Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к приказу Минздрава СССР
от 9 января 1986 г. N 55
Организация работы родильного дома (отделения)
Методические указания
Стационарная акушерская помощь населению оказывается в родильных домах (самостоятельных) или родильных отделениях, входящих в состав больниц или медико-санитарных частей. Организация их работы строится по единому принципу в соответствии с действующим законодательством о положении родильного дома (отделения), приказами, распоряжениями, инструкциями, указаниями вышестоящих органов здравоохранения и настоящими методическими указаниями.
В родильном доме имеются следующие структурные подразделения: стационар, женская консультация, лечебно-диагностические подразделения и административно-хозяйственная часть.
Структура родильного дома (отделения) должна соответствовать требованиям строительных норм и правилам лечебно-профилактических учреждений: оснащение - табелю оборудования родильного дома (отделения); санитарно-противоэпидемиологический режим - действующим нормативным документам.
В родильном доме (отделении) необходимо иметь: подводку горячей и холодной воды, кислорода, канализацию, стационарные (переносные) бактерицидные облучатели. Все отделения должны быть оснащены соответствующей аппаратурой и приборами, медицинским инструментарием, предметами ухода, медицинской мебелью и оборудованием, а также посудой. Хранение лишней мебели и неиспользуемой аппаратуры в родильном доме (отделении) строго запрещено.
Стационар родильного дома (отделения) включает в себя: приемно-смотровые помещения и помещения для выписки, родовое физиологическое отделение (помещение родового блока), отделение (палаты) патологии беременных, послеродовое физиологическое, обсервационное, гинекологическое отделения и отделение новорожденных. В гинекологическое отделение по показаниям госпитализируют для оперативного лечения больных, не страдающих гнойно-воспалительными процессами гениталий или злокачественными новообразованиями. В составе родильного дома или многопрофильной больницы родильное и гинекологическое отделения рекомендуется, по возможности, размещать в разных корпусах; корпус родильного отделения должен быть в стороне от инфекционного стационара, прачечной и пищеблока.
Через приемно-смотровые помещения акушерских отделений поступают только беременные и роженицы. Для приема гинекологических больных функционирует отдельное приемное помещение.
В данных методических указаниях изложены конкретные рекомендации по организации работы акушерских отделений (палат) и отделений (палат) новорожденных.
Организация реанимационных мероприятий новорожденному ребенку, родившемуся в асфиксии
Ответственность за правильную организацию реанимационной помощи новорожденным детям в акушерских отделениях несут заведующие родовыми отделениями (в их отсутствие - ответственный дежурный врач акушер-гинеколог), а также заведующий отделением новорожденных.
См. приказ Минздрава РФ от 30 декабря 2003 г. N 624 "О мерах по дальнейшему совершенствованию реанимационной помощи детям в Российской Федерации"
Осуществляет реанимационные мероприятия врач анестезиолог-реаниматолог, врач-педиатр, а в их отсутствие-врач акушер-гинеколог.
При наличии в учреждении врача-педиатра круглосуточные реанимационные мероприятия новорожденным, родившимся с низкой оценкой по шкале Апгар, осуществляет врач-педиатр совместно с врачом анестезиологом-реаниматологом.
За исправность, укомплектованность и дезинфекцию аппаратуры и инструментария, используемых для искусственной вентиляции легких у новорожденных, отвечает врач анестезиолог-реаниматолог (в его отсутствие заведующий родильным отделением).
Реанимацию новорожденных детей осуществляют на специально выделенном столике, который устанавливают в родильном зале или в манипуляционной-туалетной для новорожденных.
Начинают реанимационные мероприятия с отсасывания содержимого рта, носа, трахеи с помощью электроотсоса (обязательно оснащенного тройником), кратковременной подачи 60% кислорода и масочного дыхания с помощью мешка "Амбу" или "Пеплон". Вслед за этим, при отсутствии самостоятельного дыхания, ребенок подлежит интубации с использованием аппаратного дыхания.
Длительность проведения реанимационных мероприятий новорожденным детям при не восстановившемся самостоятельном дыхании не должна превышать 15-20 минут.
Схемы первичной реанимации доношенного ребенка (приложение 5) и недоношенного (приложение 6) помещают в родильном зале на видном месте.
Время перевода новорожденных, родившихся в асфиксии, и недоношенных в палаты интенсивной терапии отделений новорожденных решается врачом-педиатром или дежурным врачом акушером-гинекологом индивидуально для каждого ребенка.
Малая операционная родового блока.
В малой операционной должно быть: 3 шкафа, 3-4 стола, 2-3 винтовых табурета, 2 эмалированных таза на подставке для обработки рук, операционный стол, 2 тумбочки, таз для отработанного материала, бак с крышкой для сбора грязного белья.
Рядом с раковиной на тумбочке располагают эмалированную кастрюлю с крышкой (с кипячеными щетками), емкость для использованных щеток и темную банку с корнцангом в тройном растворе. С другой стороны от раковины ставят эмалированный таз для обработки рук персонала, таз накрывают вторым тазом, рядом на тумбочке или столе размещают флакон или эмалированную кастрюлю с кожным антисептиком, бикс со стерильной ветошью (ею вытирают руки после мытья щеткой с мылом под проточной водой), бикс со стерильными перчатками, банку с корнцангом в тройном растворе и лоток для отработанного материала.
Один шкаф используют следующим образом: в верхней половине шкафа хранят стеклянные банки с широким горлом и притертой пробкой с шовным материалом (в одной банке - шелк, в другой - кетгут), раствор новокаина 0,25-0,5% аптечного приготовления в бутылках емкостью по 200 мл (срок годности в закрытом состоянии - 7 дней, в открытом - одни сутки), флаконы с раствором йода спиртового 5% или йодоната 1%, в нижней половине шкафа - стерильные наборы для осмотра шейки матки и наборы для зашивания разрывов шейки матки, влагалища, разрыва или разреза промежности: стерильные акушерские щипцы, стерильные чашки различного размера для вакуум-экстракции плода, набор для остановки кровотечения, стерильные наборы инструментов для краниотомии и декапитации. Срок хранения стерильных инструментов 3 дня.
В набор для осмотра шейки матки входят: широкое длинное пластинчатое зеркало, большой подъемник, 3 абортцанга, 2 корнцанга и 2 зажима Кохера. В набор для зашивания разрывов шейки матки, влагалища, промежности входят: иглодержатель, 2 ножниц (прямые и изогнутые), 4 пинцета (1 короткий и 1 длинный - хирургические и 1 короткий и 1 длинный - анатомические). Шовные иглы хранят в закрытой емкости в растворе спирта этилового 95%.
Количество наборов зависит от среднего числа родов в сутки. В набор для остановки кровотечения входят 8 окончатых зажимов (для наложения клемм по методу Бакшеева), 2-4 зажима Бильрота с надетыми на каждую браншу резиновыми трубками (для клеммирования параметриев по методике Генкеля-Тиканадзе).
Каждый набор инструментов для осмотра шейки матки, набор инструментов для зашивания разрывов, акушерские щипцы, чашки для вакуум-экстракции плода заворачивают в 2 слоя мягкой упаковки, завязывают бинтом с биркой, на которой указано, что находится в пакете (например, "Набор для осмотра шейки матки" и т.п.) и отдают в стерилизацию. После автоклавирования на бирке отмечают дату стерилизации (срок хранения не более 3-х суток), обязательна подпись лица, проводившего стерилизацию. Неиспользованные наборы через 3-е суток вновь автоклавируют.
Допустимо стерилизовать инструменты в стерилизаторах в воздушном стерилизационном шкафу (срок хранения не более 1-х суток), но недопустимо стерилизовать инструменты в воздушном стерилизаторе, а затем их заворачивать в стерильные пеленки и таким образом хранить до использования.
Во 2-ом шкафу хранят запасные биксы со стерильным материалом, стерильные капельницы, вакуум-экстрактор, стерильные трубки для амниоскопа и т. д. В 3-ем шкафу и на 1-2-х столах должно быть все необходимое для оказания анестезиологической и реанимационной помощи: ларингоскоп, интубационные трубки, воздуховоды, стерильные наборы для венесекции, пункции подключичной вены, перидуральной анестезии, а также тарелка, водяная баня с водяным термометром и чашкой Петри для определения группы крови и совместимости по методу Соловьевой (набор сывороток хранят в холодильнике), стерильные системы для переливания крови, 2-4 пробирки для проверки времени свертывания крови по методу Ли-Уайта, 5-6 флаконов с консервантом "ЦОЛИПК", 2 стерильные стеклянные банки по 200 мл, стерильные шприцы и иглы, эмалированная емкость для погружения шприцев и игл, стеклянные флаконы с притертыми пробками с раствором йода спиртового 5% или йодоната 1%, спиртом этиловым 95%, ножницы, лейкопластырь, лоток для отходов.
В родблоке необходимо иметь следующие медикаменты: стерильные растворы глюкозы 5%, 20%, 40%; натрия хлорида изотонического 0,9%, натрия гидрокарбоната 5%, новокаина 0,25% и 0,5%, полиглюкина 6%, реополиглюкина 10%, коргликона 0,06%, аскорбиновой кислоты 5%, но-шпы 2%, прозерина 0,05%, пентамина 5%, кофеина-бензоата натрия 10% или 20%, эфедрина гидрохлорида 5%, эуфиллина 2,4% или 24%, папаверина гидрохлорида 2%, кальция глюконата 10%, кальция хлорида 10%, магния сульфата 25%, дибазола 0,5% или 1%, димедрола 1%, диазепама (седуксена) 0,5%, дипразина (пипольфена) 2,5%, супрастина 2%, викасола 1%, мезатона 1%, адреналина гидрохлорида 0,1%, норадреналина гидротартрата 0,2%, тримекаина 2%, кислоты -аминокапроновой 5%, лазикса 1%, кордиамина 25%, кокарбоксилазы гидрохлорида 0,05 г в амп., панангин, маннитол, трасилол или контрикал, арфонад, натриевую соль гамма-оксимасляной кислоты (натрия оксибутират) 2%, преднизолон, гидрокортизон, инсулин, гепарин, фибриноген сухой во фл. 1-2 г, протамина сульфат 1%, сухую плазму; флаконы с эфиром, фторотаном; окситоцин, метилэргометрин в ампулах; растворы строфантина К 0,05%, атропина сульфат 0,1%, промедола 1% или 2%, дроперидола 0,25%, сомбревина 5%, кеталар, фентамин 0,005%, миорелаксанты. Медикаменты хранятся в установленном порядке.
На одной полке шкафа для медикаментов размещают все необходимые медикаменты для оказания экстренной помощи при кровотечении, на второй - при позднем токсикозе беременных и на третьей - при нарушении кровообращения у женщин, страдающих заболеваниями сердечно-сосудистой системы. На задней стенке шкафа соответственно каждой полке необходимо указать последовательность мероприятий при кровотечении, эклампсии, отеке легких и т. д.
На специальном столике или отдельной полке шкафа размещают набор медикаментов для организации реанимационных мероприятий новорожденному ребенку: растворы глюкозы 10% и 20%, гидрокарбоната натрия 5%, глюконата кальция 10%, кокарбоксилазы гидрохлорида, викасола 1%, адреналина гидрохлорида 0,1%, атропина сульфата 0,1%, преднизолона, гидрокортизона.
Консервированную кровь хранят в специально выделенном холодильнике при температуре +2°-+6° С (как минимум два флакона резус-положительной и один флакон резус-отрицательной крови I (О) группы) и другие инфузионные среды, имеющие длительный срок хранения (полиглюкин, реополиглюкин, протеин, желатиноль и др.). Температуру в холодильнике согласно показаниям термометра, 2 раза в сутки отмечают в специальной тетради.
В малой операционной (в родильном отделении) должен быть список обследованных резервных доноров всех групп крови, в том числе и с резус-отрицательной принадлежностью крови (не менее 3 доноров каждой группы).
На одном столе и на специальных подставках располагают биксы со стерильными подкладными, пеленками, марлевыми, ватными шариками и деревянными палочками с ватой, халатами, резиновыми катетерами. На втором столе-стерилизаторы, в которых находятся 3-4 корнцанга, 3-4 бранши пулевых щипцов (для амниотомии), длинные изогнутые ножницы, влагалищное зеркало и подъемник, большая кюретка (для инструментальной ревизии послеродовой матки), 1-2 зажима Кохера, 2-3 металлических катетера (стерилизация в стерилизаторах в воздушном стерилизаторе), стерильные шприцы и иглы (в том числе 1-2 длинные иглы для пудендальной анестезии), темную стеклянную банку с широким горлом и притертой пробкой с раствором йода спиртового 5%) или йодоната 1%, стеклянную банку с притертой пробкой с марлевыми шариками в спирте этиловом 95%, флакон со стерильным вазелиновым маслом, темную стеклянную банку с корнцангом в тройном растворе.
В малой операционной необходимо иметь кипятильник дезинфекционный электрический, электроотсос для отсасывания слизи у новорожденного, аппарат для проведения искусственной вентиляции легких новорожденным, наркозный аппарат, 2-3 штатива для капельниц, передвижной рефлектор для дополнительного освещения, 2 эмалированных таза для сбора отработанного материала, маркированную, закрытую крышкой эмалированную емкость с дезинфицирующим раствором для обработки оборудования и жесткого инвентаря, фартуки из непромокаемого материала.
В малой операционной проводят влагалищные исследования, вскрытие плодного пузыря (амниотомию), амниоскопию, осмотр шейки матки при помощи зеркал, зашивание разрывов шейки матки, влагалища, разрыва и разреза промежности, ручное отделение плаценты и выделение последа, ручное обследование стенок послеродовой матки; оперативное родоразрешение через естественные родовые пути (экстракцию плода за тазовый конец, операцию наложения акушерских щипцов, вакуум-экстракцию плода и т.д.). В малой операционной принимают роды у женщин с тяжелой экстрагенитальной и акушерской патологией.
При любой манипуляции в малой операционной врач и акушерка обрабатывают руки как перед хирургической операцией, все манипуляции целесообразно проводить в стерильных перчатках.
После обработки наружных половых органов роженицы раствором калия перманганата 0,02% в предродовой палате женщину переводят или перевозят на каталке в малую операционную.
Для проведения влагалищного исследования женщину помещают на операционный стол на стерильные клеенку и подкладную пеленку, ноги укладывают на ногодержатели. Наружные половые органы обрабатывают раствором йодоната 1% или йода спиртового 5% (деревянной палочкой с ватой). На руку врача наливают 3-4 мл жидкого стерильного масла вазелинового из флакона, после чего врач производит влагалищное исследование.
Перед осмотром шейки матки в раннем послеродовом периоде операционная сестра или акушерка накрывает стол для инструментов передвижной (он всегда стоит свободный) стерильными клеенкой и пеленкой, разворачивает пакет с набором инструментов для осмотра шейки матки и стерильным корнцангом перекладывает инструменты на стол, кладет на стол марлевые и ватные шарики.
При наличии разрыва шейки матки, влагалища, разрыва или разреза промежности разворачивают и кладут на стол инструменты из набора для зашивания, 20 г шприц и иглы к нему, шовные иглы, кетгут, шелк.
Большая операционная с предоперационной родильного отделения
Оборудование предоперационной: 2 тумбочки, 2 стола, 2 подставки с эмалированными тазами для обработки рук хирургов, холодильники для хранения крови и кровезамещающих жидкостей (при отсутствии специальной для этого комнаты в составе операционного блока). В холодильниках необходимо иметь запас крови: резус-положительной - 2 флакона группы 0 (I) и по 1 флакону остальных групп; резус-отрицательной - 2 флакона группы 0 (I) и по 1 флакону групп А (II) и В (III).
Кроме крови, в холодильнике должно быть по одному флакону сухой и свежезамороженной плазмы всех групп крови, фибриноген (4-8 гр. сухого вещества), полиглюкин 6% (4-5 флаконов), реополиглюкин 10% (4-5 флаконов), гемодез 6% (4-5 флаконов), желатиноль 8% (4-5 флаконов), протеин (4-5 флаконов) и другие кристаллоидные растворы (дисоль, трисоль, хлосоль и др.).
В операционной комнате необходимо иметь передвижной (с выдвижными ящиками) стол для анестезиолога-реаниматолога. В ящиках стола располагают необходимые медикаменты для проведения общей анестезии и реанимационных мероприятий (см. раздел "малая операционная"), анестетики для неингаляционного наркоза - гексенал, тиопентал натрия - могут находиться в столе анестезиолога-реаниматолога; ингаляционные анестетики - эфир, фторотан - хранят в месте, защищенном от света.
На тумбочке у раковины размещают кастрюлю эмалированную с крышкой с кипячеными щетками для мытья рук, в лотке с тройным раствором - ножницы для ногтей, в стерильной банке - стерильный корнцанг в тройном растворе. Для мытья рук используют мыло.
На одном столе размещают бутыль с кожным антисептиком (которым пользуются в данное время): эмалированную кастрюлю с марлевыми шариками в растворе этого антисептика, бикс со стерильными марлевыми шариками, банку со стерильным корнцангом в тройном растворе. На втором столе размещают бутыли с дезинфицирующим раствором, эмалированное ведро с крышкой с дистиллированной или кипяченой водой. На стене под стеклом находится инструкция по обработке рук используемым в данное время антисептиком. На тумбочке у входа - бикс со стерильными масками (для лиц, которым разрешен доступ в операционную), темная банка с корнцангом в тройном растворе, в тумбочке хранят матерчатые чулки-бахилы. На вешалке размещают фартуки из непромокаемого материала.
Для работы в операционной в отдельных стерилизационных коробках (биксах) стерилизуют: 1 простыню с разрезом в середине, 4 целых простыни, 10 пеленок, 2-3 клеенки (по размеру столов для инструментов), рубашку, косынку и чулки-бахилы для больной (чулки-бахилы и косынку одевают до операции, рубашку - после операции); халаты, маски и попарно завернутые в марлевую салфетку перчатки для операционной сестры, хирургов и его помощников; большие и малые марлевые салфетки (большие марлевые салфетки состоят из 4-х слоев марли, размером 50х20 см, их складывают пачками по 20 штук); наборы инструментов для кесарева сечения, ампутации и экстирпации матки. На дно бикса кладут клеенку и в нее складывают инструменты.
Необходимо иметь не менее двух стерильных наборов инструментов и материала для полостной акушерской операции, 1-2 набора для заменного переливания крови новорожденному.
Заполнение биксов следует проводить согласно действующим нормативным документам *(4).
Перед зашиванием передней брюшной стенки операционная сестра подсчитывает и докладывает хирургу о наличии всех инструментов и марлевых салфеток.
Операционная комната.
Ее оборудование состоит из операционного стола, двух столов для инструментов (на одном разложено все необходимое во время операции, на втором - передвижном столе, который стоит близко к хирургу, находится то, что необходимо на данном этапе операции), наркозного аппарата, дыхательной аппаратуры, электрокардиографа, электроотсоса (вакуум-аспиратора) и др.; штативов для капельниц, нескольких табуреток: передвижного рефлектора на стойке для добавочного освещения, тазов для использованного материала, пеленального стола для новорожденного с матрацем в клеенчатом чехле; электроотсоса и аппарата для искусственной вентиляции легких новорожденного. В специальном шкафу хранят стерильные шприцы и иглы, стеклянные банки с широким горлом и притертыми пробками с шелком и кетгутом, кетгут в ампулах, сокращающие матку средства, бутыли с раствором натрия хлорида изотонического 0,9% (срок годности не более 7 суток), бутыли с раствором глюкозы 5% (срок годности не более 2 суток), флаконы с раствором йода спиртового 3%, 5% и спиртом этиловым 95%.
В операционной желательно иметь централизованную подачу кислорода и закиси азота. При отсутствии последней пользуются кислородными баллонами, которые устанавливают вне операционной; баллоны с закисью азота после дезинфекции могут находиться в операционной, покрытые стерильной пеленкой. В большой операционной необходимо иметь стол и специальный набор для проведения операции заменного переливания крови у новорожденного ребенка.
В специализированных родильных домах для беременных с иммуноконфликтной беременностью желательно выделить специальное помещение для заменного переливания крови у новорожденного. Условия работы в данном помещении соответствуют операционным комнатам. В них устанавливают бактерицидные и кварцевые лампы, стены покрывают плиткой; имеется подводка горячей и холодной воды и кислорода, в шкафу помещают набор медикаментов, необходимый для проведения операции и оказания неотложной помощи ребенку во время операции.
Так же, как и в большой операционной, для освещения во время операции заменного переливания крови используют бестеневую лампу и передвижной рефлектор.
Хранение шовного материала.
Кетгут хранят в темных стеклянных банках с притертой пробкой в растворе йода спиртового 3%, шелк и капрон хранят раздельно в банках с притертыми пробками в спирте этиловом 95%.
В каждой операционной должен быть свой шовный материал, который переносить запрещается. Кетгут можно использовать после двукратного, шелк и капрон - после однократного посева, если посевы стерильны. Контрольные посевы из банок с шовным материалом необходимо производить 2 раза в месяц. Если шовный материал полностью не покрыт раствором, то операционная сестра в стерильном халате и маске стерильными руками в условиях операционной добавляет в банку с кетгутом раствор йода спиртового 3%, в банки с шелком и капроном - спирт этиловый 95%.
Температуру в операционной поддерживают на уровне 20-25° С, после окончания операции и уборки операционную закрывают на ключ, в вечернее и ночное время на ключ закрывают весь операционный блок, ключ хранится в известном дежурному врачу месте.
При операционной желательно оборудовать палату на 1-2 койки для пребывания в ней послеоперационных больных в течение 1-2 дней.
Санитарные помещения родового блока
состоят из помещений для а) мытья и дезинфекции суден; мытья, дезинфекции и сушки клеенок; б) временного хранения грязного белья; в) кладовой предметов уборки помещений; г) временного хранения последов. Они должны быть отделены друг от друга перегородками на высоту помещения. Эти комнаты должны находиться рядом с родовым блоком, а не в составе последнего.
В помещении для мытья и дезинфекции суден и клеенок необходимо иметь подводку холодной и горячей воды, 2 раковины (для мытья суден и клеенок) или установку для мытья суден, бак с крышкой для погружения суден в дезраствор, ванну для погружения подкладных клеенок (при отсутствии ванны используют бак с крышкой), шкаф для хранения обеззараженных суден, стол с биксами на нем, в которые укладывают сухие обеззараженные клеенки, емкости с дезрастворами.
Для хранения уборочного инвентаря выделяют специальные шкафы. Уборочный инвентарь должен быть маркирован и использоваться только по назначению. Категорически запрещается пользоваться в родильном доме (отделении) волосяными щетками и вениками.
Использованное белье хранят в клеенчатых мешках в специально выделенном помещении. Категорически запрещается сортировка использованного белья в помещениях родового блока.
В родовом блоке необходимо предусмотреть кладовую для хранения чистого белья.
Послеродовое физиологическое отделение.
Послеродовые палаты физиологического отделения должны иметь 50-55% расчетного количества коек акушерских отделений родильного дома. Необходимо иметь резервные послеродовые палаты, число коек в которых должно составлять 10% расчетного количества коек послеродового отделения. В резервные палаты переводят матерей, задержанных в стационаре из-за детей свыше 5-6 дней.
На одну материнскую койку по санитарным нормам должно приходиться 7 м2 площади.
Послеродовые палаты, кроме кроватей, должны быть оборудованы тумбочками. При отсутствии вмонтированной в кровать подставки для судна необходимо иметь окрашенные масляной краской деревянные скамейки.
Кровати и судна в послеродовом отделении маркируют одними и теми же номерами. Кровать застилают постельными принадлежностями непосредственно перед переводом родильницы из родового отделения, а не заранее.
При заполнении палат послеродового отделения необходимо соблюдать строгую цикличность, одну палату разрешается заполнять родильницами не более трех суток.
Родильнице выдают: полотенце для рук и лица, полотенце (пеленку) для грудных желез, пеленку (клеенку) - подкладную для новорожденного на время его кормления. Постельное белье меняется каждые 3 дня, подкладные пеленки для родильницы в первые 3 дня меняют 4 раза в день, в последующие - 2 раза в день; рубашку, полотенце, лифчик меняют ежедневно, а подкладную из клеенки для новорожденного 2 раза в день, при использовании для этих целей пеленок их меняют перед каждым кормлением.
В настоящее время допускается выписка на 5-6 сутки после родов, если мать и ребенок находятся в хорошем состоянии, имеют удовлетворительные бытовые условия, живут не на отдаленном участке от детской поликлиники и при условии обеспечения регулярного патронажа.
В манипуляционной послеродового физиологического отделения должны быть: кушетка, покрытая клеенкой, гинекологическое кресло, 2 шкафа, 2 стола, сейф для медикаментов списка "А", холодильник, тумбочка, штатив для капельниц. На столах размещают биксы или стерилизаторы со стерильными шприцами и иглами, стерильные наборы инструментов для снятия швов и скобок, стерилизаторы с 15-20 корнцангами для туалета наружных половых органов родильниц, биксы со стерильными перчатками, марлевыми шариками и деревянными палочками с ватой, ватными шариками (для туалета родильниц), салфетками (для осушивания грудных желез), подкладными пеленками, масками, косынками, катетерами, обеззараженными клеенками. В манипуляционной необходимо иметь флаконы с притертыми пробками с растворами калия перманганата 10%, йода спиртового 5% или йодоната 1%, бриллиантового зеленого спиртового 2%, флакон со спиртом этиловым 95%; лоток для отработанного материала, эмалированные емкости с крышками с дезинфицирующим раствором для протирания оборудования и жесткого инвентаря.
В одном шкафу хранят медикаменты, в другом - термометры в емкости с раствором хлорамина 0,5%, набор для переливания крови, аппараты для измерения артериального давления, пластмассовые кувшины для подмывания родильниц, эмалированные тазы для обработки рук врача при обходе родильниц. Набор сывороток для определения группы крови хранят в холодильнике.
На тумбочке у раковины размещают кастрюли с крышками с кипячеными щетками и для использованных щеток, темную стеклянную банку со стерильным корнцангом в тройном растворе; в тумбочке находится кастрюля для использованных масок, эмалированные емкости с раствором для погружения шприцев и игл.
Клизменная имеет: кушетку, тумбочку, стол, штатив, вешалку для халатов. На столе располагают эмалированные кастрюли с обеззараженными кружками Эсмарха, кипячеными наконечниками, бикс с обеззараженными клеенками, темную стеклянную банку со стерильным корнцангом в тройном растворе; на тумбочке - 2 эмалированные кастрюли для погружения в дезраствор использованных наконечников и кружек Эсмарха. В тумбочку помещают эмалированную кастрюлю с ветошью в растворе хлорамина 1% (для обработки кушетки), емкости аптечного приготовления с дезрастворами.
Туалет наружных половых органов родильницам, находящимся на постельном режиме, а также при наличии швов на промежности проводит акушерка 3 раза в день. При туалете родильниц в послеродовых палатах, смене постельного белья использованное белье собирают в специальный бак с плотно закрывающейся крышкой и вложенным в него клеенчатым или хлопчатобумажным мешком.
Душевую комнату оснащают соответствующим оборудованием (вешалка для халатов, табурет, тумбочка). В душевой необходимо иметь кипяченые мочалки в эмалированной кастрюле и кастрюлю для использованных мочалок, 2-3 резиновых коврика.
Здоровым родильницам разрешают принимать душ на 3-4 день послеродового периода.
В специально выделенном помещении или шкафу в коридоре отделения хранят запас суточной потребности чистого белья. В палатах или коридоре отделения размещают холодильники для хранения продуктов родильниц. Продукты в холодильнике следует хранить в полиэтиленовых пакетах, в каждый пакет должна быть вложена записка с указанием фамилии женщины, номера палаты и даты получения передачи. Старшая акушерка отделения 2 раза в неделю проверяет наличие и состояние продуктов в холодильнике и, в соответствии с установленными сроками хранения тех или иных продуктов, проводит чистку холодильников в присутствии родильниц.
В коридоре отделения находятся 1-2 каталки. В отделении необходимо иметь настенные часы.
Выписные комнаты.
Выписные комнаты (раздельные для родильниц из физиологического и обсервационного отделений) следует размещать смежно с помещением для посетителей. Выписная комната должна иметь 2 двери (из послеродового отделения и из помещения для посетителей).
Переодевание новорожденного производят на пеленальном столе. Нельзя использовать для выписки родильниц приемные помещения акушерских отделений.
Отделение патологии беременных.
Отделение патологии беременных должно составлять не менее 30% расчетного количества акушерских коек родильного дома до полного удовлетворения потребности в них.
Планировка отделения патологии беременных должна предусматривать возможность транспортировки беременных в родовое физиологическое и обсервационное отделения (минуя другие отделения родильного дома) через приемные отделения, а также выход для беременных из отделения на улицу.
В манипуляционной размещают гинекологическое кресло для влагалищных исследований, 1 шкаф, 2 стола, кушетку, тумбочку, воздушный стерилизатор.
В манипуляционной необходимо иметь приборы для измерения артериального давления, тазомеры, сантиметровые ленты, стетоскопы, термометры в сосуде с дезинфицирующим раствором, флаконы с маслом вазелиновым, раствором йода спиртового 5%, йодоната 1% и т. д.; емкости с дезинфицирующим раствором для обработки оборудования и жесткого инвентаря: биксы со стерильными ватными и марлевыми шариками и палочками с ватой, перчатками (каждая перчатка пересыпана тальком и завернута в ветошь), обеззараженными клеенками; стерилизаторы с зеркалами гинекологическими, корнцангами, пинцетами и ложечками Фолькмана для осмотра шейки матки и взятия мазков; бикс со стерильными катетерами, эмалированные кастрюли с 1-2 станками для бритья волос и дезинфекции использованных станков, лезвия, стекла для мазков, лоток для отработанного материала, темную стеклянную банку с тройным раствором и корнцангом.
На тумбочке у раковины располагают эмалированные кастрюли с крышками с кипячеными щетками и для использованных щеток, темную стеклянную банку с тройным раствором и корнцангом; в тумбочке хранят пластмассовый кувшин и флакон аптечного приготовления с раствором калия перманганата 10%.
В этой манипуляционной производят наружное и внутреннее (влагалищное) акушерские исследования беременных женщин.
Всем беременным женщинам в день поступления должно быть произведено влагалищное исследование с обязательным осмотром шейки матки при помощи зеркал и взятием мазков на флору из уретры, цервикального канала и влагалища. При подозрении на предлежание плаценты влагалищное исследование производят при развернутой операционной.
В процедурной располагают 2 шкафа, 2 стола, кушетку, наркозный аппарат, холодильник для хранения микстур, мазей и т.д., штатив для переливания крови, сейф для медикаментов списка "А".
В одном шкафу хранят медикаменты, мензурки на эмалированном подносе для раздачи лекарств, во втором шкафу - тарелки для определения группы крови, чашки Петри, водяной термометр, 3-4 зажима Кохера, кастрюлю для водяной бани, стерильные системы для переливания крови; наборы хирургических инструментов для подсадки кожного лоскута (анатомические и хирургические пинцеты по 2, иглодержатели - 2, шовные иглы различного размера, ножницы - 2, скальпели - 2); набор для операции по поводу истмико-цервикальной недостаточности (влагалищное зеркало, подъемник, окончатые зажимы - 2, зажимы с мелкими зубчиками, анатомические и хирургические пинцеты по 2, ножницы прямые и изогнутые длинные, иглодержатель, скальпель, шовные иглы различного размера); набор для снятия швов (анатомический и хирургический пинцеты, ножницы, пинцет для снятия скобок). Сыворотки для определения группы крови хранят в холодильнике. Шовный материал (кетгут, шелк) хранят в банках с притертыми пробками.
На одном столе размещают: биксы со стерильными ватными и марлевыми шариками и палочками с ватой, масками, подкладными пеленками клеенками; стерильные шприцы и иглы; темную стеклянную или фарфоровую банку со стерильным корнцангом в тройном растворе; штатив для пробирок, лоток для отработанного материала; флаконы с притертыми пробками со спиртом этиловым 95% и раствором йода спиртового 5% или йодоната 1%. Второй стол используют при подсадке кожного лоскута, переливании крови и т. п.
На тумбочке у раковины располагают эмалированные кастрюли с кипячеными щетками и для использованных щеток, стерильный корнцанг в темной стеклянной банке с тройным раствором; эмалированную емкость для погружения шприцев в дезраствор. В процедурном кабинете необходимо иметь закрывающуюся емкость с дезинфицирующим раствором для обработки оборудования и жесткого инвентаря.
В процедурном кабинете производят забор крови из вены для анализов, инъекции беременным, переливание крови, подсадку кожного лоскута и т. д.
Обсервационное отделение.
Число коек обсервационного отделения должно составлять 20-25% расчетного количества коек акушерских отделений родильного дома.
Оснащение и организация работы обсервационного отделения должны соответствовать основным принципам физиологического отделения. Палаты для беременных и родильниц в обсервационном отделении, по возможности, должны быть профилированы. Недопустимо размещение беременных женщин и родильниц в одной палате. В приемном отделении необходимо иметь набор средств для обработки женщин, страдающих педикулезом.
При рождении детей с аномалиями развития, недоношенных с признаками внутриутробной инфекции, в случае родов мертвым плодом, а также при наличии у матери хронических или острых воспалительных заболеваний в конце беременности и в родах, длительном безводном промежутке (более 12 часов) послед направляют на морфологическое исследование.
В соответствии с действующими нормативными документами главным врачом родильного дома (больницы) разрабатываются и утверждаются должностные инструкции о работе каждого врача (акушера-гинеколога, педиатра, анестезиолога-реаниматолога и др.), среднего и младшего медицинского персонала, а также режим дня работы каждого подразделения (отделения) родильного дома.
Предлагается примерный режим дня послеродовых отделений родильного дома (акушерских отделений больниц).
Примерный режим дня послеродовых отделений
5 час 30 мин - 6 час 00 мин - проветривание палат, мытье рук и грудных
желез, смена рубашек и полотенец
6 час 00 мин - 6 час 30 мин - 1-е кормление детей
6 час 30 мин - 8 час 30 мин - туалет родильниц, уборка палат, кварце-
вание палат, выполнение назначений врача
8 час 30 мин - 9 час 15 мин - завтрак, уборка прикроватных тумбочек,
постелей, проветривание палат
9 час 15 мин - 9 час 30 мин - мытье рук и грудных желез родильниц
9 час 30 мин - 10 час 00 мин - 2-е кормление детей
10 час 00 мин - 10 час 10 мин - проветривание палат, подготовка к лечеб-
ной гимнастике
10 час 10 мин - 10 час 30 мин - лечебная гимнастика
10 час 30 мин - 12 час 00 мин - обход врачей, информация родильниц детс-
кими врачами о новорожденных
12 час 00 мин - 12 час 45 мин - уборка палат
12 час 45 мин - 13 час 00 мин - мытье рук и грудных желез родильниц и
проветривание палат
13 час 00 мин - 13 час 30 мин - 3-е кормление детей
13 час 30 мин - 14 час 00 мин - выполнение назначений врача
14 час 00 мин - 15 час 00 мин - обед
15 час 00 мин - 16 час 15 мин - тихий час, кварцевание палат
16 час 15 мин - 16 час 30 мин - мытье рук и грудных желез
16 час 30 мин - 17 час 00 мин - 4-е кормление детей
17 час 00 мин - 18 час 00 мин - туалет родильниц, измерение вечерней
температуры, выполнение назначений врача
18 час 00 мин - 19 час 00 мин - ужин
19 час 00 мин - 19 час 45 мин - уборка и проветривание палат
19 час 45 мин - 20 час 00 мин - мытье рук и грудных желез родильниц
20 час 00 мин - 20 час 30 мин - 5-е кормление детей
20 час 30 мин - 23 час 00 мин - свободный режим
23 час 00 мин - 23 час 30 мин - дополнительный туалет родильниц, мытье
рук, грудных желез, проветривание палат
23 час 30 мин - 24 час 00 мин - 6-е кормление детей
24 час 00 мин - сон
Организация работы отделения новорожденных детей в родильных домах (отделениях)
Общее количество коек отделения новорожденных детей в родильных домах (отделениях) составляет 105-107% расчетного количества коек послеродового отделения.
Палаты для новорожденных выделяют в физиологическом и обсервационном отделениях. В физиологическом отделении наряду с постами для здоровых новорожденных выделяют пост для недоношенных детей и детей, родившихся в асфиксии, с клиникой внутричерепной родовой травмы, детей, перенесших длительную внутриутробную гипоксию, новорожденных, родившихся при оперативных родах, при переношенной беременности (более 42 недель), имеющих клинику резус- и групповой сенсибилизации и других детей из группы риска (количество детей на этих постах должно соответствовать действующим нормативам).
Для неспециализированных родильных домов (отделении) количество коек поста для недоношенных детей, родившихся с клиникой родовой травмы и в состоянии асфиксии, соответствует 15% от количества коек послеродового отделения. Количество коек для новорожденных обсервационного отделения соответствует количеству послеродовых коек и должно быть не менее 20% от общего числа акушерских коек в стационаре.
Санитарная норма площади на 1 койку новорожденного физиологического отделения составляет 3,0 м2, в обсервационном отделении и в палатах для недоношенных детей и родившихся в асфиксии санитарная норма площади составляет 4,5 м2 на 1 койку ребенка.
В составе поста для недоношенных в родильном доме (отделении) организуют палату для интенсивного ухода за новорожденными детьми на 2-3 койки.
В обсервационном отделении находятся дети, рожденные в этом отделении, поступившие в родильный дом с матерью после родов, прошедших вне родильного дома (отделения), переведенные из-за заболевания матери из физиологического послеродового отделения, а также дети, родившиеся с тяжелыми уродствами, с проявлениями внутриутробной инфекции и родившиеся массой менее 1000 гр. В обсервационном отделении для таких детей выделяют отдельный изолятор на 1-3 койки; перевод заболевших детей из изолятора в детские больницы осуществляется в последующие сутки (после уточнения диагноза); новорожденные массой менее 1000 гр. переводятся не ранее 7 суток жизни.
Дети с гнойно-воспалительными заболеваниями подлежат переводу в детские больницы в день постановки диагноза.
В отдельный изолятор могут быть помещены дети, подлежащие усыновлению.
В отделении новорожденных выделяют отдельное помещение для пастеризации сцеженного грудного молока *(5), отдельную комнату для хранения вакцины БЦЖ, отдельное помещение для хранения чистого белья и матрацев, санитарные комнаты и комнаты (шкафы) для хранения инвентаря. Сестринские посты отделений новорожденных крупных родильных домов (отделений) полностью изолируют друг от друга, размещая их в разных концах коридора, максимально удаляя от туалетных комнат и буфетной.
Для соблюдения цикличности детские палаты должны соответствовать материнским, в одной палате помещают детей одного и того же возраста (с разницей в сроке рождения до 3 суток).
Для лучшей изоляции новорожденных большие палаты до потолка разделяют перегородками. Для хорошего зрительного контроля медицинского персонала за детьми среднюю часть перегородки делают стеклянной.
С общим коридором детские палаты сообщаются через шлюз, где устанавливается стол для медицинской сестры, два стула и шкаф для хранения суточного запаса белья, прошедшего автоклавирование. Разрешается устанавливать шкаф с бельем в коридоре у входа в шлюз.
Каждый медицинский пост имеет разгрузочную палату для детей, матери которых задерживаются на 1-2 дня после выписки основного числа детей и родильниц.
На каждом посту (с учетом двоен) для новорожденных устанавливают детские кровати на 1-2 кровати больше числа материнских, размещенных в послеродовом отделении; медицинские весы для взвешивания новорожденных детей, пеленальный стол (если отсутствуют условия пеленания детей в кроватке), тумбочку для белья, стол для весов и размещения медикаментов, необходимых для ухода за новорожденным ребенком. При отсутствии централизованной подачи теплой воды на постах для подмывания детей устанавливают педальные умывальники с теплой водой. Палаты оснащают стационарными (передвижными) бактерицидными лампами и обеспечивают стационарной подводкой кислорода и увлажнителями с дозиметрами давления и процентного содержания кислорода (на постах для здоровых детей по 2 выхода кислорода, а на посту для травмированных и недоношенных детей и в изоляторе обсервационного отделения - по числу коек: по 1 выходу на две койки).
При отсутствии стационарной подводки кислорода в коридоре около палаты травмированных и недоношенных детей и палат новорожденных обсервационного отделения располагают установленный в каркасе и прикрепленный металлическим крюком к стене кислородный баллон, от которого кислород подается к кроватям детей по удлиненной трубке с отводами.
На стене каждой палаты подвешивают настенный термометр. Температура в палатах должна поддерживаться в пределах 22-24° С, а влажность воздуха - 60% (постоянно контролируются). В детские кровати вкладывают матрацы с наглухо зашитыми клеенчатыми чехлами, которые после выписки ребенка подвергаются обработке в дезинфекционной камере. При использовании полотняных гамаков следят, чтобы они всегда были туго натянуты, смену гамаков производят через 2-3 дня или чаще, по мере загрязнения и обязательно после выписки каждого ребенка.
Рядом с раковиной на специальном столе с открытой нижней полкой размещают кастрюли с крышками с чистыми щетками для мытья рук, чистыми клизменными баллонами и газоотводными трубками, а на нижней полке - кастрюли для использованных щеток, клизменных баллонов и газоотводных трубок, а также почкообразный лоток. Все кастрюли на постах маркируют яркой масляной краской с указанием их назначения и принадлежности посту. При отсутствии сливных ванн для купания и подмывания новорожденных посты обеспечиваются большими эмалированными тазами с маркировкой: "для купания новорожденного".
В каждой палате для новорожденных выделяют специальный стол для размещения пастеризованного молока и питьевых растворов в бутылочках, в стерилизаторах - необходимые для этого предметы (соски, зонды - после кипячения, 10,0-20,0 г шприцы для вскармливания недоношенных детей). Здесь же помещают кастрюли с кипячеными баллонами для отсасывания слизи.
На нижней полке стола размещают кастрюли с использованными сосками, бутылочками для кормления и зондами, которые после окончания кормления постовая медицинская сестра выносит для мытья и обработки в комнату для пастеризации молока (отсек мытья посуды).
На одной из нижних полок пеленального стола в каждой палате помещают бутыль (из темного стекла с притертой пробкой) с дезинфицирующим раствором и небольшую эмалированную кастрюлю с ветошью, куда наливают дезраствор к каждому пеленанию детей, и почкообразный лоток для использованного материала *(6).
Медикаменты и предметы ухода за кожными покровами и слизистыми ребенка рекомендуют размещать на специальных лотках. Медицинские термометры полностью погружают в банку с 0,5% раствором хлорамина, перед употреблением их промывают в кипяченой воде и просушивают в пеленке.
Средства ухода за пуповиной и пупочной ранкой, кожными покровами и слизистыми новорожденного меняют к каждому пеленанию детей. Стерильный материал (ватные шарики, палочки с ватой, марлевые салфетки и тампоны, несколько свернутых небольших бинтов) помещают в круглую стерилизационную коробку (бикс), которую меняют 1 раз в сутки.
Лекарственные препараты, используемые для лечения новорожденных, на постах физиологического отделения не хранят, при необходимости медицинская постовая сестра использует их из суточных запасов палаты для недоношенных детей (приложение 4).
Медикаменты в палатах для интенсивного ухода помещают в специально выделенный медицинский шкаф. Палату (пост) интенсивного ухода обеспечивают специальным оборудованием (приложение 3).
В отделениях для новорожденных детей в комнате старшей медицинской сестры в закрытом шкафу (холодильнике) постоянно хранят 3-х и 10-дневные запасы медикаментов, питьевых растворов и стерильного материала *(7).
За каждым постом физиологического отделения закрепляют каталки с перегородками - ячейками на одного ребенка. Дно каждой ячейки выстилают индивидуальным плоским матрацем, обшитым клеенкой (дети, находящиеся на посту для травмированных и недоношенных и в обсервационном отделении, при отсутствии противопоказаний к грудному вскармливанию, подаются на кормление матерям на руках).
Отделение новорожденных полностью обеспечивают пеленками (20-25 пеленок на 1 ребенка в сутки). Общий запас белья для новорожденных в роддоме составляет 5 комплектов пеленок для каждого ребенка и 3 комплекта распашонок, матрацев, одеял и конвертов.
В отделении новорожденных детей выделяют отдельное помещение, состоящее из 3-х отсеков, для пастеризации и хранения грудного молока. В комнате работает специально подготовленная медицинская сестра, ответственность за работу которой несет старшая медицинская сестра и заведующий отделением новорожденных детей. В первом отсеке устанавливают подводку горячей и холодной воды и большую раковину для мытья бутылочек, из которых кормят детей, и кружек (банок) для сцеживания грудного молока. Во втором отсеке, где происходит пастеризация молока, устанавливают стол для подготовки посуды к стерилизации и разлива молока для пастеризации, холодильник для хранения непастеризованного молока. В третьем отсеке помещают стол для охлаждения пастеризованного молока и холодильник для хранения пастеризованного молока.
Комната должна быть оборудована:
- электрической или газовой плитой;
- двумя столами для чистой и использованной посуды;
- двумя холодильниками;
- банками и ведрами для сбора и кипячения посуды, молочных бутылочек (3 комплекта), стеклянных воронок и молокоотсосов (если ими пользуются);
- шкафом сухожаровым для стерилизации посуды;
- шкафом для хранения посуды, прошедшей кипячение или сухожаровую обработку.
Посуду для сбора грудного молока прикрывают стерильными марлевыми салфетками, выдают матерям перед каждым кормлением и собирают со сцеженным молоком после кормления.
Собранное грудное молоко разливают через предварительно прокипяченую воронку в молочные бутылочки емкостью не более 200 мл (более целесообразно по 30-50 мл для индивидуального использования), закрывают стерильными ватными тампонами и подвергают пастеризации в водяной бане (не более 5-7 минут от начала закипания воды, вода должна быть налита на уровень молока в бутылочках).
Бутылочки с молоком после пастеризации охлаждают до комнатной температуры (на столе для чистой посуды) и раздают детям или хранят в холодильнике (при температуре +4° С) не более 24 часов. Перед кормлением молоко подогревают на водяной бане.
Собранное у матерей молоко в ночные часы может оставаться в холодильнике для непастеризованного молока не более 12 часов.
Молоко от матерей с трещинами сосков и от родильниц обсервационного отделения сбору не подлежит.
За час до кормления медицинская сестра комнаты пастеризации и хранения грудного молока разливает индивидуально для каждого ребенка раствор глюкозы 5% или раствор глюкозы 5% с раствором Рингера (1/2) - по 10 - 20 мл, разносит бутылочки по палатам новорожденных и вместе с постовыми медицинскими сестрами поит детей. Через 10-15 минут бутылочки собирают и возвращают в комнату для пастеризации и хранения молока для последующего мытья и стерилизации.
Не допускается использование бутылочек для кормления новорожденных как емкость для хранения медицинских препаратов, дезинфицирующих средств, клея и др.
Сцеживание молока у родильниц при лактостазе организует акушерка послеродового отделения, используя электромолокоотсос, который устанавливают в помещении послеродового отделения. В этой же комнате устанавливают обычный ультразвуковой аппарат для профилактики лактостаза. Рядом с аппаратурой помещают бикс со стерильным материалом (ватные шарики, салфетки, палочки с ватой) для обработки соска грудной железы. В помещении обязательна подводка горячей и холодной воды для мытья рук и грудных желез родильниц.
В физиологическом и обсервационном отделениях выделяют помещения для мытья и сушки клеенок, чехлов и фартуков, временного хранения использованного белья и для хранения предметов уборки помещений. Необходимо выделять подсобные комнаты, в которых должны храниться маркированные баки или ведра с дезрастворами в рабочей концентрации; стол, утюг, таз и кувшин для мытья рук родильницам, находящимся на постельном режиме. Если в учреждении отсутствует горячее водоснабжение, то в этом помещении должна быть газовая или электрическая плита, на которой должен постоянно находиться бак с горячей водой (для грелок, подмывания детей и т. п.).
В отделениях новорожденных врачи-педиатры проводят ежедневный осмотр детей. В праздничные и выходные дни обход врача-педиатра обеспечивается за счет скользящего графика их работы. В родильных домах, где работает один врач-педиатр, в выходные, праздничные дни и в ночные часы осмотр новорожденных осуществляет дежурный врач акушер-гинеколог. При подозрении на заболевание или при ухудшении состояния ребенка, при необходимости обменного переливания крови и других обстоятельствах, требующих экстренного вмешательства, дежурный врач акушер-гинеколог вызывает врача-педиатра.
Перед началом работы весь медицинский персонал отделения новорожденных принимает душ и ежедневно меняет медицинский халат. Сменная обувь персонала должна хорошо протираться 0,5% раствором хлорамина. Не допускается работа персонала без чулок, носков или гольф и в тканной обуви. Через каждые 4 часа персонал обязан сменить медицинскую маску. Использованные, маски погружают на 30 мин. в специально выделенную посуду (кастрюлю, закрытую крышкой), наполненную 0,5% раствором хлорамина или другим дезинфицирующим средством.
Перед пеленанием детей врач и медицинская сестра моют руки щеткой с мылом и дезинфицирующим раствором. После каждого ребенка руки моют только с мылом. При пеленании детей медицинская сестра надевает клеенчатый фартук, который после каждого ребенка протирает дезинфицирующим раствором. Для обхода врача на посту выделяют специальный халат. Рукава халатов у врача и медицинской сестры должны быть закатаны выше локтя. В детских палатах запрещается работать с длинными ногтями, покрытыми лаком, в кольцах и часах.
Каждый ребенок при поступлении в отделение для новорожденных в течение первых 24 часов жизни находится под интенсивным наблюдением медперсонала. При приеме ребенка в палату медсестра сверяет документы (текст браслеток, медальона и истории развития новорожденного), отмечает в истории развития новорожденного точное время приема и особенности состояния ребенка (активный крик, наличие одышки, окраску кожных покровов при поступлении в отделение): взвешивает ребенка, записывает его массу тела и температуру в историю) развития новорожденного и расписывается о приеме ребенка.
При раннем переводе ребенка из родзала (в палату интенсивного ухода за новорожденным, в отделение для недоношенных, обсервационное отделение) медсестра, спустя 2 часа после рождения, проводит вторичную профилактику гонобленореи и расписывается об этом в истории развития новорожденного. Для этого необходимо иметь стерильные пипетки и ватные шарики.
После приема ребенка медсестра приступает к вторичной обработке новорожденного. Если позволяет состояние ребенка, она моет ему голову с мылом под проточной водой. Кожу обрабатывает стерильным вазелиновым или растительным маслом при помощи ватного тампона. Кожные складки ребенка смазывает раствором йода спиртового 2%. Область ягодиц и паховые области смазывает таниновой мазью 2%, затем на ребенка надевает легкую распашонку, подгузник (сложенная углом пеленка). В последующем смена распашонок производится ежедневно (при загрязнении - по потребности).
В осенне-зимнее время ребенка пеленают в одеяло или конверт с вложенным в него одеялом, а в жаркое время года - только в пеленки или конверт. Недопустимо применение подкладных клеенок. Все пеленки, используемые для новорожденных, должны обрабатываться в автоклавах. Их меняют по мере загрязнения и при пеленании перед каждым кормлением. У доношенных детей голову оставляют непокрытой. Со 2 дня доношенных детей пеленают с открытыми руками (свободное пеленание). В этом случае используют распашонки с зашитыми рукавами.
Утром перед первым кормлением медсестра подмывает детей, используя при этом детское мыло (этот кусок мыла применять для других целей запрещается), затем проводит термометрию и взвешивание детей, кладя каждого ребенка на новую пеленку. Температуру и массу тела по окончании туалета отмечает в истории развития новорожденного. После взвешивания ребенка сестра, предварительно вымыв руки с мылом, делает ему утренний туалет в следующей последовательности: обработка глаз, носовых ходов и лица, подмывание. Лицо, глаза и половые органы у девочек обрабатывает раствором кислоты борной 2% с помощью отдельных стерильных ватных шариков, доставаемых по мере надобности корнцангом из бикса. При обработке глаз (каждого в отдельности) легкие движения ватных шариков направляют от наружных углов глаз к внутренним, а при обработке половых органов - сверху вниз.
После 1-го утреннего кормления к сдаче дежурства все предметы ухода за ребенком постовой медицинской сестрой должны быть подготовлены к сдаче в централизованную стерилизационную или обеззаражены кипячением. При пеленании детей перед 3-м кормлением новорожденные дети осматриваются врачом.
Первые 3 дня ежедневно, а в последующем - каждый 3-й день медсестра смазывает складки кожи раствором йода спиртового 2%. С 3-4 дня кожу ребенка вокруг ногтей целесообразно смазывать раствором йода спиртового 2%. Глаза и кожу вокруг рта медицинская сестра обрабатывает раствором кислоты борной 2% перед каждым кормлением. Носовые ходы и наружные слуховые проходы прочищают только при необходимости стерильной ватой, скрученной жгутиком и смоченной в стерильном вазелиновом масле. Смазывание таниновой мазью кожи ягодиц и паховых областей производят при каждом пеленании, используя для этого одноразовые стерильные деревянные шпатели.
При задержке выписки ребенка по состоянию здоровья матери новорожденному по разрешению педиатра после 5-6 суток жизни организуют ежедневные купания с добавлением раствора калия перманганата 1:10000 (1 мл 5% раствора на 100 мл воды). Для этого используют сливные ванны или большие эмалированные тазы, маркированные "для купания новорожденных детей". Тазы перед употреблением двукратно обрабатывают одним из дезинфицирующих средств, ополаскивают водой и обязательно моют с мылом.
Обработку культи пуповины и пупочной ранки проводит врач-педиатр при ежедневном осмотре детей. Перед каждой обработкой пуповинного остатка или пупочной ранки врач и медицинская сестра моют руки с мылом и обрабатывают их спиртом этиловым 95%.
Ведение пуповинного остатка осуществляют открытым способом. Если при рождении на пуповинный остаток наложена повязка, то врач снимает ее на второй день жизни новорожденного при осмотре ребенка. Пуповинный остаток и кожу вокруг него обрабатывают ежедневно спиртом этиловым 95% (марлевыми тампонами), а затем раствором калия перманганата 5% (не трогая кожу). Пуповину каждого ребенка обрабатывают индивидуальной палочкой с ватой, которую смачивают в растворе калия перманганата 5% непосредственно перед употреблением. Если палочку с ватой опустить в раствор заранее, то раствор калия перманганата по краям высыхает и при этом образуются кристаллы, которые при обработке пуповины попадают на кожу и вызывают ожог кожных покровов. Если пуповинный остаток "сочный", плохо мумифицируется, то в первые дни при осмотре врач накладывает у основания пуповинного остатка дополнительную шелковую лигатуру, а медицинская сестра во время каждого пеленания обрабатывает пуповину раствором калия перманганата 5%, особенно тщательно обрабатывает кожу под скобкой Роговина.
При отпадении пуповинного остатка врач, а в его отсутствие медицинская сестра, обрабатывает пупочную ранку ежедневно последовательно: перекисью водорода 3% (капают пипеткой на область ранки, одновременно протирая ее палочкой с ватой), спиртом этиловым 95% (достают из специальной банки корнцангом марлевый тампон, берут его за край рукой, другим краем тушируют ранку) и раствором калия перманганата 5%, не трогая кожу вокруг пупочного кольца. При избыточном отделяемом из ранки на нее можно наложить стерильную повязку с гипертоническим раствором.
По окончании осмотра новорожденных врач-педиатр ежедневно сообщает матерям о состоянии детей и проводит с ними санитарно-просветительную работу. Ежедневно в часы, установленные администрацией, врач-педиатр дает сведения родственникам о состоянии детей.
Кормление детей
Первое прикладывание к груди здоровых новорожденных детей осуществляют через 4-2 часа после их рождения. Срок начала кормления грудью недоношенных детей и детей, перенесших асфиксию, родовую травму, стремительные роды, детей с проявлениями гемолитической болезни и другими патологическими состояниями определяют индивидуально, исходя из состояния ребенка.
При наличии дежурного врача (педиатр или акушер-гинеколог) при нормальных родах и физиологическом состоянии новорожденного разрешается прикладывание ребенка к груди матери в родзале через 15-20 минут после его рождения. Прикладывание новорожденного к груди матери осуществляет акушерка под контролем врача-педиатра или акушера-гинеколога.
Перед кормлением медсестра "молочной" комнаты раздает всем матерям стерильные банки или кружки, покрытые стерильными марлевыми салфетками.
Родильницы перед кормлением дважды моют грудные железы теплой водой с мылом и осушают их индивидуальными стерильными салфетками, выдаваемыми им перед каждым кормлением. В обсервационных отделениях перед кормлением детей всем матерям раздают медицинские маски.
Для лучшей изоляции белья новорожденного от постельного белья матери при кормлении все новорожденные укладываются на "подкладную клеенку", которая хранится у матери и меняется 2 раза в день. При достаточном количестве пеленок клеенку лучше заменить пеленкой, которую меняют к каждому кормлению. Сбор использованных пеленок производит санитарка отделения новорожденных.
При первом прикладывании ребенка к груди матери медицинская сестра сверяет фамилию, имя, отчество матери, номера кровати матери и ребенка. Предлагает матери перед кормлением надеть на голову косынку, вымыть руки и на стерильной пеленке (клеенке) укладывает новорожденного. Затем помогает матери приложить ребенка к груди. Во время кормления детей медицинская сестра отделения новорожденных обходит материнские палаты и наблюдает за правильностью кормления.
Первые 3 дня врач-педиатр или постовая медицинская сестра всем детям проводит контрольное взвешивание и при недостатке или отсутствии грудного молока у матери докармливает новорожденного в палате. Для докорма используют грудное молоко, прошедшее пастеризацию, которое в бутылочках с надетыми сосками приносит на пост медицинская сестра комнаты пастеризации и хранения молока (в ночные часы-постовая медицинская сестра).
При вялом сосании ребенка, отсутствии положительной динамики массы тела и при выписке новорожденного из родильного дома контрольное взвешивание проводится обязательно. С учетом наличия или отсутствия грудного молока у матери принимаются меры: проводится борьба с гипогалактией у матери и организация докорма новорожденного. Необходимую суточную потребность ребенка в грудном молоке в первую неделю жизни определяют по формуле А.Ф. Тура из расчета числа дней жизни, умноженному на 70 при массе тела до 3200 г и умноженному на 80 при массе тела более 3200 г. Более точно суточную потребность в пище ребенка первой недели жизни можно рассчитывать по формуле Г.И. Зайцевой, согласно которой ребенок в раннем неонатальном периоде должен получать за сутки грудное молоко в количестве, равном 2% массы тела при рождении, умноженному на день жизни. После 10 дней суточная потребность ребенка в молоке соответствует 1/5 массы его тела.
Количество пищи, необходимое недоношенному ребенку, определяют с учетом его индивидуальной особенности. Обычно в 1-й день жизни недоношенный ребенок должен получить на кормление 5-10 мл пищи, во 2-ой день - 10-15 мл, на 3 день-15-20 мл. В течение последующих дней суточный объем пищи недоношенного ребенка можно определять по формуле Роммеля: n+10 на каждые 100 г массы тела ребенка, где n-число дней жизни. После 10-го дня суточный объем пищи должен приближаться к 1/5 массы тела ребенка.
Более правильно расчет питания недоношенных детей следует проводить, исходя из калорийного коэффициента (необходимое количество калорий на каждый кг массы тела в сутки). В первые 3 дня жизни калорийный коэффициент составляет 30-60 ккал/кг массы тела; к 7-8 дню он составляет 70-80 ккал/кг массы тела; к 10-14 дню - 100-120 ккал/кг, в 1 месяц - 135-140 ккал/кг.
Число кормлений недоношенных детей устанавливают в зависимости от степени недоношенности и функциональной зрелости ребенка. Наиболее рационально кормить недоношенных детей 7-8 раз в сутки, только при глубокой недоношенности и заболевании ребенка можно увеличить число кормлений до 10 раз в сутки.
Перед употреблением молоко подогревают, ставя индивидуальные бутылочки в низкую кастрюлю с горячей водой. Разлив молока после пастеризации в отделении для новорожденных, как и кормление нескольких детей из одной бутылочки (даже с заменой сосок), категорически запрещается.
В физиологическом отделении (при создании строгих условий чистоты и стерильности) для кормления недоношенных детей и детей, получающих интенсивную терапию, под контролем врача-педиатра показана организация кормления детей нативным молоком матери.
Противотуберкулезная вакцинация детей
Об организации противотуберкулезной помощи детям см. Методические указания Минздрава СССР от 16 июля 1974 г. N 08-23/3
Первичную вакцинацию здоровых доношенных новорожденных осуществляют на 4-7 день жизни. Вакцину БЦЖ применяют внутрикожно в дозе 0,05 мг в объеме 0,1 мл.
Вакцину БЦЖ хранят в специально выделенной комнате в холодильнике под замком *(8).
В этой же комнате проводят обработку шприцев, разведение и забор вакцины в шприц, индивидуальный для каждого ребенка. Вакцинацию новорожденных проводят в утренние часы непосредственно в палате новорожденных после осмотра детей врачом-педиатром. В истории развития новорожденного врач отмечает отсутствие противопоказаний к вакцинации, а процедурная медицинская сестра указывает дату вакцинации и серию вакцины. Вакцинацию новорожденных проводит медицинская сестра, обученная в туберкулезном диспансере технике вакцинации и получившая допуск к работе.
При выписке ребенка из роддома сведения о вакцинации заносятся в обменную карту; каждую мать предупреждают, что в месте введения вакцины у ребенка через 4-6 недель может возникнуть папула, везикула или пустула размером 5-10 мм в диаметре, обработка которой противопоказана. Контроль за состоянием ребенка должен осуществлять только врач-педиатр.
Противопоказания к вакцинации новорожденных
-------------------------------------------------------------------------
| Допустимость прививки
Нозологические формы | с использованием вакцины
| БЦЖ-М
-------------------------------------------------------------------------
1. Гнойно-воспалительные заболева- После выздоровления через месяц
ния кожных покровов
2. Внутриутробное инфицирование, После выздоровления через 6
сепсис месяцев
3. Острые заболевания Не ранее 1 месяца после выздо-
ровления
4. Гемолитическая болезнь ново- После выздоровления через 6 ме-
рожденных сяцев при отсутствии анемии
5. Перинатальные поражения моз- После выздоровления по заклю-
га (при выраженных клиниче- чению врача-невропатолога через
ских проявлениях) 3 месяца
6. Врожденные ферментопатии Противопоказана
7. Иммунодефицитные состояния Противопоказана
8. Генерализованная инфекция ту- Противопоказана
беркулеза, выявленная у других
детей в семье
9. Недоношенные дети - масса При достижении нормативных
тела менее 2300 г при рожде- показателей
нии *(9)
10. Новорожденные, контактные с Через 10 дней после выписки
заболевшими токсико-септиче- из роддома вакциной БЦЖ
скими заболеваниями (при груп-
повом заболевании)
Выписка детей из отделения новорожденных
При неосложненном течении послеродового периода у родильницы и раннего неонатального периода у новорожденного, при отпавшей пуповине и хорошем состоянии пупочной ранки, положительной динамике массы тела ребенка и при условии правильного и своевременного патронажа мать с ребенком могут быть выписаны домой на 5-6 сутки после родов.
Перевод заболевших новорожденных и недоношенных детей в другие лечебные учреждения осуществляется согласно действующим нормативным документам.
Перед выпиской из родильного дома врач-педиатр в каждой палате проводит беседу с родильницами об уходе и вскармливании ребенка в домашних условиях, а дежурная медицинская сестра обязана обработать и перепеленать ребенка в палате дополнительно.
Температура воздуха выписной комнаты (22-24° С) ежедневно контролируется. Пеленание детей производится на специально установленных пеленальных столах, которые после каждого ребенка обрабатываются дезинфицирующим раствором (р-р хлорамина 1%), последний меняется ежедневно.
В выписной комнате медицинская сестра отделения новорожденных пеленает ребенка в принесенное домашнее белье, обучает мать пеленанию, обращает ее внимание на запись фамилии, имени и отчества на браслетках и медальоне, состояние кожных покровов и слизистых ребенка, рассказывает еще раз об особенностях ухода за новорожденным в домашних условиях. В истории развития новорожденного медицинская сестра отмечает время его выписки из родильного дома и состояние кожных покровов и слизистых, знакомит мать с записью. Запись удостоверяется подписями медицинской сестры и матери.
Медицинская сестра выдает матери медицинское свидетельство о рождении (ф. 103/у) и обменную карту родильного дома, родильного отделения больницы (ф. 113/у) со сведениями о новорожденном.
Приказом Минздрава РФ от 26 декабря 2008 г. N 782н утверждена и введена в действие с новая форма N 103/у-08 "Медицинское свидетельство о рождении"
Для соблюдения необходимой преемственности в обслуживании новорожденного между родильным домом и детской поликлиникой врач-педиатр родильного дома обязан отметить в обменной карте основные сведения о матери: состояние ее здоровья, особенности течения беременности и родов, имевшие место оперативные вмешательства, оценку новорожденного по шкале Апгар, мероприятия, проводимые в родзале (если ребенок в них нуждался). В обменной карте отмечаются также особенности течения раннего неонатального периода: время отпадения пуповины и состояние пупочной ранки, масса тела и состояние на момент рождения и при выписке, дата вакцинации и серия вакцины БЦЖ (если не делали - обоснование ее отвода), данные лабораторных и других обследований (на фенилкетонурию, муковисцидоз и т. д.).
В случае несовместимости крови матери и новорожденного по резус-принадлежности или по АВО-системе в обменной карте отмечают резус-принадлежность, группу крови матери и ребенка и показатели крови в динамике. При гипогалактии у матери об этом указывают в обменной карте, дают рецепт на донорское молоко для ребенка. В случаях асфиксии, родовой травмы, заболевания ребенка в обменной карте указывают не только диагноз, данные обследования ребенка и проведенное лечение, но и рекомендации по дальнейшему ведению ребенка, вскармливанию, проведению лечебных мероприятий.
Наряду с обменной картой, выдаваемой матери на руки, старшая медицинская сестра отделения новорожденных сообщает в день выписки ребенка по телефону в детскую поликлинику по месту его проживания (кроме иногородних) основные сведения о выписанном ребенке - для проведения более быстрого первого патронажа на дому - и отмечает в журнале отделения (палаты) для новорожденных детей дату выписки и фамилию сотрудника поликлиники, принявшего телефонограмму.
Выписку новорожденных желательно осуществлять в торжественной обстановке. Необходимо обеспечить молодую мать брошюрами и рекомендациями но уходу, вскармливанию и воспитанию новорожденного ребенка.
В отделении новорожденных строго выполняется санитарно-противоэпидемический режим, четко выполняются правила действующих нормативных документов.
Рекомендуется примерный распорядок дня в отделении (палате) новорожденных.
Примерный распорядок дня отделения (палаты) новорожденных
4.30 - 6.00 Утренний туалет детей, взвешивание, измерение температуры
тела, подготовка к кормлению, выполнение назначений.
Влажная уборка коридора и подсобных помещений.
6.00 - 6.30 Первое кормление детей. Влажная уборка палат.
7.00 - 8.00 Стерилизация предметов ухода, обработка пеленального сто-
ла, медицинских столиков, весов.
8.30 - 8.45 Передача дежурства постовым медсестрам в присутствии
старшей сестры.
8.45 - 9.30 Пеленание детей.
9.30 - 10.00 Второе кормление детей, получение чистого белья. Приго-
товление дезрастворов.
10.00 - 13.00 Врачебный обход. Обработка и пеленание детей.
13.00 - 13.30 Третье кормление детей. Влажная уборка палат. Смена куве-
зов.
13.30 - 15.00 Выполнение дневных назначений. Оформление историй разви-
тия новорожденных и др. мед. документации. Выписка детей
домой
15.00 - 15.45 Сбор и передача матрацев в дезкамеру после выписки детей.
Заливка палат (экспозиция 2 часа).
15.45 - 16.30 Пеленание детей. Измерение температуры тела.
16.30 - 17.00 Четвертое кормление детей.
17.30 - 18.45 Мытье палат после заливки. Обработка кувезов и предметов
кислородотерапии.
18.45 - 20.00 Пеленание и вторичная обработка детей.
20.00 - 20.30 Пятое кормление детей. Влажная уборка палат.
20.30 - 21.30 Мытье клеенчатых чехлов и фартуков.
21.30 - 23.30 Пеленание детей. Выполнение назначений. Влажная уборка
коридора и подсобных помещений.
23.30 - 24.00 Шестое кормление детей. Влажная уборка палат.
Примечание:
- во время каждого кормления открывают фрамуги, кварцуют палаты, протирают кровати дезраствором. После этого сестра помогает матерям кормить детей;
- после каждого кормления собирают и сбрасывают белье;
- каталки перед кормлением обрабатывают дезраствором, после кормления - кварцуют в течение 20-30 мин.;
- трехразовые инъекции рекомендуется проводить в 8-16-24 часа, двухразовые - в 8 и 20 часов, одноразовые - в 20 часов;
- смену масок производят 4 раза в сутки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.