Приказ Минздрава СССР от 16 августа 1985 г. N 1096
"О мерах по улучшению нормирования труда
в системе Министерства здравоохранения СССР"
Совет Министров СССР и Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов приняли постановление от 6 июня 1985 г. N 540 "О мерах по улучшению нормирования труда в народном хозяйстве".
Совет Министров СССР и ВЦСПС отмечают, что нормирование труда приобретает все большее значение в решении экономических и социальных задач как средство эффективного использования трудового потенциала, повышения действенности хозяйственного механизма, доведения его принципов до первичных ячеек производства, каждого рабочего места, обеспечения соответствия размеров заработной платы трудовому вкладу работников.
Однако организация нормирования труда в народном хозяйстве еще не отвечает требованиям развития экономики на современном этапе. Совершенствование технологии, внедрение новой техники и улучшение организации труда не всегда сопровождаются заменой норм. Отрицательно сказываются на качестве нормирования крупные недостатки в учете трудовых затрат и потерь рабочего времени. Неудовлетворительно обстоит дело с нормированием труда повременно оплачиваемых рабочих, инженерно-технических работников и служащих, особенно в непроизводственных отраслях народного хозяйства. Не всегда в работу по улучшению нормирования труда вовлекаются трудовые коллективы.
Применение заниженных норм ведет к их значительному перевыполнению, не обеспечивает непосредственной связи с достижением плановых заданий по производительности труда, приводит к неоправданным выплатам денежных средств, снижает эффективность системы материального и морального стимулирования. В результате нормы еще по-настоящему не стали действенным средством обоснованного планирования и регулирования заработной платы.
В целях дальнейшего совершенствования нормирования труда и усиления его роли в мобилизации резервов роста производительности, повышения эффективности производства, последовательного осуществления социалистического принципа распределения по труду Совет Министров СССР и Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов постановляют:
1. Министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных и автономных республик, исполнительным комитетам краевых, областных, окружных, городских и районных Советов народных депутатов, руководителям объединений, предприятий, организаций и учреждений и соответствующим профсоюзным органам принять меры к коренному улучшению нормирования труда в производственных и непроизводственных отраслях народного хозяйства.
Всю эту работу проводить в тесной связи с осуществляемыми мероприятиями по совершенствованию хозяйственного механизма, расширению прав и усилению ответственности объединений, предприятий и организаций за конечные результаты их деятельности. Система нормирования труда должна способствовать активному внедрению достижений науки и техники, прогрессивной технологии и улучшению организации производства, развитию коллективных форм труда, снижению трудоемкости продукции.
Меры по повышению качества нормирования труда, широкому применению прогрессивных норм и нормативов нацелить на обеспечение экономически обоснованных соотношений между ростом производительности труда и заработной платы, усиление материальной заинтересованности работников, изыскание необходимых ресурсов для совершенствования тарифной системы.
Улучшение нормирования труда, пересмотр действующих норм проводить с широким участием рабочих и инженерно-технических работников в соответствии с Законом о трудовых коллективах.
Исходя из этого обеспечить в 1985 - 1986 годах:
а) проведение в объединениях, на предприятиях, в организациях и учреждениях планомерной проверки действующих норм выработки (времени) и обслуживания, имея в виду привести их в установленном порядке в соответствие с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда;
б) осуществление мероприятий по расширению сферы нормирования труда, разработки и применения межотраслевых и отраслевых норм и нормативов трудовых затрат для работников, занятых в торговле, материально-техническом снабжении, жилищно-коммунальном хозяйстве, бытовом обслуживании населения и других непроизводственных отраслях;
в) установление для рабочих-повременщиков нормированных заданий с указанием в них состава и объема работ, зон обслуживания, регламента выполнения заданий, исходя из технически обоснованных норм и нормативов трудовых затрат;
г) развитие и повышение эффективности коллективных форм организации труда на основе широкого внедрения укрупненных норм на законченный комплекс работ, изделие, единицу сельскохозяйственной и другой продукции, этап или объект строительства.
2. В целях обеспечения прогрессивного уровня норм установить, что:
а) нормы труда рабочим и служащим должны определяться в основном по единым и типовым нормам или нормам, рассчитанным по межотраслевым и отраслевым нормативам трудовых затрат. Использование поправочных коэффициентов, ослабляющих напряженность единых и типовых норм, а также норм, рассчитанных по межотраслевым или отраслевым нормативам, разрешается только с согласия вышестоящей по подчиненности организации и соответствующего профсоюзного комитета, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством;
б) действующие в объединениях, на предприятиях в организациях и учреждениях нормы выработки (времени) и нормы обслуживания подлежат обязательной проверке на соответствие достигнутому уровню техники и технологии, организации производства и труда в процессе аттестации рабочих мест. По итогам аттестации устаревшие нормы на работах, трудоемкость которых уменьшилась в результате общего улучшения организации производства и труда, пересматриваются в установленном порядке по согласованию с профсоюзными комитетами. При последующей рационализации рабочих мест, внедрении новой и совершенствовании действующей техники и технологии, организации производства и труда, проведении других хозяйственных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, применяемые нормы своевременно заменять новыми, соответствующими изменившимся условиям производства. Ошибочно установленные нормы пересматриваются по мере их выявления;
в) применение рабочим (служащим), бригадой по собственной инициативе новых приемов труда и передового опыта, совершенствование своими силами рабочих мест, повышение своего профессионального мастерства и достижение на этой основе высокого уровня выработки в период между аттестациями рабочих мест не являются основанием для пересмотра норм по решению администрации. Пересмотр норм в этих случаях может производиться по инициативе коллективов бригад, рабочих и служащих, за что они поощряются в установленном порядке.
3. Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам и Госстрою СССР совместно с ВЦСПС завершить в 1986 году работу по внесению изменений в межотраслевые единые и типовые нормы и нормативы трудовых затрат с учетом совершенствования техники и технологии, организации производства и труда.
Министерствам и ведомствам совместно с соответствующими центральными комитетами профсоюзов завершить в 1987 году проверку и пересмотр отраслевых (ведомственных) норм и нормативов трудовых затрат и обеспечить внедрение вновь разработанных и уточненных межотраслевых и отраслевых норм и нормативов при проведении аттестации рабочих мест в подведомственных объединениях, на предприятиях, в организациях и учреждениях.
4. Установить, что при утверждении централизованно разрабатываемых норм и нормативов трудовых затрат определяется срок их действия (но не более пяти лет) в зависимости от характера производства, технологического процесса и вида работ.
По мере совершенствования техники и технологии, организации производства и труда в нормы и нормативы вносятся соответствующие изменения, а по истечении срока их действия они подлежат обязательной проверке и при необходимости замене на новые.
5. Министерствам и ведомствам, осуществляющим строительство, обеспечить в 1985 - 1987 годах разработку, утверждение и внедрение на строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах укрупненных и комплексных норм трудовых затрат и расценок с включением в них технологически взаимосвязанных основных и подсобно-вспомогательных работ на основе применения прогрессивной технологии, максимальной механизации работ и научной организации труда.
Госстрою СССР в 6-месячный срок утвердить по согласованию с Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС методические указания о порядке разработки и применения укрупненных и комплексных норм на строительно-монтажные и ремонтно-строительные работы.
6. Министерствам, ведомствам, объединениям, предприятиям и организациям осуществлять на стадии проектирования технологических процессов расчет норм труда на основе использования вычислительной техники.
7. Признать необходимым повысить роль показателя трудоемкости продукции (работ) в планировании производства и труда, формировании средств на его оплату. В этих целях министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик:
устанавливать конструкторским, проектным и проектно-технологическим организациям предельные экономически допустимые уровни затрат труда на производство проектируемой продукции и технологические процессы;
определять в составе проектов на новые виды продукции и технологические процессы трудоемкость их производства;
обеспечить планомерное достижение проектной трудоемкости и дальнейшее ее снижение. Доводить до подведомственных объединений, предприятий и организаций ежегодно в планах экономического и социального развития задания по снижению трудоемкости выпускаемой продукции, а в отдельных отраслях промышленности - другие показатели трудовых затрат.
Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам и Госплану СССР с участием ВЦСПС в 6-месячный срок разработать и утвердить межотраслевые методические указания о порядке определения и применения показателя трудоемкости в планировании производства и труда, а министерствам и ведомствам с участием соответствующих комитетов профсоюзов на основе этих указаний в 6-месячный срок разработать и утвердить соответствующие отраслевые методические указания для подведомственных объединений, предприятий и организаций.
8. Установить, что начиная с 1987 года технические проекты на новые виды продукции без показателя трудоемкости их производства утверждению не подлежат.
Государственному комитету СССР по стандартам, министерствам и ведомствам СССР внести в 1985 году в стандарты и другие нормативно-технические документы, определяющие порядок создания и производства новой техники требования по применению показателя трудоемкости при разработке и изготовлении новых видов продукции.
9. Министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик, исполнительным комитетам краевых, областных, окружных, городских и районных Советов народных депутатов укрепить службы нормирования труда объединений, предприятий, организаций и учреждений, а также нормативно-исследовательские организации, занятые разработкой норм и нормативов трудовых затрат, укомплектовав их высококвалифицированными работниками. Расширить сеть этих нормативно-исследовательских организаций в непроизводственных отраслях народного хозяйства.
10. Госплану СССР и Министерству высшего и среднего специального образования СССР принять дополнительные меры по увеличению приема студентов в высшие учебные заведения для подготовки специалистов по организации и нормированию труда.
Министерству высшего и среднего специального образования СССР пересмотреть по согласованию с Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам учебные программы подготовки специалистов по организации и нормированию труда, приведя их в соответствие с современными требованиями теории и передовой практики организации и нормирования труда;
существенно расширить в учебных программах подготовки экономистов, инженеров и техников всех специальностей курс по организации и нормированию труда.
11. Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам совместно с ВЦСПС и с участием соответствующих министерств и ведомств разработать и утвердить в 1986 году положение об организации нормирования труда в народном хозяйстве.
Предусмотреть в указанном положении методические основы организации нормирования труда, порядок разработки, утверждения и применения межотраслевых, отраслевых и местных нормативных материалов по труду, а также порядок аттестации, замены и пересмотра норм, систему контроля за состоянием нормирования труда, порядок планирования и финансирования нормативно-исследовательских работ по труду.
12. В целях усиления заинтересованности рабочих во внедрении технически обоснованных норм труда впредь до введения новых тарифных ставок и должностных окладов предоставить право руководителям объединений, предприятий и организаций - в промышленности по согласованию с профсоюзными комитетами, а в других отраслях народного хозяйства - с разрешения министерств и ведомств и по согласованию с Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС:
устанавливать рабочим при переходе на работу по нормам, рассчитанным по межотраслевым, отраслевым и другим, более прогрессивным нормативам трудовых затрат, и по утвержденным в централизованном порядке укрупненным и комплексным нормам повышенные до 20 процентов сдельные расценки;
применять для рабочих-повременщиков при переходе на работу по нормированным заданиям, установленным исходя из технически обоснованных норм и нормативов по труду, повышенные до 10 процентов, а для рабочих, занятых ремонтом и изготовлением оборудования, инструмента, оснастки, обслуживанием автоматических и полуавтоматических линий, гибких автоматизированных производств, станков с числовым программным управлением и особо сложной строительной техники, повышенные до 20 процентов тарифные ставки.
На предприятиях машиностроения и металлообработки (независимо от ведомственной подчиненности), в ремонтно-механических, термических, кузнечно-прессовых, электроремонтных цехах и цехах металлоконструкций в черной и цветной металлургии, а также на работах с высокой интенсивностью труда в других производственных отраслях разрешить министерствам и ведомствам по согласованию с Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС вводить на подведомственных предприятиях для рабочих-сдельщиков повышенные до 30 процентов сдельные расценки.
Введение указанных повышенных расценок осуществлять за счет экономии фонда заработной платы, полученной от снижения трудоемкости продукции (работ) и пересмотра норм выработки (времени), а повышение тарифных ставок рабочих-повременщиков - за счет экономии фонда заработной платы, полученной при их высвобождении.
Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам по согласованию с Госпланом СССР, Министерством финансов СССР и ВЦСПС в 3-месячный срок установить порядок и условия применения повышенных расценок и тарифных ставок.
Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС осуществлять систематический контроль за правильным применением и эффективным использованием повышенных сдельных расценок и повышенных тарифных ставок рабочих-повременщиков.
13. Разрешить руководителям объединений, предприятий и организаций выплачивать за счет экономии по фонду заработной платы, полученной против установленного норматива или планового фонда заработной платы, работникам по нормированию труда надбавки к должностным окладам в размере до 50 процентов оклада за достижение высокого уровня нормирования труда в подразделениях. Указанные надбавки отменять при ухудшении качества работы.
Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам по согласованию с ВЦСПС в 6-месячный срок разработать и утвердить порядок и условия выплаты указанных надбавок.
14. В целях улучшения обеспечения объединений, предприятий, организаций и учреждений нормативными материалами по труду, научной, методической, справочной и другой литературой по труду и социальным вопросам поручить ее издание Государственному комитету СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Для выпуска указанной литературы создать в 1985 году в издательстве "Экономика" специальные редакции.
15. ЦСУ СССР по согласованию с Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и с участием заинтересованных министерств и ведомств внести в 1985 году в действующую статистическую отчетность по труду изменения и дополнения, вытекающие из настоящего постановления. Разработать и начиная с двенадцатой пятилетки ввести отчетность по нормированию труда на транспорте, в торговле, жилищно-коммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании населения, а также в социально-культурных отраслях народного хозяйства.
16. Министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик совместно с центральными комитетами и республиканскими советами профсоюзов представить в I квартале 1987 г. в Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС доклады о ходе выполнения настоящего постановления.
Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам:
а) доложить совместно с ВЦСПС в III квартале 1987 г. Совету Министров СССР о проделанной работе по выполнению настоящего постановления;
б) представлять ежегодно, начиная с 1986 г., совместно с ВЦСПС и ЦСУ СССР доклады в Совет Министров СССР о состоянии нормирования труда и выполнения важнейших заданий по внедрению научной организации труда в промышленности и строительстве. По другим отраслям народного хозяйства доклады по указанным вопросам представлять один раз в три года.
Министерствами здравоохранения союзных и автономных республик, органами здравоохранения, АМН СССР, главными управлениями и управлениями Минздрава СССР, В/О "Союзмедтехника", учреждениями, предприятиями и организациями системы Минздрава СССР проведена определенная работа в области нормирования труда работников во исполнение приказов Минздрава СССР от 29.09.78 г. N 918, от 20.04.79 г. N 435, от 22.07.82 г. N 711 и от 30.09.82 г. N 969. Осуществлены мероприятия по совершенствованию нормирования труда работников учреждений, предприятий и организаций, расширению сферы его применения, внедрению технически обоснованных норм выработки и трудовых затрат, применению в большом объеме межотраслевых норм и нормативов трудовых затрат. В отрасли функционирует система разработки и применения штатных нормативов медицинского и др. персонала учреждений здравоохранения.
К настоящему времени в результате проведенных мероприятий 98% работников учреждений здравоохранения охвачены нормированием и практически отсутствуют устаревшие штатные нормативы.
Вместе с тем, в области нормирования труда в системе Минздрава СССР имеются еще недостатки.
На некоторых промышленных предприятиях применяются опытно-статистические нормы, при этом на отдельных предприятиях их удельный вес превышает технически обоснованные нормы; не везде внедрены отраслевые нормы и укрупненные нормативы численности; не на всех предприятиях имеются планы пересмотра норм; на некоторых предприятиях не нормируется труд основных рабочих-повременщиков, а также вспомогательных рабочих; не проводится изучение затрат рабочего времени или проводится без учета требований основных методических положений по нормированию труда рабочих в народном хозяйстве.
При осуществлении зуботехнических работ не всегда применяются прогрессивные формы организации труда и производства, в том числе централизация литейных работ, не везде налажен учет выполнения норм времени зубными техниками, литейщиками и полировщиками, что приводит к искажению результатов фактического выполнения Единых ведомственных норм выработки.
В работе учреждений здравоохранения по профилактической дезинфекции, в ряде случае неправильно применяются Единые ведомственные нормы на работы по профилактической дезинфекции населенных пунктов, что приводит к завышению численности дезинфекторов, неравномерности их нагрузки и перерасходу материальных средств.
Продолжают иметь место случаи нарушения, в том числе Минздравами союзных республик, установленного порядка внесения предложений по изменению действующих и утверждению новых штатных нормативов и типовых штатов; проекты представляются без соответствующих обоснований, расчетов трудовых затрат, положений о структурных подразделениях и должностях, анализа статистических материалов и т.д.
Научно-исследовательские институты, являющиеся соисполнителями НИР по разработке штатных нормативов и расчетных норм нагрузки медицинского и фармацевтического персонала учреждений здравоохранения, недостаточно изучают вопросы организации медицинской помощи населению, не учитывают в разработках и не способствуют внедрению рациональных форм ее организации, направленных на более эффективное использование кадров.
При внесении предложений по увеличению штатов отдельных учреждений здравоохранения Минздрава союзных республик, местные органы здравоохранения не соблюдают установленный порядок представления материалов, продолжая практику представления материалов без предварительного рассмотрения в соответствующих подразделениях минздравов союзных республик, без достаточного обоснования, статистических материалов и расчетов трудовых затрат. Наряду с этим принимаются малоэффективные меры по внедрению в практику работы учреждений здравоохранения элементов НОТ, современной лечебно-диагностической аппаратуры, средств малой механизации, способствующих облегчению и повышению эффективности труда медицинского и фармацевтического персонала и рациональному использованию труда имеющихся кадров.
В некоторых случаях создаются учреждения и структурные подразделения с нарушением порядка их организации, без учета действующей номенклатуры учреждений здравоохранения, а в отдельных случаях в противоречие с действующей номенклатурой. Имеют место нарушения органами и учреждениями здравоохранения установленного порядка формирования документов по труду (отсутствуют справки о плановых показателях для расчета штатов, вместо которых иногда издаются приказы, расчеты максимального числа должностей положенных по действующим штатным нормативам не ведутся или ведутся не по установленной методике, нарушается форма и порядок составления штатных расписаний и т.д.).
Во исполнение постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС "О мерах по улучшению нормирования труда в народном хозяйстве" по согласованию с ЦК профсоюза медицинских работников приказываю:
1. Министрам здравоохранения союзных и автономных республик, Президенту АМН СССР, начальникам главных управлений и управлений Министерства здравоохранения СССР, В/О "Союзмедтехника", руководителям органов и учреждений здравоохранения, руководителям учреждений, организаций и предприятий союзного подчинения совместно с профсоюзными органами принять постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 июня 1985 г. N 540 к руководству и исполнению.
2. Министрам здравоохранения союзных республик, Президенту АМН СССР (т. Блохину Н.Н.), начальникам Главного управления по производству бактерийных и вирусных препаратов (т. Хлябичу Г.Н.), Главного аптечного управления (т. Клюеву М.А.), В/О "Союзмедтехника" (т. Русанову В.П.) совместно с соответствующими профсоюзными органами принять меры к коренному улучшению нормирования труда в подведомственных объединениях, на предприятиях промышленности и в организациях производственной сферы.
Всю эту работу проводить в тесной связи с осуществляемыми мероприятиями по совершенствованию хозяйственного механизма, расширению прав и усилению ответственности объединений, предприятий и организаций за конечные результаты их деятельности. Система нормирования труда должна способствовать активному внедрению достижений науки и техники, прогрессивной технологии и улучшению организации производства, развитию коллективных форм труда, снижению трудоемкости продукции.
Меры по повышению качества нормирования труда, широкому применению прогрессивных норм и нормативов нацелить на обеспечение экономически обоснованных соотношений между ростом производительности труда и заработной платы, усиление материальной заинтересованности работников, изыскание необходимых ресурсов для совершенствования тарифной системы.
Улучшение нормирования труда, пересмотр действующих норм проводить с широким участием рабочих и инженерно-технических работников в соответствии с Законом о трудовых коллективах.
В этих целях:
2.1. до 01.10.85 г. разработать и утвердить план проведения в объединениях, на предприятиях и в организациях проверок действующих норм выработки (времени) и обслуживания, имея в виду привести их в установленном порядке в соответствие с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда, а также наличия в объединениях, предприятиях и организациях планов пересмотра норм и нормативов до конца 1986 года.
2.2. совместно с профсоюзными органами обеспечить контроль за правильным применением повышений сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов работников, предусмотренных пунктами 12 и 13 вышеуказанного постановления.
2.3. осуществить перевод рабочих-повременщиков на работу по нормированным заданиям с указанием в них состава и объема работ, зон обслуживания, регламента выполнения заданий исходя из технически обоснованных норм и нормативов трудовых затрат;
2.4. обеспечить развитие и повышение эффективности бригадных форм организации и стимулирования труда на основе внедрения коллективных норм выработки (времени), обслуживания, оплаты труда по конечным результатам работы, дающих возможность более рационально использовать рабочее время и оборудование и снижать трудоемкость продукции, широкое применение хозрасчета;
2.5. осуществить мероприятия по расширению сферы нормирования труда, разработки и применение отраслевых норм и нормативов трудовых затрат для работников, занятых на вспомогательных работах;
2.6. укрепить службы нормирования труда, укомплектовав их высококвалифицированными работниками;
2.7. для обеспечения прогрессивного уровня норм руководствоваться положениями, предусмотренными п.2 вышеуказанного постановления.
3. Начальникам Главного управления по производству бактерийных и вирусных препаратов (тов. Хлябичу Г.Н.), Главного аптечного управления (тов. Клюеву М.А.), В/О "Союзмедтехника" (тов. Русанову В.П.) и директору ЦНОТздрава (тов. Матвеенко А.Ф.) в срок до 1 ноября 1985 г. разработать и представить в установленном порядке на утверждение план нормативно-исследовательских работ по труду на 1986 - 1990 гг., имея в виду:
3.1. расширение сферы нормирования труда на основе отраслевых и межотраслевых норм и нормативов трудовых затрат;
3.2. изучение практики применения отраслевых и межотраслевых норм и нормативов трудовых затрат в объединениях, на предприятиях промышленности и в организациях производственной сферы;
3.3. разработку и утверждение до 01.01.87 г. отраслевых методических указаний о порядке определения и применения показателя трудоемкости в планировании производства и труда и до 01.01.88 г. рекомендаций по организации нормирования труда работников для подведомственных предприятий и организаций на основе соответствующих межотраслевых методических указаний;
3.4. обеспечить систематическую проверку норм и нормативов трудовых затрат с учетом характера производства, технологического процесса и вида работ;
3.5. определить по 2 - 3 предприятиям, на которых будут проводиться апробации эффективности и качества разработок нормативных материалов по труду.
4. Начальнику Главного управления по производству бактерийных и вирусных препаратов (тов. Хлябичу Г.Н.):
4.1. включить в установленном порядке к 31.12.86 г. в ОСТ 42-1-83 "Регламент производства медико-иммунобиологических препаратов: содержание, порядок разработки, согласования, утверждения и изменения" требования представления в проектах экспериментально-производственных и производственных регламентов на новые МИБП показатели трудоемкости их производства. Без данных показателей НТД на новые МИБП с 1987 г. к утверждению не принимать;
4.2. обеспечить внесение показателя трудоемкости в утвержденные ранее регламенты производства при их переработке и пересмотре.
5. Начальникам Управления проектирования и капитального строительства (т. Ромашихину Ю.А.), Отдела государственной экспертизы проектов и смет (т. Мусориной А.Н.), Управления по внедрению новых лекарственных средств и медицинской техники (т. Бабаяну Э.А.) не допускать утверждения проектов на новые виды продукции и технологические процессы без определения их трудоемкости.
6. Директору Центра научной организации труда и управления производством (т. Матвеенко А.Ф.):
6.1. сформировать тематический план работ по нормированию труда, исходя из необходимости обеспечения выполнения мероприятий, предусмотренных настоящим приказом, по предприятиям промышленности и другим организациям производственной сферы, а также по инженерно-техническим работникам, служащим и хозяйственно-обслуживающему персоналу учреждений здравоохранения;
6.2. подготовить к 5 января 1987 г. проект доклада Министерства здравоохранения СССР о ходе выполнения постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 июня 1985 г. N 540 по кругу предприятий, организаций и учреждений, предусмотренных пунктом 6.1;
6.3. привести в установленном порядке структуру ЦНОТздрава, в соответствие с задачами, вытекающими из настоящего приказа, в срок до 15 декабря 1985 г.
7. Министерствам здравоохранения союзных республик совместно с соответствующими профсоюзными органами:
7.1. обеспечить проведение до 01.07.86 г. во всех органах и учреждениях здравоохранения проверки состояния нормирования труда, в т.ч. выдачу учреждениям справок о плановых показателях, наличие расчетов максимального числа должностей, положенных каждому учреждению здравоохранения по действующим штатным нормативам и типовым штатам, соблюдение номенклатуры учреждений здравоохранения, номенклатуры врачебных, средних, медицинских, провизорских, фармацевтических и др. должностей, профессий рабочих, правильности составления и ведения штатных расписаний, тарификационных списков, графиков работы, графиков чередования, наличие должностных инструкций по каждой должности, применение в практике работы прогрессивных форм организации труда, правильность применения Единых ведомственных и межотраслевых норм и нормативов и других положений, предусмотренных приказом Минздрава СССР от 22.07.82 г. N 715.
7.2. По результатам проверок:
7.2.1. принимать конкретные меры по устранению выявленных недостатков для обеспечения более рациональной расстановки и использования кадров медицинских, фармацевтических и др. работников, материальных и финансовых ресурсов в целях улучшения организации и повышения качества оказания медицинской помощи населению;
7.2.2. утвердить план мероприятий по улучшению нормирования труда в подведомственных органах и учреждениях здравоохранения, предусмотрев в нем, в частности, систематичность проведения проверок, заслушивание вопросов нормирования труда на заседаниях коллегий и медицинских советов, повышение квалификации руководящих работников и работников экономической службы органов и учреждений здравоохранения по вопросам нормирования труда;
7.3. принять необходимые меры к строгому соблюдению подведомственными органами и учреждениями здравоохранения порядка внесения предложений по разработке и изменению действующих штатных нормативов, типовых штатов и штатов отдельных учреждений, предусмотренного приказами Минздрава СССР от 20.04.79 г. N 435 и от 22.07.82 г. N 715;
7.4. принять необходимые меры к полному введению в учреждениях здравоохранения в соответствии с действующими типовыми штатами должностей планово-экономической службы, укомплектованию их квалифицированными кадрами и рассмотреть вопрос об укреплении этих служб в подведомственных органах здравоохранения.
7.5. о проделанной работе и о состоянии нормирования труда в системе министерства доложить Министерству здравоохранения СССР до 01.11.1986 г.
8. Главным управлениям и управлениям Минздрава СССР (тт. Москвичеву А.М., Гребешевой И.И., Ковшило В.Е., Сергиеву В.П., Клюеву М.А., Хлябичу Г.Н., Лакину К.М., Риго Е.П., Гаврилову О.К., Ромашихину Ю.А., Бабаяну Э.А.), Академии медицинских наук СССР (т. Блохину Н.Н.), Четвертому Главному управлению при Минздраве СССР (т. Шахматову В.И.), Отделу государственной экспертизы проектов и смет (т. Мусориной А.Н.), В/О "Союзмедтехника" (т. Русанову В.П.):
8.1. обеспечить выполнение мероприятий в области нормирования труда работников, предусмотренных настоящим приказом и приказами Минздрава СССР от 20.04.79 г. N 435 и от 22.07.82 г. N 715, в т.ч. по строгому соблюдению порядка разработки штатных нормативов, типовых штатов, расчетных норм нагрузки медицинского и другого персонала, участия соответствующих научно-исследовательских учреждений в этой работе, внесению предложений по изменению отдельных нормативов и установления штатов в индивидуальном порядке;
8.2. о проделанной работе по выполнению настоящего приказа и о состоянии нормирования труда в подведомственных и курируемых предприятиях, учреждениях и организациях представить доклады до 01.12.86 г., а Главным управлениям лечебно-профилактической помощи, лечебно-профилактической помощи детям и матерям, санитарно-эпидемиологическому и управлению по внедрению новых лекарственных средств и медицинской техники - 05.01.87 г. на основе проекта доклада представляемой ВНИИ социальной гигиены здравоохранения им. Н.А.Семашко.
9. Всесоюзному научно-исследовательскому институту социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н.А.Семашко:
9.1. совместно с Главным управлением лечебно-профилактической помощи (т. Москвичев А.М.) и Главным управлением лечебно-профилактической помощи детям и матерям (т. Гребешева И.И.) и Управлением по внедрению новых лекарственных средств и медицинской техники (т. Бабаян Э.А.) до 01.11.85 г. представить в установленном порядке на утверждение уточненный план НИР по нормированию труда работников учреждений здравоохранения на XII пятилетку;
9.2. совместно с Планово-финансовым управлением (т. Головтеев В.В.) до 01.12.85 г. рассмотреть вопрос об увеличении численности подразделений, занятых научно-исследовательскими работами в области нормирования и оплаты труда работников учреждений здравоохранения (НИЦТ и Отделение материального стимулирования) и принять меры к укомплектованию должностей в этих подразделениях квалифицированными работниками;
9.3. подготовить к 01.12.86 г. проект доклада Министерства здравоохранения СССР о ходе выполнения постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 июня 1985 г. N 540 по учреждениям здравоохранения и другим учреждениям и организациям непроизводственной сферы системы Минздрава СССР.
10. Ученому медицинскому совету (т. Гаврилов О.К.) в целях улучшения обеспечения органов, учреждений, организаций и предприятий системы здравоохранения нормативными материалами по труду справочной, методической и другой литературой по труду медицинских и фармацевтических работников, принять в установленном порядке необходимые меры к их своевременному и в необходимом тираже изданию издательством "Медицина".
11. Планово-финансовому управлению (т. Головтеев В.В.):
11.1. осуществлять систематический контроль за разработкой нормативных материалов по труду в подведомственных Минздраву СССР учреждениях;
11.2. при рассмотрении проектов и предложений по изменению действующих и новых штатных нормативов и типовых штатов учреждений здравоохранения, расчетных норм нагрузки медицинского, фармацевтического и другого персонала, отдельных ходатайств об установлении штатов в индивидуальном порядке строго руководствоваться порядком, установленным приказами Минздрава СССР от 20.04.79 г. N 435 и от 22.07.82 г. N 715;
11.3. подготовить к 01.02.87 г. сводный доклад Минздрава СССР о проделанной работе по выполнению постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 июня 1985 г. N 540.
12. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя Министра тов. Щепина О.П.
Министр |
С.П.Буренков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минздрава СССР от 16 августа 1985 г. N 1096 "О мерах по улучшению нормирования труда в системе Министерства здравоохранения СССР"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Минздрава России от 24 августа 2020 г. N 889 настоящий документ признан не действующим на территории РФ с 24 августа 2020 г.