Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 2 сентября 2013 г. N Ф05-10212/13 по делу N А40-115101/2012

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах города федерального значения, заключенный до 2011 г. в целях строительства, реконструкции объекта недвижимости, в некоторых случаях может быть расторгнут досрочно в одностороннем порядке соответствующим органом госвласти или местного самоуправления. В частности, если допущено определенное существенное нарушение условий договора аренды.

Кассационная инстанция пришла к выводу, что споры по поводу одностороннего расторжения таких договоров соответствующим органом являются экономическими (гражданско-правовыми). Следовательно, они должны рассматриваться по правилам искового производства, а не как дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (гл. 24 АПК РФ).

Предусмотренные гл. 24 АПК РФ дела составляют самостоятельную категорию. Они рассматриваются в порядке административного судопроизводства. Предметом разбирательства здесь являются конфликты, возникающие из публичных правоотношений, в которых стороны находятся в отношении субординации, т. е. власти и подчинения. Задачей суда по этим делам является разрешение спора о законности правового акта или действия (бездействия) властного органа (должностного лица).

Спор, связанный с заключением, расторжением или ненадлежащим исполнением договора, разрешается в рамках искового производства. Арендные, т. е. гражданско-правовые отношения, основаны на равенстве участников, свободе договора.

Действия арендодателя в лице госоргана являются гражданско-правовыми, а не административными. А уведомление о расторжении договора аренды земли, направленное арендодателем в лице госоргана, не является ненормативным правовым актом.

Также суд округа отметил, что законом предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора по поводу расторжения указанного выше договора аренды земельного участка.

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 2 сентября 2013 г. N Ф05-10212/13 по делу N А40-115101/2012