г. Москва |
|
14 октября 2014 г. |
Дело N А41-1946/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 7 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2014 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Калининой Н. С.,
судей Волкова С. В., Комаровой О. И.,
при участии в заседании:
от истца - Комитета лесного хозяйства Московской области: не явился, извещен,
от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Кутузовский залив": не явился, извещен,
рассмотрев 7 октября 2014 года в судебном заседании кассационную
жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области
на решение от 14 апреля 2014 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Уваровым А.О.,
на постановление от 22 июля 2014 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Коноваловым С.А., Епифанцевой С.Ю., Огурцовым Н.А.,
иску Комитета лесного хозяйства Московской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Кутузовский залив"
об обязании составить проект освоения лесов
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Кутузовский залив" (далее - ООО "Кутузовский залив", ответчик) об обязании ответчика в течение 60 календарных дней составить проект освоения лесов на лесной участок площадью 8, 8 га, расположенный по адресу: Московская область, Истринский муниципальный район, Истринское лесничество, Новоиерусалимское участковое лесничество, квартал N 2*И), выделы 12-16, 24, кадастровый номер 50:08:0040230:23, обязании получить положительное заключение государственной экспертизы на указанный проект.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14 апреля 2014 года по делу N А41-1946/14 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Десятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 11.07.2014 решение суда оставил без изменения.
При этом, суды исходили того, что возможность понуждения арендатора представить проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы законом не предусмотрена, договором порядок его подготовки не согласован.
Законность вынесенных судебных актов проверяется в порядке ст. ст. 274, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Комитета лесного хозяйства Московской области, который просит об отмене решения и постановления, принятии нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование кассационной жалобы Комитет лесного хозяйства Московской области указывает, что лесным законодательством предусмотрено использование лесов только на основании проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной экспертизы, и соответственно, его обязательное составление и направление на государственную экспертизу лицами, использующими леса, использование арендованного участка ответчиком подтверждается материалами дела.
Заявитель полагает, что условия договора аренды лесного участка (п. 3.4. пп "в" договора) также предусматривают такую обязанность арендатора, в соответствии с которыми проект освоения лесов с заключением экспертизы должен быть представлен арендатором в течение года с момента регистрации договора, то есть до 20.04.2013. Ответчиком не представлено ни одного доказательства, подтверждающего, что им вообще предпринимались какие-либо действия направленные на составление проекта освоения.
От ООО "Кутузовский залив" отзыва на кассационную жалобу не поступило.
В судебное заседание кассационной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о его месте и времени извещены надлежащим образом (информация о судебном заседании размещена на официальном сайте суда в сети Интернет), что в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив в пределах требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения норм материального и процессуального права судами при рассмотрении дела и принятии судебных актов, соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит жалобу подлежащей удовлетворению.
При рассмотрении дела арбитражные суды установили, что ООО "Кутузовский залив" является собственником 5 объектов недвижимости базы отдыха, которые представляют собой летние домики, расположенные по адресу: Московская область, Истринский район, Бужаровский с.о., Западный берег Кутузовского залива, б/о лилия, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 06.09.2007.
База отдыха ООО "Кутузовский залив" расположена на землях лесного фонда Истринского лесничества, Новоиерусалимского участкового лесничества, в квартале 2-И, выдела 12, 13, 14, 15, 16, 24 площадью 8,8 га, находящегося в Московской области, Истринского муниципального района, в границах кадастра (кадастровый номер земельного участка 50:08:040230:23).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 14.09.2011 по делу N А41-24306/11 признан незаконным отказ Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва Федерального агентства лесного хозяйства от 29.04.2011 N 10/2033 в заключении договора аренды лесного участка, общей площадью 8,8 га, с кадастровым номером 50:08:0040230:23, расположенного по адресу: Московская область, Истринский район, Истринское лесничество, Новоиерусалимское участковое лесничество, квартал N 2-И, выдела 12-16, 24 без проведения аукциона. Суд обязал Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва Федерального агентства лесного хозяйства предоставить ООО "Кутузовский залив" без проведения аукциона лесной участок, общей площадью 8,8 га, с кадастровым номером 50:08:0040230:23, расположенного по адресу: Московская область, Истринский муниципальный район, Истринское лесничество, Новоиерусалимское участковое лесничество, квартал N2-И, выдела 12-16,24 на основании договора аренды лесного участка для рекреационных целей сроком на 49 лет, форма которого утверждена Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 12.02.2010 N 48 "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора аренды лесного участка".
Во исполнение данного решения Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва заключило с ООО "Кутузовский залив" подписан договор аренды лесного участка N 50-1565С-04-07-0704 от 02.02.2012 общей площадью 8,8 га, с кадастровым номером 50:08:0040230:23, расположенного по адресу: Московская область, Истринский муниципальный район, Истринское лесничество, Новоиерусалимское участковое лесничество, квартал N2-И, выдела 12-16,24 на основании договора аренды лесного участка для рекреационных целей сроком на 49 лет.
Договор зарегистрирован в установленном порядке 20.04.2012.
Согласно пп. "в" п. 3.4. договора арендатор обязался в течение года после регистрации договора аренды в установленном законом порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной и муниципальной экспертизы.
В связи с невыполнением арендатором указанного пункта договора Комитет лесного хозяйства Московской области обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
В соответствии со ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 1 ст. 89 Лесного кодекса Российской Федерации).
В п.п. 28, 29 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 (далее - Состав проекта освоения лесов и порядка его разработки) предусмотрено, что проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
Проект освоения лесов составляется на виды использования лесов, которые установлены договором аренды лесного участка или свидетельством о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование. Разделы проекта освоения лесов (из указанных в главе II настоящего документа), не относящиеся к разрешенному виду использования лесов согласно договору аренды лесного участка или решению о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, не разрабатываются.
В п. 3 указанного Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки предусмотрено, что проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
В силу ч. 1 ст. 24 Лесного кодекса Российской Федерации невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Согласно п. 2 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, невыполнение гражданином, юридическим лицом, осуществляющими использование лесов, проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком.
Отказывая в удовлетворении иска, суды исходили из того, что возможность понуждения арендатора представить проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы законом не предусмотрена.
При этом, суд апелляционной инстанции указал, что стороны согласовав в договоре срок подготовки и утверждения проекта освоения лесов, не предусмотрели порядок его подготовки, условия их взаимодействия, сославшись на законодательство, однако законодательством предусмотрены лишь общие положения.
Из системного толкования ст. ст. 12, 24, 88, 89 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что правовым последствием непредставления арендатором проекта освоения лесов и невыполнения проекта является возможность досрочного расторжения договора аренды лесного участка.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает правомерным отказ в удовлетворении иска, поскольку у судов отсутствовали правовые основания для понуждения ответчика к составлению проекта освоения лесов.
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения, постановления.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем кассационная жалоба отклоняется.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 14 апреля 2014 года по делу N А41-1946/14, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2014 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Н.С.Калинина |
Судьи |
С.В.Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.