г. Москва |
|
02 октября 2013 г. |
Дело N А40-13845/13-41-129 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Стрельникова А.И.
судей Зверевой Е.А., Денисовой Н.Д.
при участии в заседании:
от истца - Авдеева М.В., доверенность б/номера от 12.04.2012 года;
от ответчика - Халилуллин Р.М., доверенность N 47/2013 от 09.01.2013 года;
от третьего лица - никто не явился, извещено,
рассмотрев 30 сентября 2013 г. в судебном заседании кассационную жалобу
ЗАО "Комбинат технической помощи и гаражного обслуживания"
на решение от 28 марта 2013 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Березовой О.А.,
на постановление 01 июля 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Румянцевым П.В., Марковой Т.Т., Кольцовой Н.Н.,
по заявлению ЗАО "Комбинат технической помощи и гаражного обслуживания" (ОГРН 1027700507120, 117556, г. Москва, Варшавское шоссе, д. 91)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ОГРН 1097746580822, 115191, г. Москва, ул. Б. Тульская, д.15), Департаменту земельных ресурсов г. Москвы (ОГРН 1037739510423, 115054, г.Москва, ул.Бахрушина, д. 20)
о признании незаконным решения и обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Комбинат технической помощи и гаражного обслуживания" обратилось с заявлением о признании незаконным решения Управления Росреестра по Москве (запись в ЕГРП от 29.10.2012 N 77-77-14/031/2012-149) о государственной регистрации ограничения права, установленного распоряжением Департамента земельных ресурсов города Москвы от 06.02.2012 N 471-05 ДЗР, на земельный участок с кадастровым номером 77:05:0003006:2 в виде запрета на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства на этом земельном участке, за исключением реконструкции объектов капитального строительства, использование которых предусмотрено ч. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации или реконструкция которых не приведет к изменению вида разрешенного использования земельного участка, а также об обязании Управления Росреестра по Москве погасить указанную запись о государственной регистрации и обратить решение к немедленному исполнению.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28 марта 2013 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 01 июля 2013 года в удовлетворении заявленных требований было отказано (т. 1, л.д. 124-126, 148-150).
Не согласившись принятыми решением и постановлением, ЗАО "Комбинат технической помощи и гаражного обслуживания" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, а также сослался на нарушение процедуры регистрации спорного обременения, так как регистрация обременения была произведена после регистрации права собственности ЗАО "Комбинат технической помощи и гаражного обслуживания" на спорный земельный участок. В заседании суда представитель ЗАО "Комбинат технической помощи и гаражного обслуживания" поддержал доводы кассационной жалобы в полном объёме.
Представитель Управления Росреестра по Москве в заседании суда против доводов кассационной жалобы возражал.
Представитель Департамент земельных ресурсов г. Москвы, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направил, что согласно ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ЗАО "Комбинат технической помощи и гаражного обслуживания" принадлежит на праве собственности здание общей площадью 185 кв.м. по адресу: г. Москва, ш. Варшавское, д. 91, стр. 1, здание площадью 316 кв.м. по адресу: ш. Варшавское, д. 91, стр. 2, здание площадью 32 кв.м. по адресу: ш. Варшавское, д. 91, стр. 9, здание площадью 95 кв. 5 по адресу: ш. Варшавское, д. 91, стр. 12, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ними о переходе прав на объект недвижимого имущества от 18.05.2010 N 19/023/210-457. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 11.04.2011 по делу N А40-37333/10-150-263 суд обязал Департамент земельных ресурсов города Москвы заключить с заявителем договоры купли-продажи земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером 77:05:0003006:2 площадью 1.429 кв.м. по адресу: г. Москва, Варшавское ш., вл. 91 - на условиях, указанных в резолютивной части решения суда.
17.08.2012 между заявителем и Департаментом земельных ресурсов города Москвы был заключен договор купли-продажи указанного земельного участка от N М-05-С01666, по которому заявителю был продан земельный участок с кадастровым номером 77:05:0003006:2 площадью 1.429 кв.м. по адресу: г. Москва, Варшавское ш., вл. 91, - по цене 8.490.923 руб. 66 коп., что составляет 20% от кадастровой стоимости участка (42.454.618 руб. 28 коп.).
29.10.2012 за N 77-77-14/031/2012-149 в Единый государственный реестр прав была внесена запись о государственной регистрации ограничения права, установленного распоряжением Департамента земельных ресурсов города Москвы от 06.02.2012 N 471-05 ДЗР, на названный земельный участок в части запрета на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства на указанном земельном участке, за исключением реконструкции объектов капитального строительства, использование которых предусмотрено ч. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ или реконструкция которых не приведет к изменению вида разрешенного использования земельного участка. Указанные обстоятельства и послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями, в которых, однако, было отказано, что подтверждается решением и постановлением по делу.
Принимая решение, судом было установлено, что 06.02.2012 Департаментом земельных ресурсов г. Москвы было издано распоряжение N 471-05 ДЗР "О предоставлении ЗАО "Комбинат технической помощи и гаражного обслуживания" в собственность земельных участков, имеющих адресный ориентир: г. Москва, Варшавское шоссе, вл. 91 (Южный административный округ города Москвы)", пунктом 2 которого установлено, что в соответствии с решением Арбитражного суда г. Москвы от 11.04.2011 по делу N 37333/10-150-263 Департамент земельных ресурсов г. Москвы представляет в собственность ЗАО "Комбинат технической помощи и гаражного обслуживания" земельные участки, относящиеся к категории земель населенных пунктов, с кадастровыми номерами: -77:05:0003006:2 пл. 1.429 кв.м., 77:05:0003006:3 пл. 4.916.99 кв.м. Таким образом, фактически названным распоряжением данный Департамент принял решение о передаче заявителю земельного участка, находящегося в собственности г. Москвы. Кроме того, в п. 3 распоряжения был установлен запрет на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства на указанном земельном участке, за исключением реконструкции объектов капитального строительства, использование которых предусмотрено ч. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ или реконструкция которых не приведет к изменению вида разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) до 01.07.2012 в соответствии с этим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, перечисленным в данном пункте лицам, в том числе коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения. Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона N 137-ФЗ, в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек одновременно с приобретением указанными в пункте 1 настоящей статьи лицами в собственность земельных участков, находящихся в государственной собственности, органы государственной власти могут устанавливать запрет на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений, расположенных на соответствующем земельном участке (далее - запрет на строительство, реконструкцию). В силу п. 1 ст. 7 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве", решением Правительства Москвы (уполномоченного им органа) о передаче в собственность земельных участков собственникам объектов капитального строительства или обладателям права постоянного (бессрочного) пользования, приобретаемых в соответствии со статьей 6 настоящего Закона, устанавливается запрет на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений на земельном участке. Пунктом 4.5 раздела 2 Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 11.03.2011 N 65-ПП, Департаменту предоставлены полномочия по принятию решений об установлении запрета на строительство. Причем полномочия Департамента земельных ресурсов города Москвы на установление запрета на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства на земельных участках, использование которых не предусмотрено частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ и реконструкция которых может привести к изменению вида разрешенного использования земельного участка, регламентированы нормами земельного законодательства. В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (Закон о регистрации), государственная регистрации перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП).
Таким образом, поскольку на момент издания распоряжения от 06.02.2012 N 471-05 ДЗР право собственности за обществом зарегистрировано не было, то отсутствуют основания для признания его права нарушенным. При этом факт внесения регистрационной записи об ограничении (обременении) права на основании распоряжения от 06.02.2012 N 471-05 ДЗР после перехода права собственности на земельный участок от города Москвы к обществу на основании законного распорядительного акта Департамента земельных ресурсов г. Москвы по передаче земельного участка не влечет за собой незаконные действия регистрирующего органа по регистрации обременений на этот участок.
Учитывая, что в настоящем случае право собственности продавца недвижимого имущества еще не было зарегистрировано в установленном законом порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в ЕГРП отсутствовала запись о государственной регистрации права на земельный участок), то Управление Росреестра по Москве правомерно зарегистрировал право собственности, перешедшее к покупателю недвижимого имущества, а затем ограничения (обременения) на него.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых актов судом были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда гор. Москвы от 28 марта 2013 года и постановление от 01 июля 2013 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-13845/13 оставить без изменения, а кассационную жалобу ЗАО "Комбинат технической помощи и гаражного обслуживания" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.И.Стрельников |
Судьи |
Е.А. Зверева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.