г. Москва |
|
09 декабря 2013 г. |
Дело N А40-33709/13-119-332 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Борзыкина М.В., Ворониной Е.Ю.
при участии в заседании:
от заявителя Открытого акционерного общества "Мосэнергосбыт" Строгановой Н.И. по доверенности от 17 декабря 2012 года
от ответчика Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области Косухиной К.А. по доверенности от 02 октября 2013 года
рассмотрев 03 декабря 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу заявителя Открытого акционерного общества "Мосэнергосбыт"
на решение от 27 мая 2013 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Быковой Ю.Л.
на постановление от 19 августа 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Каменецким Д.В., Бекетовой И.В., Свиридовым В.А.
по делу N А40-33709/13-119-332
по заявлению Открытого акционерного общества "Мосэнергосбыт" (ОАО "Мосэнергосбыт", ОГРН 1057746557329)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Московской области
о признании незаконным решения
третье лицо Муниципальное унитарное предприятие "Объединение Истринские Электросети" (МУП "Объединение Истринские Электросети", ОГРН 1025001820777)
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Мосэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Московского областного УФАС России) от 24 июля 2012 года по делу N 05-15/22-12.
В качестве третьего лица по делу привлечено МУП "Объединение Истринские Электросети".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27 мая 2013 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 августа 2013 года, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Мосэнергосбыт" просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель ОАО "Мосэнергосбыт" поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представитель Московского областного УФАС России возражал против ее удовлетворения.
Представитель МУП "Объединение Истринские Электросети", извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что на основании обращения МУП "Объединение Истринские электросети" о нарушении статьи 14 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) со стороны ОАО "Мосэнергосбыт" в части осуществления недобросовестной конкуренции на рынке розничной реализации электрической энергии, Московским областным УФАС России возбуждено дело N 05-15/22-13.
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией Московского областного УФАС России установлено, что МУП "Объединение Истринские электросети" и ОАО "Мосэнергосбыт" являются конкурентами, поскольку осуществляют предпринимательскую деятельность на одном товарном рынке.
Антимонопольным органом установлено, что в соответствии с подпунктом 2.1 пункта 2 распоряжения Топливно-энергетического комитета Московской области от 12 сентября 2011 года N 40-Р "Об определении границ зон деятельности гарантирующих поставщиков Московской области" ОАО "Мосэнергосбыт" является гарантирующим поставщиком электрической энергии в административных границах Московской области, за исключением границ зон деятельности других гарантирующих поставщиков, осуществляющих деятельность на территории Московской области.
Согласно подпункту 2.6 пункта 2 указанного распоряжения МУП "Объединение Истринские электросети" является гарантирующим поставщиком электрической энергии в границах балансовой принадлежности электрических сетей МУП "Истринская сетевая компания" Истринского муниципального района, за исключением границ зоны деятельности ОАО "Оборонэнергосбыт".
На основании договора электроснабжения от 14 октября 2008 года N 809 МУП "Объединение Истринские электросети" обязуется подавать электрическую энергию СНТ "Керамик-2", а последнее обязуется принимать и своевременно ее оплачивать.
СНТ "Керамик-2" расположено на территории Истринского Муниципального района, то есть на территории, где гарантирующим поставщиком электрической энергии является МУП "Объединение Истринские электросети".
В 2011 году 28 абонентов МУП "Объединение Истринские электросети", являющихся членами СНТ "Керамик-2", заключили с ОАО "Мосэнергосбыт" индивидуальные договоры энергоснабжения.
Вместе с тем, согласно сведениям, представленным на заседании Комиссии Московского областного УФАС России по рассмотрению дела N 205-15/150-11 о нарушении МУП "Объединение Истринские электросети" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по реализации (поставке) электрической энергии на территории Истринского муниципального района, выразившегося в ущемлении интересов граждан путем необоснованного отказа, а также уклонения от заключения договора энергоснабжения, ОАО "Мосэнергосбыт" не заключало с МУП "Объединение Истринские электросети" договоров, обеспечивающих приобретение у последнего электрической энергии в целях поставки ее конечным потребителям.
Решением Московского областного УФАС России от 24 июля 2012 года N 05-15/22-12 ОАО "Мосэнергосбыт" признано нарушившим часть 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции в части осуществления недобросовестной конкуренции на рынке розничной реализации электрической энергии, выразившейся в поставке (реализации) электрической энергии конечным потребителям на территории действия гарантирующего поставщика МУП "Объединение Истринские электросети", в отсутствие права на распоряжение электрической энергией, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года N 530.
Рассмотрение дела прекращено в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.
Согласно части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести вред их деловой репутации являются недобросовестной конкуренцией.
В соответствии с пунктами 83 - 85 раздела V "Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года N 530 (далее - Основные положения), при переходе на обслуживание к энергосбытовой организации лица, приобретающего электрическую энергию у гарантирующего поставщика, такая энергосбытовая организация урегулирует отношения по купле-продаже электрической энергии с соответствующим гарантирующим поставщиком с условием поставки с даты вступления в силу договора энергоснабжения энергосбытовой организации с таким лицом до даты начала покупки ею электрической энергии в соответствующих точках (группах точек) поставки на оптовом рынке или по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии на розничном рынке с иной энергосбытовой организацией или производителем (поставщиком) электрической энергии.
В целях недопущения нарушения прав и законных интересов сетевой организации и иных участников отношений, связанных с обращением электрической энергии на розничном рынке, лицо, переходящее на обслуживание к энергосбытовой организации, должно удостовериться в наличии у энергосбытовой организации права на распоряжение электрической энергией, которое подтверждается в том числе: наличием у энергосбытовой организации заключенных договоров, обеспечивающих приобретение электрической энергии на оптовом рынке в соответствующих точках (группах точек) поставки; наличием у энергосбытовой организации соответствующего договора с производителем (поставщиком) электрической энергии, заключенного на розничном рынке в соответствии с требованиями раздела X настоящего документа; наличием у энергосбытовой организации заключенного с иной энергосбытовой организацией (гарантирующим поставщиком) договора купли- продажи (поставки) электрической энергии.
Согласно пункту 85 Основных положений право энергосбытовой организации на распоряжение электрической энергией считается подтвержденным, если указанные в пункте 84 настоящего документа договоры (в части покупки электрической энергии в соответствующих точках (группах точек) поставки) вступают в силу и начинают исполняться не позднее даты, с которой энергосбытовая организация приступает к исполнению обязательств по продаже электрической энергии соответствующему покупателю.
В случае если покупатель электрической энергии, перешедший на обслуживание к энергосбытовой организации, которая не имеет права на распоряжение соответствующей электрической энергией, не принял предусмотренные настоящим пунктом меры для подтверждения наличия у энергосбытовой организации этого права, такой покупатель несет предусмотренную настоящим документом и иными нормативными правовыми актами ответственность за потребление электрической энергии, осуществляемое без заключенного в установленном порядке договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии). Сетевая организация, к электрическим сетям которой присоединены энергопринимающие устройства покупателя электрической энергии (обслуживаемых им потребителей), в течение 1 дня с даты, когда ей стало известно о факте такого потребления, направляет покупателю электрической энергии соответствующее уведомление с требованием: заключить в течение 30 дней с даты получения уведомления договор с гарантирующим поставщиком либо с энергосбытовой организацией (производителем (поставщиком) электрической энергии), обладающими правом на распоряжение электрической энергией; оплатить фактический объем потребления электрической энергии за весь период, в течение которого у покупателя электрической энергии отсутствовал договор с поставщиком электрической энергии, обладающим правом на распоряжение электрической энергией.
Рассматривая данное дело, суды правильно указали, что на момент заключения ОАО "Мосэнергосбыт" индивидуальных договоров энергоснабжения с абонентами МУП "Объединение Истринские электросети", являющимися членами СНТ "Керамик-2", заявитель, вопреки требованиям пунктов 84, 85 Основных положений, не имел заключенного договора с МУП "Объединение Истринские электросети", обеспечивающего приобретение у последнего электрической энергии в целях поставки ее конечным потребителям.
Таким образом, суды обоснованно пришли к выводу о том, что действия ОАО "Мосэнергосбыт", связанные с поставкой (реализацией) электрической энергии конечным потребителям на территории действия гарантирующего поставщика МУП "Объединение Истринские электросети", в отсутствие права на распоряжение электрической энергией, установленного Основными положениями, являются актом недобросовестной конкуренции, так как направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности перед конкурентами путем получения дополнительной прибыли в отсутствие затрат на приобретение электрической энергии. Названные действия противоречат нормам Постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года N 530 и могут нанести убытки хозяйствующим субъектам - конкурентам путем недополучения последними прибыли на рынке розничной реализации электрической энергии.
Кроме этого, суды также правильно приняли во внимание, что позднее между ОАО "Мосэнергосбыт" и МУП "Объединение Истринские электросети" заключен договор энергоснабжения с энергосбытовой организацией от 16 апреля 2012 года N 1441. На момент вынесения решения по делу N 05-15/22-12, договоры энергоснабжения, заключенные между ОАО "Мосэнергосбыт" и потребителями, являющимися членами СНТ "Керамик-2", расторгнуты ввиду заключения последними договоров энергоснабжения с МУП "Объединение Истринские электросети", как с гарантирующим поставщиком.
При таких обстоятельствах, всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании все доводы и доказательства лиц, участвующих в деле, дав им надлежащую оценку, арбитражный суд первой, а при повторном рассмотрении дела и апелляционной инстанции, разрешили спор без нарушения норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов.
Выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций по применению норм материального права соответствуют установленными ими обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, фактически сводящиеся к иной, чем у судов оценке обстоятельств дела и имеющихся доказательств, проверенные и обоснованно отклоненные судами, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Руководствуясь ст. ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27 мая 2013 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 августа 2013 года по делу N А40-33709/13-119-332 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья |
М.Р. Агапов |
Судьи |
М.В. Борзыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.