г. Москва |
|
27 сентября 2013 г. |
Дело N А40-126107/12-152-815 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашева В. А.,
судей Агапов М. Р., Латыпова Р. Р.,
при участии в заседании:
от заявителя ООО "Инвестиционная компания Центр" - Косов С.И. - дов. от 21.02.2013 г., Выскубенко А.В. - дов. от 21.02.2013 г.
от ответчика ФНС РФ - Логинова О.А. - дов. от 16.10.2012 г. N ММВ-29-7/349
от третьего лица ИФНС России N 22 по г. Москве - Потаскаев П.Н. - дов. от 06.08.2013 г. N05-10/28810, Дмитриев А.Д. - дов. от 27.02.2013 г. N05-10/06865
рассмотрев 26 сентября 2013 г. в судебном заседании кассационные жалобы ИФНС России N 22 по г.Москве и Федеральной налоговой службы РФ
на решение от 18 февраля 2013 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Семушкиной В.Н.,
на постановление от 28 мая 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Кольцовой Н.Н., Лепихиным Д.Е., Марковой Т.Т.
по заявлению ООО "Инвестиционная компания Центр"
к Федеральной налоговой службе РФ
о признании незаконным решения от 27.08.2012 г. N АС-7-2/579@ и обязании предоставить лицензию
третье лицо ИФНС России N 22 по г. Москве
УСТАНОВИЛ:
ООО "Инвестиционная компания Центр" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Федеральной налоговой службы России (далее - ФНС России) об отказе в предоставлении лицензии для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, оформленного Приказом от 27.08.2012 г. N АС-7-2/579@ и обязании предоставить лицензию.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.02.2013 г., оставленного без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2013 г., заявленные требования удовлетворены.
Посчитав принятые по делу судебные акты незаконными, ФНС России и третье лицо, привлеченное к участию в деле - ИФНС России N 22 по г.Москве, обратились в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационными жалобами, в которых просят их отменить.
Законность вынесенных судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 284, 286 АПК РФ.
Представители налоговых органов в судебном заседании поддержали доводы поданных жалоб. Полагают принятые судебные акты незаконны и подлежат отмене как вынесенные с нарушением норм материального права.
Представители общества против доводов жалобы возражали, отметив законность вынесенных судебных актов. В материалы дела представлен отзыв, в котором выражается несогласие с изложенной подателями жалоб позицией.
Изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и отзыв на них, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены вынесенных судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество 25.06.2012 г. обратилось в ФНС России с заявлением о выдаче лицензии по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
В период с 04.07.2012 г. по 19.07.2012 г. ИФНС России N 22 по г. Москве была проведена внеплановая выездная проверка общества на предмет возможности выполнения лицензионных требований, по итогам которой составлен акт проверки от 19.07.2012 г. N 1.
По результатам изучения представленных документов и проведенной проверки ФНС России принято решение, оформленное Приказом от 27.08.2012 г. N АС-7-2/579@, об отказе в выдаче лицензии.
Посчитав вынесенный отказ незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
Согласно пункту 31 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах подлежит лицензированию.
В пункте 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 г. N 1130, приведены лицензионные требования и условия, которые должны быть соблюдены соискателем лицензии для ее получения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" стоимость чистых активов для организаторов азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах в течение всего периода осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр не может быть менее 1 миллиарда рублей.
Судами установлено, что стоимость чистых активов общества составляет 1 155 443 000 рубля.
Сведения о происхождении данных активов предоставлялись в ФНС России, а также были исследованы судами.
Податели жалобы ссылаются на то, что стоимость чистых активов общества переоценена последним, в частности переоценена стоимость чистых активов объектов незавершенного строительства.
Данная позиция была предметом исследования судов и установлено, что активы складывались следующим образом: по договору купли-продажи от 01.04.2010 г. N 1/2010 общество закупило у ООО "Камелот" комплектующие материалы для игрового и лотерейного оборудования в количестве 14 601 единиц на сумму 1 686 928 рублей. Указанные комплектующие оплачены обществом, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями.
В последующем, приобретенное оборудование передано обществом ЗАО "Теплосетевая компания" по договору от 02.04.2010 г. N 2010-04 для изготовления лотерейного оборудования, по окончании которых обществу передано 4 429 единиц лотерейного оборудования. Стоимость работ по договору составила 221 450 рублей, и была оплачена обществом.
Указанное лотерейное оборудование отражено обществом на 08 счете "Незавершенное строительство".
Судами установлено, что неотражение активов на счете 01 "Основные средства" обусловлено отсутствием лотерейной программы, необходимой для использования лотерейного оборудования, что также подтверждено показаниями руководителя общества и Бровкиной С.В., оказывающей услуги по ведению бухгалтерского и налогового учета, опрошенных ИФНС России N 22 по г. Москве и ИФНС России N 10 по г.Москве.
В последующем обществом проведена переоценка указанного лотерейного оборудования с привлечением независимого оценщика ООО "Союзинвестоценка", в соответствии с экспертным заключением которого от 31.12.2011 г. N 937-02/3 стоимость лотерейного оборудования на 01.01.2011 г. составляет 1 004 260 419 рублей.
Согласно статье 6 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" право на проведение оценки объекта оценки является безусловным и не зависит от установленного законодательством Российской Федерации порядка осуществления государственного статистического учета и бухгалтерского учета и отчетности. Данное право распространяется и на проведение повторной оценки объекта оценки. Результаты проведения оценки объекта оценки могут быть использованы для корректировки данных бухгалтерского учета и отчетности.
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. N 94н по кредиту счета 83 "Добавочный капитал" отражаются прирост стоимости внеоборотных активов, выявляемый по результатам переоценки их, - в корреспонденции со счетами учета активов, по которым определился прирост стоимости, то есть, как верно указано судами, устанавливается порядок отражения на счетах бухучета результатов переоценки внеоборотных активов, стоящих на счете 08, что дает основания о допустимости проведения переоценки таких активов. Действующие нормативные акты по бухгалтерскому учету не ограничивают состав имущества (активов) предприятия результаты переоценки которого могут отражаться в бухучете - п. 10.5 ПБУ 9/99 и п. 14.4 ПБУ 10/99.
Частью 3 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" установлено, что на территории Российской Федерации применяются международные стандарты финансовой отчетности (МФСО) и Разъяснения МСФО, принимаемые Фондом Комитета по Международным стандартам финансовой отчетности и признанные в порядке, установленном с учетом требований законодательства Российской Федерации Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.02.2011 г. N 107, документ международных стандартов признается подлежащим применению на территории Российской Федерации, если он обеспечивает выполнение задачи, по формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности.
Приказом Минфина России от 25.11.2011 N 160н на территории Российской Федерации введен в действие Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 32 "Финансовые инструменты: представление информации", целью которого является установление принципов, в соответствии с которыми финансовые инструменты представляются в составе обязательств или капитала, а также производится взаимозачет финансовых активов и финансовых обязательств (п. 2 МСФО (IAS) 32 "Финансовые инструменты: представление информации").
Также в указанном международном стандарте дано определение справедливой стоимости, согласно которому справедливая стоимость - это цена, которая была бы получена при продаже актива или уплачена при передаче обязательства при проведении операции на добровольной основе между участниками рынка на дату оценки.
Таким образом, суды пришли к законному выводу о правомерности проведенной обществом оценки основных средств и их последующем отражении на 08 счете.
Доводы подателей жалобы о невозможности применения в рассматриваемой ситуации Федерального закона от 27.07.2010 г. N 208-ФЗ, отклоняются судом кассационной инстанции как не соответствующие требованиям законодательства.
Судами также установлено, что основанием для отказа в предоставлении обществу лицензии послужило отсутствие в его бухгалтерской отчетности за период с 2009 г. по 2012 г. информации о доходах, достаточных для увеличения и оплаты уставного капитала.
Между тем, согласно части 2 статьи 17 Федерального закона от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" увеличение уставного капитала общества может осуществляться за счет имущества общества, и (или) за счет дополнительных вкладов участников общества, и (или), если это не запрещено уставом общества, за счет вкладов третьих лиц, принимаемых в общество.
Суды установили, что 15.11.2011 г. решением N 9 единственного участника общества Сорокина М.И. принято решение об увеличении уставного капитала общества за счет его имущества с 10 000 рублей до 100 000 000 рублей. Разница между стоимостью чистых активов общества и суммой уставного капитала и резервного фонда общества по состоянию на 31.12.2010 г. составила 1 155 143 000 рублей.
Увеличение уставного капитала было зарегистрировано в налоговой инспекции в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельствами о внесении записи в ЕГРЮЛ от 24.11.2011 г., уставом общества (новая редакция N 3).
При данных обстоятельствах суды пришли к верному выводу о незаконности действий ФНС России по отказу в выдаче обществу испрашиваемой лицензии.
У суда кассационной инстанции при данных обстоятельствах не имеется правовых оснований для отмены вынесенных судебных актов.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, были предметом исследования судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Иная оценка заявителем установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование закона не означают судебной ошибки.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушения норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18 февраля 2013 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 мая 2013 года по делу N А40-126107/12-152-815 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.А.Долгашева |
Судьи |
М.Р.Агапов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.