 21 по Московской области было представлено уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме Р15003.
27 февраля 2012 года в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 21 по Московской области было представлено уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего).
07 августа 2012 года в регистрирующий орган поступило заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией с приложением ликвидационного баланса.
14 августа 2012 года Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 21 по Московской области принято решение N 1043 о государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись за государственным регистрационным номером 2125075020662 о государственной регистрации прекращения деятельности ОАО "Инвестиционная Энергетическая Компания" (ОГРН 1027739762764) в связи с его ликвидацией.
Полагая, что указанные действия налогового органа не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы ЗАО "ОРЗАУМ", как кредитора, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ) государственная регистрация представляет собой акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с данным Федеральным законом.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный Федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
При рассмотрении спора суды правомерно сослались на правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11, согласно которой необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и, как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В соответствии с положениями статьи 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом требований указанного Федерального закона и устава общества.
В соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе, в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Согласно статье 62 Гражданского кодекса Российской Федерации, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
В соответствии с Приказом ФНС России от 16 июня 2006 N САЭ-3-09/355@ сведения, подлежащие опубликованию в соответствии законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации".
В силу статьи 23 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", основанием для отказа в регистрации юридического лица является: непредставление определенных указанным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ предусмотрено, что для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляется в том числе ликвидационный баланс. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. Промежуточный ликвидационный баланс составляется в соответствии с действующими правилами ведения бухгалтерского учета и отчетности и характеризует имущественное и финансовое положение юридического лица (активы и пассивы) по состоянию на дату истечения срока для предъявления требований кредиторов, указанного в сообщении о ликвидации юридического лица.
Требования кредиторов учитываются в размере, признанном ликвидационной комиссией, на основании документов, подтверждающих наличие обязательств юридического лица и их размер. Такими документами являются договор, заключенный данным юридическим лицом, решение судебных органов, иные документы.
В соответствии со ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями юридического лица или органом, принявшими решение о его ликвидации.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование - после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что ЗАО "ОРЗАУМ" не было надлежащим образом уведомлено о процессе ликвидации ОАО "Инвестиционная Энергетическая Компания".
Кроме того, судами также установлено, что представленные в налоговый орган промежуточный и ликвидационный балансы содержали недостоверные сведения об отсутствии у ОАО "Инвестиционная Энергетическая Компания" какой-либо кредиторской задолженности перед ЗАО "ОРЗАУМ".
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанции правомерно пришли к выводу о том, что ликвидационный баланс содержал недостоверные сведения, в связи с чем оснований у налогового органа для принятия решения о внесении записи в ЕГРЮЛ о ликвидации ОАО "Инвестиционная Энергетическая Компания" не имелось.
Вместе с тем, судами первой и апелляционной инстанции было установлено, что исключение ОАО "Инвестиционная Энергетическая Компания" из Единого государственного реестра юридических лиц нарушает права ЗАО "ОРЗАУМ" как кредитора ОАО "Инвестиционная Энергетическая Компания", лишая его возможности предъявить требования в связи с неисполнением ОАО "Инвестиционная Энергетическая Компания" обязательства в размере 10 369 207 руб. 29 коп., возникшего в рамках заключенного договора N 1-08/10 от 12.08.2010 г.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд кассационной инстанции соглашается с выводом судов первой и апелляционной инстанций о нарушение прав и законных интересов ЗАО "ОРЗАУМ", допущенных при ликвидации ОАО "Инвестиционная Энергетическая Компания", в связи с чем суды правомерно удовлетворили заявленные требования в полном объеме.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых актов судами первой и апелляционной инстанции были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального и материального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 14.02.2013 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2013 по делу N А41-50025/12 оставить без изменения, кассационную жалобу Агафонова С.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А. Зверева |
Судьи |
Н.Д.Денисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ предусмотрено, что для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляется в том числе ликвидационный баланс. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. Промежуточный ликвидационный баланс составляется в соответствии с действующими правилами ведения бухгалтерского учета и отчетности и характеризует имущественное и финансовое положение юридического лица (активы и пассивы) по состоянию на дату истечения срока для предъявления требований кредиторов, указанного в сообщении о ликвидации юридического лица.
...
В соответствии со ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 12 августа 2013 г. N Ф05-9311/13 по делу N А41-50025/2012