г. Москва |
|
14 ноября 2013 г. |
Дело N А41-10763/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Долгашевой В.А., Кузнецова А.М.,
при участии в заседании:
от заявителя: администрация Петушинского района Владимирской области- Трифонов С.В. доверенность от 14 февраля 2013 года N куи-612/01-22,
от заинтересованного лица: администрации Орехово-Зуевского муниципального района МО - Пономарев А.Е. доверенность от 18 июля 2013 года N 1426-1/02-28,
рассмотрев 07 ноября 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу администрации Петушинского района Владимирской области
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 31 июля 2013 года,
принятое судьями Катькиной Н.Н., Епифанцевой С.Ю., Коноваловым С.А.,
по заявлению администрации Петушинского района Владимирской области о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
к администрации Орехово-Зуевского муниципального района МО
УСТАНОВИЛ:
Администрация Петушинского района Владимирской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации Орехово - Зуевского муниципального района Московской области в выдаче утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории на земельный участок площадью 39 000 кв. м, расположенный севернее д. Войнова - Гора, Орехово - Зуевского района Московской области; об обязании администрации Орехово - Зуевского муниципального района Московской области выдать утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, на земельный участок площадью 39 000 кв. м, расположенный севернее д. Войнова - Гора, Орехово - Зуевского района Московской области, категория земель - земли рекреационного назначения, с разрешенным использованием - для размещения загородного детского оздоровительного лагеря.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 мая 2013 года оспариваемый отказ администрации Орехово - Зуевского муниципального района Московской области в выдаче администрации Петушинского района Владимирской области утвержденной схемы расположения спорного земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории был признан незаконным; Суд обязал администрацию Орехово - Зуевского муниципального района Московской области выдать утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории на земельный участок площадью 39 000 кв. м, расположенный севернее д. Войнова - Гора, Орехово - Зуевского района Московской области, категория земель - земли рекреационного назначения, с разрешенным использованием - для размещения загородного детского оздоровительного лагеря
Постановлением Десятого Арбитражного Апелляционного суда Московской области от 31 июля 2013 года решение Арбитражного суда Московской области отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом апелляционный суд исходил из того, что кадастровая карта выдается после постановки земельного участка на кадастровый учет, ее получению предшествуют проведение межевых работ по выделу участка в натуре, обращение заинтересованного лица в уполномоченный орган с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет, непосредственно постановка земельного участка на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера.
Поскольку кадастровая карта (план) испрашиваемого земельного участка отсутствует, межевание земельного участка не проводилось, администрация Петушинского района Владимирской области с заявлением об изготовлении кадастровой карты (плана) испрашиваемого земельного участка и утверждении проекта его границ в соответствующие органы не обращалась администрация Орехово-Зуевского муниципального района Московской области правомерно отказала в выдаче схемы расположения земельного участка до проведения заинтересованным лицом кадастровых работ в отношении испрашиваемого участка и составления схемы его расположения.
Администрация Петушинского района Владимирской области не согласившись с выводами апелляционного суда настаивает на отмене постановления и оставлении в силе решения Арбитражного суда Московской области. По мнению заявителя кассационной жалобы, апелляционный суд при принятии постановления неправильно применил нормы материального права, а именно допустил неправильное толкование закона, а так же сделал выводы не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Представитель администрации Орехово-Зуевского муниципального района МО, в судебном заседании, возражая против удовлетворения кассационной жалобы, указал на законность и обоснованность судебного акта и отсутствии оснований к отмене.
Федеральный арбитражный суд Московского округа, изучив материалы дела, заслушав и обсудив доводы и возражения сторон, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, находит постановление апелляционного суда подлежащим отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, Администрации Петушинского района Владимирской области принадлежит на праве собственности одноэтажный жилой дом общей площадью 73,8 кв. м, двухэтажный нежилой дачный корпус площадью 619,2 кв. м, двухэтажный нежилой дачный корпус площадью 582 кв. м, одноэтажный хозяйственный сарай площадью 121,3 кв. м, одноэтажное здание столовой и клуба площадью 244,7 кв. м, а также здание кухни (пристройка к столовой) площадью 120,8 кв. м, расположенные по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, загородный детский оздоровительный "Лагерь Дружный", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права. Постановлением Главы Орехово-Зуевского муниципального района Московской области N 1114 от 14 ноября 2001 года администрации Петушинского района Владимирской области на праве постоянного (бессрочного) пользования был предоставлен земельный участок площадью 3,9 га, расположенный севернее д. Войнова-Гора, под оздоровительным учреждением "Лагерь Дружный", на котором располагаются вышеперечисленные строения.
Администрация Петушинского района с целью реализации исключительного права на приватизацию земельного участка, обратилась в адрес Главы Орехово-Зуевского районам с заявлением о выдаче утверждённой схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или карте соответствующей территории, на земельный участок площадью 39000 кв.м, расположенный севернее д. Войнова-Гора, Орехово- Зуевского района Московской области. В приложении к обращению были представлены копии, в том числе свидетельств о регистрации права на объекты недвижимого имущества, расположенные на указанном земельном участке.
В ответ на обращение Администрацией Орехово-Зуевского муниципального района Московской области, предложено выполнить кадастровые работы в отношении испрашиваемого земельного участка и предоставить для утверждения схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Администрация Петушинского района посчитав указанное письмо отказом в выдаче утверждённой схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или карте соответствующей территории, противоречащим действующему законодательству, обратилась в Арбитражный суд Московской области с настоящими требованиями.
Апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что отказ в выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствует закону, поскольку кадастровая карта (план) испрашиваемого земельного участка отсутствует, межевание земельного участка не проводилось, администрация Петушинского района Владимирской области с заявлением об изготовлении кадастровой карты (плана) испрашиваемого земельного участка и утверждении проекта его границ в соответствующие органы не обращалась.
Выводы апелляционного суда ошибочны, связаны с неправильным применением норм материального права.
В подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все, прочно связанные с земельными участками объекты, следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В пункте 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Таким образом, из статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что если земельный участок, на котором расположен принадлежащий лицу на праве собственности объект недвижимости, не сформирован в соответствующих границах именно для эксплуатации данного объекта и именно для этой цели не поставлен на государственный кадастровый учет, указанное лицо при обращении в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о приобретении в собственность данного земельного участка вправе требовать выдачи схемы расположения названного земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Земельный участок как объект права должен быть соответствующим образом индивидуализирован путем определения его размера, границ и местоположения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (далее - кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы).
Как следует из материалов дела и установили суды, в собственности Администрации Петушинского района Владимирской области принадлежит на праве собственности нежилые помещения, расположенные по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, загородный детский оздоровительный "Лагерь Дружный", земельный участок, предназначенный для эксплуатации данных объектов не сформирован и не поставлен на государственный кадастровый учет.
Администрация в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представила в материалы дела доказательств формирования и постановки на кадастровый учет земельного участка, предназначенного для размещения и эксплуатации загородного детского оздоровительного "Лагерь Дружный", принадлежащего заявителю.
Таким образом, вывод апелляционного суда о законности оспариваемого отказа не основан на законе, который, вопреки выводам суда апелляционной инстанции, не устанавливает необходимости постановки земельного участка на кадастровый учет для выдачи схемы расположения названного земельного участка на кадастровом плане, которая и является необходимой для проведения кадастровых работ.
Как справедливо отмечено судом первой инстанции, на основании правильного применения статьи 37 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ " О государственном кадастре недвижимости" схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории не является результатом кадастровых работ, и для её изготовления проведение кадастровых работ, а именно для изготовления межевого плана необходима утвержденная схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В связи с указанным вывод суда, сделанный в решении Арбитражного суда Московской области от 24 мая 2013 года о том, что Администрация была обязана выдать на основании заявления Администрации Петушинского района Владимирской области схему расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка, необходимого для размещения принадлежащих Администрации объектов недвижимости, является верным, основанным на правильном применении норм материального права.
При таких обстоятельствах, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2013 года подлежит отмене, с оставлением в силе решения Арбитражного суда Московской области от 24 мая 2013 года по настоящему делу.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2013 года по делу N А41-10763/13 - отменить.
Решение Арбитражного суда Московской области от 24 мая 2013 года по настоящему делу оставить в силе.
Председательствующий |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
В.А. Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.