город Москва |
|
09 октября 2013 г. |
Дело N А41-41261/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Нужнова С.Г.
судей Кобылянского В.В., Стрельникова А.И.
при участии в заседании:
от истца - не явился, уведомлен
от ответчика - не явился, уведомлен
от третьего лица - не явилось, уведомлено
рассмотрев 02 октября 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Росимущества по Московской области (ответчика)
на решение от 29 декабря 2012 года Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Неяскиной Е.А.
и постановление от 01 июля 2013 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Шевченко Е.Е., Александровым Д.Д., Мордкиной Л.М.
по иску Администрации городского округа Звенигород Московской области
к Территориальному управлению Росимущества по Московской области
о признании права собственности отсутствующим
третье лицо: Управление Росреестра по Московской области
УСТАНОВИЛ: Администрация городского округа Звенигород Московской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - Территориальное управление Росимущества в Московской области) о признании отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50-49-01-19-37, площадью 1.500 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, г.Звенигород, ул.Московская, территория бывшего рынка, ссылаясь на отсутствие оснований для отнесения этого земельного участка к федеральной собственности и ошибочность, в силу этого, записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о Российской Федерации как собственнике спорного земельного участка, которая препятствует Администрации в реализации права по распоряжению этим земельным участком, в том числе по предоставлению его в аренду.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области).
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 декабря 2012 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 01 июля 2013 г., требования удовлетворены: право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50-49-01-19-37, площадью 1.500 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, г.Звенигород, ул.Московская, территория бывшего рынка, признано отсутствующим.
При принятии судебных актов суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что на спорном земельном участке не имеется объектов недвижимого имущества, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, в силу чего он относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, и что государственная регистрация права собственности Российской Федерации на него была произведена в отсутствие заявления уполномоченного федерального органа государственной власти.
В кассационной жалобе на вынесенные по делу судебные акты ответчик - Территориальное управление Росимущества в Московской области настаивает на своих доводах о том, что при установлении факта разграничения и отнесения земельных участков к соответствующему уровню собственности необходимо руководствоваться изначальным назначением земельного участка, в связи с чем государственная регистрация права федеральной собственности не может быть оспорена путем установления лишь факта ее осуществления при отсутствии соответствующего акта Правительства Российской Федерации об утверждении перечня земельных участков, отнесенных к федеральной собственности, по иску лиц, на право собственности в отношении этих земельных участков не претендующих; ссылается на отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о том, что истец является собственником или владельцем земельного участка, или подтверждающих нарушение каких-либо вещных права истца на спорный земельный участок, в связи с чем просит решение от 29 декабря 2012 г. и постановление от 01 июля 2013 г. отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о принятии кассационной жалобы Территориального управления Росимущества в Московской области к производству, о месте и времени судебного заседания была размещена на официальном Интернет-сайте суда: http:www.fasmo.arbitr.ru.
Надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства участвующие в деле лица явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие этих лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые ответчиком судебные акты отмене не подлежат в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, спорный земельный участок с кадастровым номером 50-49-01-19-37, площадью 1.500 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, г.Звенигород, ул.Московская, территория бывшего рынка, ранее по договору от 19.03.2002 г. N 33 был передан Администрацией в арендное пользование обществу с ограниченной ответственностью "Квартет-2002" (далее - ООО "Квартет-2002") сроком на пять лет под автостоянку.
Государственная регистрация договора аренды земельного участка от 19.03.2002 г. N 33 была произведена 22.04.2002 г. (запись регистрации N 50-01.49-01/2002-307.1).
Одновременно с государственной регистрацией договора аренды земельного участка от 19.03.2002 г. N 33 была произведена и государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок, являющийся предметом этого договора аренды (запись регистрации от 22.04.2002 г. N 50-01.49-01/2002-306.1).
Соглашением от 19.02.2004 г. между Администрацией и ООО "Квартет-2002" договор аренды земельного участка от 19.03.2002 г. N 33 расторгнут досрочно и земельный участок по акту от 19.02.2002 г. возвращен арендатором арендодателю.
Каких-либо объектов недвижимости, находящихся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на указанном земельном участке не имеется.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно разъяснениям, приведенными в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В соответствии с пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 этой же статьи земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю ранее было определено Федеральным законом от 17.07.2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", согласно которому основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю (часть 2 статьи 2).
Основания внесения земельных участков в соответствующие перечни, утверждаемые актами Правительства Российской Федерации, были установлены статьями 3, 4 и 5 названного Федерального закона.
В соответствии с Федеральным законом от 17.04.2006 г. N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" признан утратившим силу Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю", а также уточнены основания разграничения государственной собственности на землю, в связи с чем за органами местного самоуправления сохранено право распоряжения лишь теми земельными участками, которые не отвечают ни одному из критериев, позволяющих отнести их к соответствующему уровню собственности, установленных статьей 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Установив, что спорный земельный участок с кадастровым номером 50-49-01-19-37, площадью 1.500 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, г.Звенигород, ул.Московская, территория бывшего рынка, ни по одному из оснований, предусмотренных Федеральными законами "О разграничении государственной собственности на землю" и "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", не может быть отнесен к землям Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что он относится к земельным участкам, государственная собственность на которые еще не разграничена, не смотря на произведенную государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на этот участок, которая была осуществлена в отсутствие заявления уполномоченного государственного органа Российской Федерации, в связи с чем право истца по распоряжению этим земельным участком может быть восстановлено только путем признания права собственности Российской Федерации не него отсутствующим.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 29 декабря 2012 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 01 июля 2013 года по делу N А41-41261/12 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Росреестра по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.Г.Нужнов |
Судьи |
В.В.Кобылянский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 9 октября 2013 г. N Ф05-11841/13 по делу N А41-41261/2012