г. Москва |
|
24 октября 2013 г. |
Дело N А40-130173/12-130-1259 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2013 года.
|
|
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Борзыкина М.В., Кузнецова А.М.,
при участии в заседании:
от заявителя: ООО "Спорт Центр Резерв"- Кузьмин П.Н. доверенность от 28 мая 2013 года,
от заинтересованного лица: Департамент земельных ресурсов г. Москвы - Нагорная М.Ю. доверенность от 27 февраля 2013 года N ДГИ-Д-136/13, Павкин В.В. доверенность от 27 февраля 2013 года N ДГИ-Д-139/13,
от третьих лиц: Москомархитектура- извещено, представитель не явился,
Департамент природопользования и охраны окружающей среды - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 10-17 октября 2013 года в судебном заседании кассационные жалобы Департамента земельных ресурсов г. Москвы и ООО "Спорт Центр Резерв"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 28 февраля 2013 года,
принятое судьей Андрияновой С.М.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 05 июня 2013 года,
принятое судьями Кольцовой Т.Т., Лепихиным Д.Е., Марковой Т.Т.,
по заявлению ООО "Спорт Центр Резерв" (ОГРН: 1047796039323)
о признании незаконным отказа, обязании предоставить земельный участок в собственность
к Департаменту земельных ресурсов г. Москвы (ОГРН: 1037739510423)
третьи лица: Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы (Москомархитектура)(ОГРН 1027739900836), Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (ОГРН: 1037704036974),
УСТАНОВИЛ:
ООО "Спорт Центр Резерв" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов города Москвы, оформленного письмом от 03 июля 2012 года 33-5-10045/12/0/1, в предоставлении в собственность ООО "Спорт Центр Резерв" земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001100:6 площадью N 859 кв. м, расположенного по адресу: Москва, Чистопрудный бульвар, вл. 12, стр. 1, а также об обязании Департамента земельных ресурсов города Москвы предоставить земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001100:6 площадью 859 кв. м, расположенного по адресу: Москва, Чистопрудный бульвар, вл. 12, стр. 1 в собственность ООО "СпортЦентрРезерв" по цене в размере 12 121 453 руб. 80 коп. и направить договор купли-продажи земельного участка.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28 февраля 2013 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 июня 2013 года, заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ Департамента земельных ресурсов города Москвы, оформленный письмом от 03 июля 2012 года N 33-5-10045/12/0/1, в предоставлении в собственность ООО "Спорт Центр Резерв" земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001100:6 площадью 859 кв.м, расположенного по адресу: Москва, Чистопрудный бульвар, вл.12, стр.1. Обязал Департамент земельных ресурсов города Москвы подготовить и направить ООО "Спорт Центр Резерв" проект договора купли-продажи спорного земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001100:6 площадью 859 кв.м, расположенного по адресу: Москва, Чистопрудный бульвар, вл.12, стр.1 с установлением цены в размере двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу.
ООО "Спорт Центр Резерв", не согласившись с выводами судебных инстанций, настаивает на отмене их в части не указания в резолютивной части решения размера выкупной цены земельного участка и отсутствия указания на те действия, которые обязан совершить Департамент земельных ресурсов города Москвы. Таким образом, разрешив спор о праве, суд не определил, на какой момент должна определяться выкупная цена земельного участка и ее размер.
Департамент земельных ресурсов г. Москвы, в поданной кассационной жалобе просит судебные акты отменить по основаниям неправильного применения норм материального права, а именно статей 27, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178 ФЗ " О приватизации государственного и муниципального имущества", а также нормативных актов Правительства Москвы, определяющих статус спорного земельного участка. В силу указанных норм приватизации не подлежит земельный участок, находящийся как на территории памятника садово-паркового искусства в зоне N237, так и в заповедной зоне N8. Земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001100:6 площадью 859 кв. м, расположенный по адресу: Москва, Чистопрудный бульвар, вл. 12, стр. 1 находится в береговой полосе, которая включена в перечень пляжей и зон отдыха города Москвы.
В судебном заседании Департамент земельных ресурсов г. Москвы заявил ходатайство произвести замену Департамента земельных ресурсов г. Москвы на Департамент городского имущества г. Москвы.
Ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено.
В судебном заседании представитель ООО "Спорт Центр Резерв" поддержал доводы и требования кассационной жалобы. Высказал возражения по доводам жалобы Департамента.
В судебном заседании представитель Департамента городского имущества г. Москвы поддержал доводы и требования заявленной им кассационной жалобы.
Представитель Департамента городского имущества г. Москвы, в судебном заседании возражая против удовлетворения кассационной жалобы ООО "Спорт Центр Резерв" в связи с несогласием с судебными актами в полном объеме.
Федеральный арбитражный суд Московского округа, изучив материалы дела, заслушав и обсудив доводы и возражения сторон, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, находит судебные акты подлежащими отмене по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применением судами норм материального права.
Из установленных судами фактических обстоятельств по делу усматривается, что ООО "Спорт Центр Резерв" 28 июня 2012 года в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" было направлено заявление с приложением пакета документов, в соответствии с Приказом Министерства Экономического развития и торговли РФ от 30 октября 2007 года N 370, необходимых для принятия решения по вопросу выкупа - оформления договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001100:6 площадью 859 кв. м, находящегося по адресу: г. Москва, Чистопрудный бульвар, вл. 12, стр. 1.
Данный земельный участок находится в пользовании заявителя на основании договора долгосрочной аренды земельного участка N М-01-028787 от 23 мая 2005 года, заключенного ООО "Спорт Центр Резерв" с Департаментом земельных ресурсов г. Москвы (сроком действия на 25 лет). Право собственности заявителя на недвижимое имущество, расположенное на указанном земельном участке подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 08 апреля 2008 года серия 77 АЖ 495956.
Письмом от 03 июля 2012 года за номером 33-5-10045/12/0/1 Департамент отказал Обществу в оформлении договора купли-продажи в связи с тем, что в кадастровом паспорте на земельный участок установлен вид разрешенного использования: эксплуатация здания под административные цели, согласно данным кадастрового паспорта на здание: оздоровительный комплекс, а по выписке из ЕГРП на здание: ресторан.
Полагая, что отказ в заключении договора купли-продажи истребуемого земельного участка не соответствует закону и нарушает права ООО "Спорт Центр Резерв" обратилось с настоящими требованиями в суд.
Суд первой инстанции, при повторном рассмотрении апелляционный суд, признал незаконным отказ Департамента земельных ресурсов города Москвы в предоставлении в собственность ООО "Спорт Центр Резерв" спорного земельного участка, указав при этом на отсутствие законных оснований для отказа в выкупе обществу, имеющему исключительное право на приватизацию земельного участка, на котором расположено здание, принадлежащее последнему на праве собственности. Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из отсутствия доказательств того, что спорный земельный участок ограничен в обороте, какие-либо ограничения в приватизации спорного земельного участка отсутствовали; доказательств запрета на приватизацию Департаментом не представлено.
Между тем выводы судебных инстанций основаны на неправильном применении норм материального права.
Согласно пункту 1 статьи 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом. В соответствии с пунктом 2 статьи 15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность гражданам и юридическим лицам, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Как следует из пункта 2 статьи 27 ЗК РФ, земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пункт 12 статьи 85 ЗК РФ устанавливает правило, согласно которому земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В силу абзаца 4 пункта 8 статьи 28 Закона о приватизации отчуждению в соответствии с данным Законом не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 16 декабря 1994 года N 881 "Об утверждении зон охраны центральной части г.Москвы (в пределах Садового кольца)" и приложению N 2 к постановлению N 881 "Описание границ зон охраны центральной части г.Москвы в пределах Камер-Коллежского Вала" земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001100:6 имеющий адресные ориентиры: г. Москва, Чистопрудный бульвар, вл. 12, стр. 1 находится в заповедной зоне N 8.
Постановлением Правительства Москвы от 07 июля 1998 года N 545 "Об утверждении зон охраны центральной части г.Москвы (в пределах Камер- Коллежского Вала)" и приложению N 2 к указанному постановлению, содержащему описание границ зон охраны центральной части г.Москвы в пределах Камер-Коллежского Вала, указанный земельный участок входит зону охраняемого природного ландшафта. Кроме того, в силу указанного постановления данный земельный участок также полностью находится на территории зоны охраняемого культурного слоя.
На основании Описания границ зон охраны центральной части г.Москвы в пределах Садового кольца, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 16 декабря 1997 N 881, земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001100:56 полностью находится в зоне охраны памятников истории и культуры.
Таким образом, испрашиваемый земельный участок находится в заповедной зоне N 8, на территории объектов культурного наследия, на территории объединенной охранной зоны N 060, а также на территории памятника садово-паркового искусства в зоне N 237. Указанный земельный участок расположен на территории Чистопрудного бульвара, являющимся местом общего пользования неограниченного круга лиц.
Пунктами 4.4, 4.5 договора аренды земельного участка от 23 мая 2005 года N М- 01-028787 установлено, что передаваемый еще в 2005 году в аренду земельный участок находится в охранной зоне памятника архитектуры и входит в состав особо охраняемой природной территории N 237 и должен использоваться в соответствующем режиме и соответственно федеральному законодательству содержит запрет на приватизацию.
На основании пункта 12 статьи 1, пункта 12 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 9 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон, относятся к территориям общего пользования и входят в состав зон городских земель рекреационного назначения и не подлежат приватизации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 58 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительно и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.
Согласно данным базы ИС РЕОН в состав земельного участка площадью 859 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0001100:6 включена береговая полоса водного объекта.
Положение об информационной системе Реестра единых объектов недвижимости города Москвы, утверждено распоряжением Правительства Москвы от 22 декабря 2009 года N 3277-РП, таким образом, представленные в материалы дела схемы носят официальный характер, в данной базе содержатся официальные сведения и ее используют в работе государственные органы.
Пунктом 6 статьи 6 Водного кодекса РФ предусмотрено, что полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
Пунктом 8 статьи 27 Земельного кодекса РФ установлен запрет на приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 14 апреля 2009 года N 301-ПП "Об организации летнего отдыха и обеспечении безопасности населения на водных объектах города Москвы в 2009 году" данный пруд - как "Чистые пруды" включен в перечень пляжей и зон отдыха на воде в городе Москве. Данное постановление было принято в целях улучшения организации летнего отдыха граждан.
Распоряжением Правительства Москвы от 17 января 2012 года N 2-РП "О мерах по обеспечению безопасности людей на водных объектах и в местах массового отдыха в городе Москве" пруд на Чистопрудном бульваре входит в перечень мест зимнего отдыха в городе Москве. Данное распоряжение было принято в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, Законом города Москвы от 5 ноября 1997 года N 46 "О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Москвы от 5 августа 2008 года N 702-ПП "Об утверждении Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в городе Москве и Правил охраны жизни людей на водных объектах города Москвы" и в целях обеспечения безопасности в местах массового отдыха граждан в городе Москве в летний и зимний периоды.
В силу вышеуказанного, несостоятельны выводы судов относительно отсутствия доказательств ограничения спорного земельного участка в обороте, поскольку статус земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001100:6 имеющий адресные ориентиры: г. Москва, Чистопрудный бульвар, вл. 12, стр. 1, находящийся в центе бульвара, определен нормативными актами Правительства города Москвы и в силу вышеуказанных норм федерального законодательства не подлежит отчуждению в частную собственность.
При таких обстоятельствах у судов не было оснований удовлетворения заявленных требований. Решение Арбитражного суда города Москвы от 28 февраля 2013 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 июня 2013 года подлежат отмене.
Поскольку обстоятельства по делу установлены на основании полного и всестороннего исследования фактических обстоятельств по делу, а ошибочность выводов судебных инстанций связана с неправильным применением норм материального права, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Произвести замену Департамента земельных ресурсов г. Москвы на Департамент городского имущества г. Москвы.
Решение Арбитражного суда города Москвы от 28 февраля 2013 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 июня 2013 года по делу N А40-130173/12-130-1259 - отменить. В удовлетворении заявленных ООО "Спорт Центр Резерв" требований - отказать.
Председательствующий |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
М.В. Борзыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.