г. Москва |
|
22 августа 2013 г. |
Дело N А40-124129/12-148-1194 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова А.М.,
судей Агапова М.Р., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя - открытого акционерного общества "Горно-металлургическая компания "Норильский никель" - Носовой З.И., доверенность N ГМК-115/123-НТ от 11.03.2013 г. на бланке N 77 АА 8805815,
от заинтересованного лица - Федерального агентства по недропользованию - Никишина Д.Л., доверенность N АП-01-32/10943 от 01.11.2012 г.,
от третьего лица - открытого акционерного общества "Артель старателей "Амур" - Комова А.В., доверенность N 04-15/10 Д от 15.10.2012 г.; Филипповой Ю.Н., доверенность N 01-15/10 Д от 15.10.2012 г.,
рассмотрев 22 августа 2013 г. в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Горно-металлургическая компания "Норильский никель" (заявителя)
на решение от 15 февраля 2013 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Нариманидзе Н.А.,
на постановление от 13 июня 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Москвиной Л.А., Захаровым С.Л.,, Цымбаренко И.Б.
по делу N А40-124129/12-148-1194
по заявлению открытого акционерного общества "Горно-металлургическая компания "Норильский никель" (ОГРН.1028400000298)
к Федеральному агентству по недропользованию (ОГРН.1047796345805)
об оспаривании решения и действий
третье лицо: открытое акционерное общество "Артель старателей "Амур" (ОГРН.1022700856837)
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Горно-металлургическая компания "Норильский никель" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральному агентству по недропользованию (далее - Роснедра) о признании незаконными:
решения об утверждении состава конкурсной комиссии для проведения конкурса на право пользования участком недр федерального значения, включающим южную часть месторождения Норильск-1, расположенным на территории Красноярского края, для разведки и добычи никеля, меди, кобальта и попутных компонентов, оформленного пунктом 4 Приказа от 21.02.2012 N 207 "О проведении конкурса на право пользования участком недр федерального значения, включающим южную часть месторождения Норильск-1, расположенным на территории Красноярского края, для разведки и добычи никеля, меди, кобальта и попутных компонентов", Приложением N 4 к указанному Приказу, а также Приказом от 05.06.2012 N 661 "О внесении изменений в состав конкурсной комиссии к приказу Федерального агентства по недропользованию от 21 февраля 2012 г. N 207 "О проведении конкурса на право пользования участком недр федерального значения, включающим южную часть месторождения Норильск-1, расположенным на территории Красноярского края, для разведки и добычи никеля, меди, кобальта и попутных компонентов"";
действий (бездействия) по утверждению состава конкурсной комиссии для проведения конкурса на право пользования участком недр федерального значения, включающим южную часть месторождения Норильск-1, расположенным на территории Красноярского края, для разведки и добычи никеля, меди, кобальта и попутных компонентов, совершенных 21.02.2012 г. и 05.06.2012 г., по непривлечению экспертов для оценки конкурсной документации, представленной участниками конкурса на право пользования участком недр федерального значения, включающим южную часть месторождения Норильск-1, расположенным на территории Красноярского края, для разведки и добычи никеля, меди, кобальта и попутных компонентов, по неопубликованию протокола итогового заседания данной конкурсной комиссии от 15 июня 2012 г. (об итогах проведения конкурса) о признании победителем данного конкурса Открытого акционерного общества "Артель старателей "Амур", по неопубликованию решения конкурсной комиссии от 15 июня 2012 г. (об итогах проведения конкурса) о признании победителем данного конкурса Открытого акционерного общества "Артель старателей "Амур"; по неопубликованию Приложения N 4 к Приказу от 21.02.2012 N 207 "О проведении конкурса на право пользования участком недр федерального значения, включающим южную часть месторождения Норильск-1, расположенным на территории Красноярского края, для разведки и добычи никеля, меди, кобальта и попутных компонентов", а также Приказа от 05.06.2012 N 661 "О внесении изменений в состав конкурсной комиссии к приказу Федерального агентства по недропользованию от 21 февраля 2012 г. N 207 "О проведении конкурса на право пользования участком недр федерального значения, включающим южную часть месторождения Норильск-1, расположенным на территории Красноярского края, для разведки и добычи никеля, меди, кобальта и попутных компонентов";
решения конкурсной комиссии, оформленного протоколом итогового заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса на право пользования участком недр федерального значения, включающим южную часть месторождения Норильск-1, расположенным на территории Красноярского края для разведки и добычи никеля, меди, кобальта и попутных компонентов" от 15.06.2012 г.,
действий (бездействия) конкурсной комиссии по приему конкурсной заявки ОАО "Артель старателей "Амур" к рассмотрению, совершенных 09.04.2012 г., по признанию победителем данного конкурса ОАО "Артель старателей "Амур", совершенных 15.06.2012 г.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15 февраля 2013 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 июня 2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Отказывая в удовлетворении заявления, арбитражный суд апелляционной инстанции исходил из того, что оспариваемые обществом действия (бездействие) и решения приняты в рамках полномочий Роснедр и соответствовали требованиям действующего законодательства.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением апелляционного суда, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить ввиду неправильного применения норм права.
В обоснование своей кассационной жалобы заявитель указывает, что в настоящем деле судами не исследовалась и не оценивалась конкурсная документация участников конкурса, т.е. требования подпунктов 4 и 5 статьи 200 АПК РФ не выполнены, а вынесенные судебные акты о законности решения об определении победителя конкурса приняты по неисследованным и неполным материалам дела, в связи с чем подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 АПК РФ.
По мнению общества, в настоящее время правовая возможность предоставления права пользования участком недр федерального значения, являвшимся предметом спорного конкурса, по итогам конкурса отсутствует и может быть реализована лишь путем проведения аукциона.
Роснедра и третье лицо представили отзывы на кассационную жалобу, составленный в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в котором ссылаются на необоснованность доводов жалобы и законность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель заявителя доводы жалобы поддержал, просил решение и постановление судов отменить как необоснованные и незаконные.
Представитель Роснедр и третьего лица возражали против доводов кассационной жалобы, полагая, что оспариваемые судебные акты являются законными и соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывы на нее, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемых решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Федеральным агентством по недропользованию утвержден Приказ от 21.02.2012 N 207 "О проведении конкурса на право пользования участком недр федерального значения, включающим южную часть месторождения Норильск-1, расположенным на территории Красноярского края, для разведки и добычи никеля, меди, кобальта и попутных компонентов".
Данным приказом утверждены Регламент работы конкурсной комиссии, требования к содержанию конкурсной документации, требования к содержанию извещения о проведении конкурса на право пользования участком недр, а также состав конкурсной комиссии.
Извещение о проведении конкурса было размещено на сайте www. torgi.gov.ru.
В установленные сроки в Роснедра поступили заявки на участие в конкурсе и приложения к ним от трех претендентов: ОАО "Горно-металлургическая компания "Норильский никель", ОАО "Гайский горно-обогатительный комбинат", ОАО "Артель старателей "Амур".
27.03.2012 г. проведено заседание рабочей группы по подведению итогов регистрации заявок на участие в конкурсе со вскрытием запечатанных конвертов для установления комплектности и соответствия описи документов, предоставленных заявителями.
По результатам рассмотрения заявочных материалов оформлен Протокол конкурсной комиссии от 09.04.2012 г., согласно которого к участию в конкурсе допущены все претенденты.
Технико-экономические показатели, предусмотренные конкурсной документацией, поступили только от двух претендентов: ОАО "Горно-металлургическая компания "Норильский никель" и ОАО "Артель старателей "Амур".
15.06.2012 г. состоялось заседание конкурсной комиссии по проведению конкурса.
Согласно Протоколу итогового заседания конкурсной комиссии от 15.06.2012 г. абсолютным большинством голосов членов конкурсной комиссии (10 против 3) приняты решения: признать конкурс на право пользования участком недр федерального значения состоявшимся; признать победителем конкурса ОАО "Артель старателей "Амур" и предоставить победителю право пользования участком недр федерального значения, включающим южную часть месторождения Норильск-1, расположенным на территории Красноярского края, для разведки и добычи никеля, меди, кобальта и попутных компонентов, сроком на 20 лет; рекомендовать Правительству Российской Федерации утвердить итоги конкурса и предоставить ОАО "Артель старателей "Амур" право пользования участком недр федерального значения.
Не согласившись с действиями (бездействием) и принятыми в ходе проведения конкурса решениями, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании их незаконными.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания решения и действий (бездействия) незаконными является несоответствие их закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 13.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр относительно участков недр федерального значения осуществляется Правительством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, основанием для проведения открытого конкурса на право пользования участком недр федерального значения, включающим южную часть месторождения Норильск-1, расположенным на территории Красноярского края, для разведки и добычи никеля, меди, кобальта и попутных компонентов, сроком на 20 лет послужило Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.01.2012 N 66-р.
Пунктом 19 Порядка проведения конкурса на право пользования участком недр федерального значения, включающим южную часть месторождения Норильск-1, расположенным на территории Красноярского края, для разведки и добычи никеля, меди, кобальта и попутных компонентов (приложение к Распоряжению от 27.01.2012 N 66-р) предусмотрено, что в состав конкурсной комиссии входят не менее 11 человек, в том числе представители Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федерального агентства по недропользованию и его территориальных органов, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, администрации Красноярского края, а также учреждений, находящихся в ведении Федерального агентства по недропользованию.
Приказом от 21.02.2012 N 207 состав конкурсной комиссии утвержден в количестве 12 членов на основе имеющихся данных, представленных федеральными органами исполнительной власти.
В связи с переносом срока проведения конкурса на 15.06.2012 г., Приказом от 05.06.2012 N 661 состав конкурсной комиссии утвержден в количестве 14 членов с учетом поступивших предложений.
На заседании конкурсной комиссии от 15.06.2012 г. в соответствии с требованиями пункта 19 Порядка проведения конкурса (приложение к Распоряжению от 27.01.2012 N 66-р) и приказами от 21.02.2012 N 207, от 05.06.2012 N 661 приняли участие представители Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Орел А.В.), Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (Пинчук А.В), Федерального агентства по недропользованию и его территориальных органов (Попов А.В., Согияйнен В.А., Бавлов В.Н., Андреев А.С., Аксенов С.А., Кичало Я.Я., Сальников В.А., Еханин А.Г.), Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Селезнев Г.М.), Администрации Красноярского края (Васин С.Ю.), а также учреждения Роснедр Центрального научно-исследовательского геологоразведочного института цветных и благородных металлов (Иванов А.С.).
Вопреки доводам подателя кассационной жалобы представители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (с учетом изменений, внесенных Указом Президента Российской Федерации от 21.05.2012 N 636 (в редакции от 25.06.2012) "О структуре федеральных органов государственной власти" - Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Министерство здравоохранения Российской Федерации) и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования были уведомлены о проводимом конкурсе и приглашены для участия в составе конкурсной комиссии путем направления срочных правительственных телеграмм (т.6 л.д. 109-110).
В связи с тем, что желания направить своего представителя для участия в составе конкурсной комиссии названные государственные органы не изъявили, состав конкурсной комиссии сформирован в их отсутствие.
Статья 5 Закона о недрах не закрепляет участие органа местного самоуправления в решении вопросов социально-экономических и экологических интересов населения территории путем включения представителей указанных органов в составы конкурсных или аукционных комиссий, создаваемых Федеральным агентством по недропользованию.
Суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что с учетом состава конкурсной комиссии, включающего представителей Роснедр, Ростехнадзора и профильного Центрального научно-исследовательского геологоразведочного института цветных и благородных металлов, необходимость привлечения каких-либо специалистов для оценки конкурсной документации отсутствовала.
Кроме того, обязанность привлекать таких специалистов для участия в составе конкурсной комиссии организатору торгов Законом о недрах не предусмотрена.
Соответствие заявки ОАО "Артель старателей "Амур" требованиям конкурсной документации, в том числе представление Технико-экономических показателей и предложения по размеру разового платежа за пользование недрами, документов, подтверждающих оплату задатка в установленном размере - 4 400 000 000 рублей, послужило основанием для принятия ее к рассмотрению.
На основании поручения заместителя председателя Правительства Российской Федерации Дворковича А.В. от 25.09.2012 АД-П9-5627 проведен сравнительный анализ предложений ОАО "ГМК "Норильский никель" и ОАО "Артель старателей "Амур", по итогам которого экспертной группой РАН дано заключение о том, что по всем основным показателям предложение ОАО "Артель старателей "Амур" является предпочтительным в сравнении с альтернативным предложением ОАО "ГМК "Норильский никель".
Следовательно, решение конкурсной комиссии о принятии к рассмотрению заявки ОАО "Артель старателей "Амур" и решение, оформленное протоколом итогового заседания конкурсной комиссии от 15.06.2012 г. (о признании победителем конкурса третьего лица), являлись правомерными и обоснованными.
Поскольку частью 8 статьи 13.1 Закона о недрах, равно как и пунктом 7 распоряжения от 27.01.2012 N 66-р предусмотрено только опубликование извещения о проведении конкурса, приложение N 4 к Приказу от 21.02.2012 N 207 и Приказ от 05.06.2012 N 661 (по персональному составу членов конкурсной комиссии) не подлежал размещению к всеобщему сведению.
Неопубликование протокола и решения конкурсной комиссии от 15.06.2012 г. хотя и не соответствовало требованиям пункта 31 Порядка проведения конкурса (приложение к Распоряжению от 27.01.2012 N 66-р) не могло быть признано незаконным, поскольку не были соблюдены условия части 2 статьи 201 АПК РФ, а именно: ввиду участия представителей общества на итоговом заседании конкурсной комиссии о факте принятия данных документов и их содержании заявитель знал, следовательно, непосредственно непубликованием (отсутствием сведений о них в общем доступе) права общества не нарушались.
При таких обстоятельствах, арбитражными судами сделан правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Иная оценка установленных судами фактов процессуальным законом к компетенции суда кассационной инстанции не отнесена.
Суд кассационной инстанции считает, что доводы кассационной жалобы ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства, поэтому отклонены. При этом в кассационной жалобе не приведено доказательств, указывающих на несоответствие выводов судов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Суд кассационной инстанции не находит и безусловных оснований для отмены обжалуемых решения и постановления, так как не усматривает процессуальных нарушений при принятии названных судебных актов, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286, п.1 ч.1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15 февраля 2013 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 июня 2013 года по делу N А40-124129/12-148-1194 - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.М.Кузнецов |
Судьи |
М.Р.Агапов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.