Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Минздрава РФ
от 10 ноября 1997 г. N 328
Программа Евроздоровье
от 16 октября 1997 г.
Среднесрочная Программа Сотрудничества между Министерством Здравоохранением Российской Федерации и Европейским Региональным Бюро Всемирной Организации Здравоохранения на 1998-1999 годы
За Министерство здравоохранения РФ
16 октября 1997 г.
Подпись ------------------------------- Дата ---------------------------
Ф.И.О. ------------------------------- Должность -----------------------
За Европейское Региональное бюро ВОЗ
16 октября 1997 г.
Подпись ------------------------------- Дата ---------------------------
Ф.И.О. ------------------------------- Должность -----------------------
I. Программа Евроздоровье: стратегия и управление
В странах центральной и Восточной Европы (ССЕЕ) и новых независимых государствах (NIS), все сектора общества, включая здравоохранение, подверглись глубоким изменениям. На сороковой сессии Региональный Комитет принял резолюцию EUR/RC40/R7 о программе усиленного сотрудничества в области здравоохранения с этими странами.
Впоследствии, в соответствии с этим решением, Региональное Бюро предприняло серьезную реорганизацию работы и инфраструктуры, и разработало новую программу с тем, чтобы соответственно ответить на новую ситуацию. В настоящее время, приблизительно 65 % всей деятельности ЕРБ и 90 % практических мероприятий направлены на эту группу стран.
На 44 сессии Регионального Комитета был сделан обзор результатов работы, завершенной в течение первых трех лет программы Евроздоровья, и было принято решение модифицировать и продолжать программу, учитывая изменяющуюся ситуацию и полученные уроки.
В 1995, Региональный Комитет принял модифицированную программу Евроздоровье.
На сорок пятой сессии Региональный Комитет утвердил следующие шесть основных приоритетов для 1995-2000 (EUR/RC45/R6) для программы Евроздоровье:
Разработка стратегии здоровья
Реформа здравоохранения
Здоровье женщин и детей
Инфекционные болезни
Неинфекционные болезни и поддержка лучшего здоровья
Окружающая Среда и здоровье
Эти приоритеты использовались для отчета Сорок Шестой сессии РК, и были поддержаны Постоянным комитетом Регионального Комитета в докладе о достигнутых результатах на реализации программы Евроздоровье в течение 1996 и 1997. Они остаются также приоритетами и для 1998-1999.
Стратегия Программы
Программа Евроздоровья - основа средне-срочной программы, которая будет осуществляться Региональным Бюро на основе двухлетних бюджетов и формулировки индивидуальных программ сотрудничества между ЕРБ и ССЕЕ/NIS.
Программа основана на анализе проблем целевых стран, оценки уместности стратегии HFA в их решении и понимания потенциала ЕРБ для осуществления сотрудничества.
Состояние и изменения здоровья в странах Евроздоровья
Ситуация со здоровьем в CCEE/NIS в целом ухудшилась в течение прошлых шести лет. Некоторые улучшения, однако, могут быть отмечены в ряде CCEE. Трудности переходного периода привели к увеличению неравенства в доходах и ослаблению социальных систем поддержки, которые являются необходимыми гарантиями развития здравоохранения.
Увеличивается разрыв между NIS и Западной Европой, в котором ССЕЕ занимают промежуточную позицию. Это касается почти всех индикаторов состояния здоровья. Одна из основных особенностей последнего периода - чрезмерная смертность людей среднего возраста, которая в странах бывшего СССР проявился как кризис смертности.
В NIS инфекционные болезни возвратились как общий приоритет здоровья. Туберкулез вновь становится серьезной проблемой. Инфекционные болезни, венерические болезни, малярия и тиф достигли эпидемических размеров в ряде этих стран. Неинфекционные болезни типа сердечно сосудистые болезни и рак продолжают увеличиваться вследствие нездорового образа жизни, типа высокого потребления алкоголя, курения и нездоровой пищи.
Системы здравоохранения в многих странах стремятся к радикальным преобразованиям в структуре, чтобы улучшить эффективность, качество и удовлетворения населения. Однако, экономические трудности делают реализацию реформ, и даже поддержку систем здравоохранения, очень проблематичных.
По-видимому, в тексте документа допущена опечатка. Вместо "очень проблематичных" следует читать "очень проблематичными"
Реализация программы Евроздоровье
В начале программа Евроздоровье имела три главных элемента: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.
Краткосрочный элемент помог странам в обеспечении вакцинами, жизненно необходимых лекарствами и базисным медицинским оборудованием. Эти действия финансировались различными агентствами Организации Объединенных Наций, другими межправительственными организациями, неправительственными организациями и донорами. В ЕРБ была создана база данных, чтобы облегчить эту работу.
В долгосрочной части программы, ВОЗ работала с правительствами, чтобы консультировать их относительно разработки их национальных политик здоровья в соответствии с НFA, используя и постоянный штат, и советников ВОЗ по общественному здравоохранению.
В среднесрочном плане ВОЗ в процессе консультирования со странами устанавливает приоритеты сотрудничества и включает их в обновляемые программы сотрудничества на двухлетие.
Для интенсификации сотрудничества со странами в них были созданы бюро по связям с ВОЗ.
Отдел служб здравоохранения обеспечил консультативную поддержку для реформы здравоохранения, разработки стратегии здравоохранения, организации и управления систем здравоохранения, децентрализации, реформирования первичного звена здравоохранения и национальных школ общественного здравоохранения.
В отделе Предотвращения болезней, программа инфекционных болезней и иммунизации была основной частью Расширенной программы иммунизации (EPI). Был создан Консорциум, с ЕРБ как секретариат, для координации в обеспечении вакцинами NIS. Программа CINDI активно осуществлялась в большинстве ССЕЕ/NIS. По хроническим болезням, акцент был направлен на управлении гипертензией и инсульт. Планирование семьи и программы по укреплению здоровья женщин и детей были выполнены в сотрудничестве с UNFPA и IPPF.
Отдел Окружающая среда и Здоровье изучил состояние окружающей среды и медицинское обслуживание, на основе которого возможно осуществить практические мероприятия. Проекты по качеству питьевой воды и управлению службами очистки были инициированы в нескольких странах. Как продолжение Хельсинской Конференции по окружающей среде и здоровью, проведенной в июне 1994, работа продолжается работа по подготовке национальных планов действия (NEHAPs).
По-видимому, в тексте документа допущена опечатка. Следует читать:"... продолжается работа по подготовке национальных планов действия (NEHAPs).
Приоритеты Евроздоровья
Критерии для установления приоритетов хорошо описаны в модифицируемой программе Евроздоровье, которая в то же самое время объясняет роль и мандат ВОЗ. Для эффективной работы с ВОЗ необходимо понять, что это не донорская организация. ВОЗ осуществляет техническое сотрудничество через имеющуюся сеть сотрудничающих центров в странах, соответствующие министерства и консультантов.
Управление программы Евроздоровья
Одна из целей программы Евроздоровье состоит в усилении способности стран, использовать соответствующие управленческие процессы для разработки стратегии здоровья. Это будет осуществляться через советников ВОЗ по общественному здравоохранению, сотрудников по связи ВОЗ, сотрудничающие центры, соответствующие учебные мероприятия и т.п.
Региональное Бюро продолжит управление программой Евроздоровья по двум направлениям.
Прежде всего через специальный отдел ССЕЕ/NIS в отделе развития здравоохранения в странах, чья задача состоит в том, чтобы с максимальной эффективностью использовать возможности ЕРБ ВОЗ для интенсификации сотрудничества с этой группой стран. Этот отдел будет и далее осуществлять перспективное двухлетнее планирование сотрудничества со странами в тесном контакте с техническими программа ЕРБ, проводить регулярное мониторирование и управление программами в странах, осуществлять мобилизацию дополнительных ресурсов, оценивать эффективность сотрудничества и обеспечивать соответствующую информационную поддержку.
Во-вторых, через все другие технические программы, чьей функцией является выполнение программ сотрудничества по конкретным направлениям в странах Евроздоровья. Успешное управление программы будет зависеть в большой степени от информационной системы. Программа будет последовательно осуществлять мероприятия направленные на то, чтобы укрепить технические возможности и рационализировать эту систему.
Текущий контроль и оценка программы Евроздоровья будут укрепляться как постоянная задача управления программы, и будет осуществляться совместно со странами на основе средне срочной программы в конце каждого двухлетия.
Цели программы Евроздоровье
К 2000 г. По крайней мере 80% стран, охватываемых программой Евроздоровье, сформулируют национальные стратегии достижения здоровья для всех и по меньшей мере половина из них разработают на этой основе план развития системы здравоохранения.
К 2000 г. Программа Евроздоровье окажет помощь по крайней мере 80% целевых стран в модификации их систем здравоохранения с целью рационализации инфраструктуры стационарной медицинской помощи и переориентации первичных звеньев здравоохранения на работу прежде всего на уровень семей и общин, с тем, чтобы по крайней мере одна национальная программа здравоохранения проводилась в соответствии с концепцией выигрыша для здоровья и с использованием измеряемых показателей качества.
К 2000 г. Показатель младенческой и материнской смертности в 90% стран не должен превышать соответственно 15/1000 и 15/100000.
К 2000 г. В странах, охватываемых программой Евроздоровье, больше уже не будет случаев передачи полиовируса, программы, приводящейся в рамках РПИ будут охватываться по крайней мере 90% целевых групп, а проблема поставки вакцин на постоянной основе будет решена для всех стран.
По-видимому, в тексте документа, допущена опечатка. Вместо "... программы, приводящейся в рамках РПИ будут охватываться ..." следует читать "... программой, проводящейся в рамках РПИ будут охватываться..."
К 2000 г. Будет приостановлена негативная тенденция повышения заболеваемости туберкулезом.
К 2000 г. 90% стран Евроздоровье будет иметь специфические программы для борьбы с табакокурением и чрезмерного потребления алкоголя.
По-видимому, в тексте документа, допущена опечатка. Вместо "...чрезмерного потребления алкоголя." следует читать "... чрезмерным употреблением алкоголя." ."
К 2000 г. Страны разработают национальные планы действий по проблемам окружающей среды и здоровья.
К 2000 г. Национальные программы по дорожной безопасности будут разработаны в 80% стран.
2. Ситуация в стране
Российская Федерация является крупнейшей страной в мире по территории. Она занимает около 75% территории бывшего СССР, что составляет 17 075 400 квадратных километров на которой проживает 148 миллионов человек. Столицей России является Москва с населением более 10 млн. человек. 85% населения Российской Федерации - русские. Кроме русских в стране живут люди более чем 100 национальностей. 73% населения проживает в городах.
Экономика России находится в процессе перехода к рынку. Переход можно разделить на три фазы; кризисный этап, фаза стабилизации и начало экономического подъема. В соответствии с оценкой Правительства, страна находится в настоящее время во второй фазе. Цель этой фазы - достичь макроэкономической стабилизации и подготовить условия для последующего экономического роста.
Изменение социально-экономических и экологических условий жизни с начала 90-х годов повлекло за собой ухудшение основных показателей здоровья населения. За последние 5 лет состояние здоровья характеризуется следующими негативными тенденциями.
- рост в 3,5 раза насильственных и неестественных причин смерти;
- значительный уровень социально опасных и социально значимых заболеваний (туберкулез, алкоголизм, наркомания, венерические болезни. ВИЧ-инфекция грозит стать угрозой национальной безопасности);
- высокая младенческая и материнская смертность, болезни беременных, увеличение заболеваемости новорожденных и беременных.
Сложившаяся к настоящему времени система здравоохранения, финансируемая по остаточному, а функционирующая по затратному принципу, оказалась не готовой в полной мере сдерживать негативные процессы в состоянии здоровья населения.
Отрицательное воздействие на здравоохранение оказывает несовершенство системы управления. Она недостаточно эффективна. В значительной степени утрачен комплексный подход к охране здоровья.
Функционирование здравоохранения как единой системы находится под угрозой разобщенности и на федеративном уровне субъектов Российской Федерации.
Несовершенна организационная модель медицинской помощи. Основной упор по-прежнему делается на дорогостоящую стационарную помощь в ущерб более экономичной амбулаторной. При этом положение усугубляется крайней скудностью финансовых средств и ресурсов наряду с их неэффективным использованием.
Декларированные государством гарантии на оказание бесплатной медицинской помощи населению зачастую не выполняются. В результате население вынуждено платить все растущие суммы за медицинские услуги Расходы на здравоохранение по-прежнему далеки от минимально рекомендуемого Всемирной организацией здравоохранения уровня - 5% внутреннего валового продукта.
С другой стороны, в обществе сохраняется потребительское отношение к собственному здоровью, нет заинтересованности в его сохранении и укреплении, низки медицинская культура и санитарно-гигиенические навыки.
В последние годы в стране складывается нестабильная санитарно-эпидемиологическая обстановка, влияние которой на здоровье населения становится все более заметным. Сохраняется высокий уровень загрязнения окружающей природной среды. Медленно улучшаются санитарное состояние многих городов и населенных пунктов и их благоустройство. Неудовлетворительно выполняются мероприятия, направленные на охрану труда работающих и оздоровление окружающей природной среды, производство и реализацию населению доброкачественной продукции, особенно пищевых продуктов и питьевой воды. Обостряется проблема санитарной охраны границ и территории страны.
Низка отдача медицинской науки практическому здравоохранению, выражающаяся в отсутствии научно разработанных рекомендаций и моделей его деятельности в современных условиях, свернуты разработка и производство эффективных лекарственных средств. А разработка медицинской техники в лучшем случае ориентирована на сегодняшний день. Поэтому возрастающее значение приобретает проблема выбора приоритетных направлений научных исследований.
Современный уровень развития медицины предполагает соответствующие изменения в кадровой политике. Особое внимание требуется уделить качеству подготовки специалистов, в том числе по новым дисциплинам (клиническая фармакология, экономика и менеджмент здравоохранения и др.).
Лекарственная помощь из-за высоких цен на лекарства становится малодоступной для большей части населения. Постоянно растет число лиц, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение, тогда как реализация этих льгот не подкреплена необходимым финансированием.
Предпринятые меры по внедрению обязательного медицинского страхования, реформированию первичной медико-санитарной помощи по принципу врача общей практики проводились недостаточно последовательно и не привели к желаемым результатам. Вместе с тем осуществление данных мероприятий и ряд других мер позволили снизить потенциально возможные негативные последствия для здоровья населения и могут стать основой последующих преобразований.
Основные направления развития системы здравоохранения отражены в принятой в августе 1997 года Концепции развития системы здравоохранения.
Система здравоохранения Российской Федерации должна сохранять в новых условиях основные характеристики:
- нацеленность на сохранение и улучшение здоровья многонационального народа России;
- обеспечение всеобщности, социальной справедливости и доступности медицинской помощи при реализации законных прав граждан в сфере здравоохранения вне зависимости от их социального статуса, уровня дохода и места жительства.
Целью реализации Концепции должно являться сокращение прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости и смертности населения Российской Федерации.
Задачами реализации Концепции являются:
- увеличение объема мероприятий медицинской профилактики;
- восстановление утраченного здоровья в более короткие сроки путем предоставления населению качественной и общедоступной медицинской помощи;
- повышение эффективности использования ресурсов здравоохранения.
Принципы реализации Концепции заключаются в профилактической направленности, единстве медицинской науки и практики здравоохранения, экономической эффективности функционирования учреждений здравоохранения, участия населения в решении вопросов охраны здоровья.
В сложившихся условиях приобретают важное значение:
1) последовательное проведение органами государственной власти всех уровней и органами местного самоуправления единой государственной политики в области здравоохранения, повышение их ответственности за реализацию государственных гарантий в сфере здравоохранения. Обеспечение определенности и конкретности государственных гарантий в сфере здравоохранения (минимальных социальных стандартов) - видов, объемов, условий оказания лечебно-профилактической помощи населению за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС) и бюджета;
2) обеспечение адекватности финансовых ресурсов государственным гарантиям в сфере здравоохранения, поэтапное повышение доли средств, направляемых на финансирование здравоохранения до 6-7% внутреннего валового продукта за счет роста страховых взносов на ОМС юридических и физических лиц и средств бюджета. Повышение стабильности и целевого характера финансирования здравоохранения путем поэтапного увеличения доли финансирования за счет страховых взносов организаций и граждан на обязательное медицинское страхование;
3) формирование многоукладного здравоохранения. Государственная поддержка развития наряду с государственными и муниципальными частных некоммерческих медицинских организаций и индивидуальных практик, прежде всего в сфере оказания первичной медицинской помощи. Обеспечение возможности реального выбора гражданами учреждений и врача, скрывающих первичную медико-санитарную помощь;
4) разработка единой федеральной программы законотворческой деятельности в области здравоохранения, гармонизация законодательной базы федерального и регионального уровней;
5) разработка и внедрение в практику передовых форм и методов организации санитарно-эпидемиологического надзора, гигиенической и эпидемиологической экспертизы, социально-гигиенического мониторинга за состоянием здоровья населения и среды обитания человека;
6) повышение эффективности использования ресурсов здравоохранения при реализации государственных гарантий за счет оптимизации структуры, объема и технологии медицинской помощи, обеспечения заинтересованности работников медицинских учреждений в рациональном использовании ресурсов;
7) проведение эффективной инвестиционной политики, внедрение новых медицинских технологий с обеспечением высокой эффективности вложений - максимального медицинского, социального и экономического эффекта на единицу затрат. Формирование единой политики в области поддержки развития медицинской науки;
8) повышение уровня квалификации медицинских работников путем совершенствования системы подготовки, переподготовки и сертификации;
9) поэтапное увеличение среднего заработка медицинских работников на основе совершенствования системы оплаты труда и повышение ее стимулирующей роли. Повышение социальной защищенности медицинских работников, страхование их профессиональной ответственности. Развитие профессиональных медицинских ассоциаций, передача им некоторых управленческих функций;
10) формирование единой политики в области лекарственного обеспечения и обеспечения медицинской техникой с ориентацией на поддержку отечественных производителей и производства импортозамещающей продукции;
11) повышение заинтересованности граждан в сохранении и укреплении своего здоровья, в том числе путем привлечения личных средств граждан к частичному финансированию программы государственных гарантий.
Основные направления в совершенствовании организации медицинской помощи - перенос объемов помощи из дорогостоящего стационарного сектора в амбулаторный, развитие первичной медико-санитарной помощи на базе врачебных практики с целью повышения эффективности системы здравоохранения.
Первичная медико-санитарная помощь является основным звеном при получении населением медицинской помощи.
Особая роль отводится развитию института врача общей (семейной) практики. Являясь самостоятельно хозяйствующими субъектами, эти врачи формируют свой доход и могут частично или полностью быть распорядителями средств, предназначенных для финансирования всего объема медицинской помощи их пациентам. Экономическая заинтересованность и конкуренция делают врача общей практики ответственным за рациональный медицинский маршрут пациентов и обеспечивает непрерывность его наблюдения.
В поликлиниках при этом должны развиваться консультативно-диагностическая служба со специализированными лабораториями и диагностическим оборудованием. На их базе могут быть развернуты отделения реабилитации и терапии, службы ухода, дневные стационары, центры амбулаторной хирургии и медико-социальной помощи и т.д.
Процесс становления новой формы первичной медико-санитарной помощи будет долговечным. Его основой должна стать экономическая мотивация субъектов медико-санитарной помощи. При этом предполагается развитие взаимодействия как между новыми формами (врач общей практики), так и существующей амбулаторно-поликлинической службой.
Такая организация будет способствовать повышению качества медицинской помощи. В конечном итоге будет построена модель, наиболее полно отвечающая потребности населения и требованиям медицинской и экономической эффективности.
Стационарная помощь также нуждается в серьезной реорганизации, для чего нужная разработка соответствующей правовой базы и соответствующих федеральных, региональных и муниципальных программ. Это должно быть достигнуто путем снижения необоснованной госпитализации, а также сокращения длительности госпитального этапа за счет структурной реорганизации стационаров по степени интенсивности лечебно-диагностического процесса с одновременным расширением объемов медицинской помощи в стационарах дневного или краткосрочного пребывания и внедрения стационарзаменяющих технологий. Это могут быть центры амбулаторной хирургии, службы долечивания на дому и т.п., что позволит сократить на 1,5-2 раза количество койко-дней пребывания в стационаре в расчете на 1000 жителей, определяющее структуру затрат на медицинскую помощь. При осуществлении реструктуризации больниц следует предусматривать распределение коечной мощности в зависимости от интенсивности лечебно-диагностического процесса:
- интенсивного лечения - до 15%;
- восстановительного лечения - до 50%;
- длительного лечения больных хроническими заболеваниями - до 20%;
- медико-санитарной помощи - до 15%.
Необходимо вернуться к возрождению межрегиональных и межрайонных специализированных медицинских центров как форме приближения специализированной помощи к населению с учетом современных условий (определить их статус, источники финансирования, нормативную базу).
Важнейшим условием качественного оказания медицинской помощи является непрерывность лечебно-диагностического процесса на всех этапах лечения. Для выполнения условия непрерывности лечебно-диагностического процесса приобретает значение четкое разделение функций между каждым этапом оказания медицинской помощи, а также различными типами медицинских учреждений. Это предполагает создание более высокого уровня централизации управления и финансирования медицинской помощи, чем тот, который сложился в настоящее время, а также выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования в полном объеме. В этом случае специализированная медицинская помощь будет оказана на любом этапе.
Совершенствование организации медицинской помощи также должно осуществляться по следующим направлениям:
1) обеспечение качества и безопасности медицинской помощи путем проведения ее стандартизации, лицензирования и сертификации;
2) развитие службы охраны, материнства и детства при концентрации усилий на главных направлениях;
2.1) совершенствование первичной медико-санитарной помощи детям;
2.2) развитие служб планирования семьи и безопасного материнства, медико-генетических центров;
2.3) интеграция родов вспомогательных учреждений с общей сетью в целях углубления и совершенствования специализированной и профилактической помощи женщинам;
3) повышение эффективности работы диагностических и иных вспомогательных служб, обеспечивающих оказание медицинской помощи;
4) совершенствование системы профилактической и реабилитационной помощи, развитие и государственная поддержка санаторно-курортных учреждений системы здравоохранения, формирования здорового образа жизни, повышение медицинской культуры населения, дальнейшее развитие традиционной медицинской деятельности;
5) индивидуализация и дифференциация оказания медицинской помощи в зависимости от потребностей граждан и отдельных социальных групп, совершенствование медицинской помощи подросткам;
6) принятие комплексных мер по обеспечению психического здоровья народа, дальнейшее развитие психиатрической и наркологической помощи;
7) активизация и совершенствование деятельности по борьбе с туберкулезом, болезнями, передаваемыми половым путем, и другими заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;
8) обеспечение населению сельской местности гарантий получения медицинской помощи в современных социально-экономических условиях;
9) устранение дублирования в работе учреждений здравоохранения федерального подчинения. Должна значительно усилиться их роль в проведении научных исследований, разработке и внедрении в деятельность медицинских учреждений страны эффективных медицинских технологий, использовании уникальных методов диагностики и лечения пациентов из регионов Российской Федерации.
Развитие системы оказания медицинской помощи будет осуществляться в условиях развития производителей медицинских и фармацевтических услуг всех форм собственности с сохранением основных позиций за организациями государственных и муниципальных секторов здравоохранения.
При сохранении главенствующей роли учреждений государственного и муниципального секторов здравоохранения в области специализированной амбулаторной и стационарной помощи будут развиваться и частные некоммерческие медицинские организации, которые смогут конкурировать с государственными и муниципальными организациями за участие в реализации государственных программ здравоохранения и муниципальных заказов. Для реализации указанной задачи требуется образование медицинских учреждений и предприятий смешанных форм собственности.
Участие медицинских организаций различных форм собственности, врачебной практики в реализации государственных программ здравоохранения, муниципальных заказов должно осуществляться на конкурсной основе. Победители конкурса заключают с органами здравоохранения соответствующего уровня специальных договор, определяющий порядок и условия их участия в реализации государственных и муниципальных заказов Организациями и практикам, участвующим в выполнении этих программ и заказов, предоставляются налоговые льготы.
Основными направлениями преобразования форм собственности в здравоохранении должны стать:
- поэтапное выделение в самостоятельно хозяйствующие субъекты звеньев первичной медико-санитарной помощи.
- преобразование в частные некоммерческие организации при условии незагруженности реализацией государственных или муниципальных заказов части государственных и муниципальных учреждений.
Госсанэпидслужба должна укрепляться путем укрепления своих учреждений, созданием межрайонных и межрегиональных лабораторных центров и центров госсанэпиднадзора.
Требуется продолжение реорганизации структуры учреждений госсанэпидслужбы в соответствии с ранее утвержденной концепцией перестройки центров госсанэпиднадзора с организацией отделов (отделений) по изучению влияния факторов окружающей среды на здоровье, отделении гигиенического воспитания и образования населения.
Необходимо продолжить реорганизацию мероприятий по:
1. четкому разделению функций санитарно-эпидемиологического надзора и санитарно-эпидемиологической деятельности между органами санитарно-эпидемиологического надзора в лечебно-профилактическими учреждениями;
2. охране территорий Российской Федерации от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсических веществ;
3. внедрению новых технологий госсанэпиднадзора, усилению взаимодействия с другими контрольными и надзорными органами;
4. совершенствованию экономического механизма деятельности и разработке критериев нормативного финансирования учреждений госсанэпидслужбы;
5. укреплению организационно-правового статуса госсанэпидслужбы, созданию законодательной базы функционирования ее на региональном уровне;
6. реорганизации системы гигиенического воспитания и образования населения, формированию системы самооздоровления населения.
3. Сотрудничество с ВОЗ в 1996-1997 годах
Сотрудничество с Европейским региональным бюро ВОЗ в 1996-1997 годах осуществлялось к соответствии со среднесрочной программой по следующим направлениям.
- Развитие политики в области охраны здоровья
- Развитие политики в отношении лекарств
- Реформа здравоохранения, включая вопросы медицинского страхования, реформу финансирования, укрепление первичной медицинской помощи, укрепление информационного обеспечения реформ
- Неинфекционные болезни, включая такие программы как СИНДИ, диабет, политика в области здорового образа жизни
- Психическое здоровье
- Проблемы окружающей среды и здоровья
- Вопросы борьбы с наркомананией, табакокурением и чрезмерным употреблением алкоголя
- Программа здоровые города
- Профилактика СПИДа
Сотрудничество между Российской Федерацией и ЕРБ ВОЗ постоянно мониторировалось в ходе визитов руководителей Министерства здравоохранения Российской Федерации в ЕРБ ВОЗ, а так же командировок сотрудников ЕРБ ВОЗ в Россию. Программа сотрудничества за 1996- 1997 годы полностью выполнена и на основе ее анализа предлагается новая программа на 1998-1999 годы.
4. Международное сотрудничество на уровне страны.
В настоящее время Минздрав России имеет развитую юридическую базу для международного сотрудничества в области здравоохранения и медицинской науки:
- межгосударственные ценные и межправительственные договоры о сотрудничестве в области экономики, торговли, науки и т.д.;
- межправительственные и межведомственные соглашения о сотрудничестве в области здравоохранения и медицинской науки;
- постановления правительства о членстве России в международных межправительственных организациях (Всемирная организация здравоохранения - ВОЗ, Международное агентство по изучению рака МАИР. Объединенная программа ООП по ВИЧ/СПИДу-ЮНЭЙДС и др.;)
- соглашения с международными неправительственными организациями, действующими в сфере здравоохранения и медицинской науки;
- соглашения с зарубежными клиниками, университетами, фирмами и т.д.
В существующих соглашениях приоритет отдается развитию сотрудничества по наиболее актуальным проблемам медицинской науки и практики: охрана здоровья матери и ребенка; сердечно-сосудистые заболевания; онкология; психиатрия и охрана психического здоровья; иммунология; медицинская генетика; диабет; инфекционные; паразитарные и вирусные заболевания, в том числе СПИД, проблемы гематологии, трансфузиологии, трансплантологии: проблемы экологии человека и санитарно-эпидемиологического надзора: разработка новых лекарственных средств; наркология; физиология и патология нервной системы, медицина катастроф.
В последнее время значительное внимание было уделено изучению зарубежных моделей систем здравоохранения (медицинское страхование, финансирование здравоохранения) и подготовки кадров (общепрактикующий и семейный врач).
Осуществляется сотрудничество со Всемирным банком по кредитам на развитие здравоохранения Российской Федерации, а также работа по созданию в России совместных предприятий по производству лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
В настоящее время на территории Российской Федерации осуществляется ряд проектов в области здравоохранения при финансовой поддержке зарубежных (в т.ч. международных) организаций, занимающихся вопросами оказания технической помощи странам СНГ.
Совместные проекты с этими организациями реализуются на следующих территориях:
Британский фонд "Ноу-Хау" Кемеровская, Свердловская, Томская и
Самарская области
Всемирный банк Калужская и Тверская области, г.Москва
Агентство США по Кемеровская, Томская, Новосибирская,
международному развитию Калужская, Тверская, Рязанская,
Псковская, Новгородская области,
Алтайский край, города Санкт-Петербург,
Иваново, Тверь, Екатеринбург,
Новосибирск, Владивосток
Программа Евросоюза г.Санкт-Петербург, Самарская,
"ТАСИС" Кемеровская и Свердловская области
Минздрав России является координатором сотрудничества российских ведомств, организаций и научно-практических учреждений здравоохранения со Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и региональными бюро (в первую очередь - с Европейским), с Объединенной программой ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС), а также участвует в деятельности ряда других межправительственных организаций (ЮНИСЕФ, Совет Европы, ЕС и др.)
В России работают 59 сотрудничающих с ВОЗ центров и реализуются 12 проектов ВОЗ по различным направлениям ее программной деятельности.
Сотрудничество с государствами-членами СНГ реализуется на основе двусторонних соглашений, программ Сообщества Белоруссии и России, а также Совета по сотрудничеству в области здравоохранения стран-участниц СНГ.
С учетом целей Глобальной программы ВОЗ по ликвидации полиомиелита, соответствующих резолюций ВОЗ в России в 1996 и 1997 гг. были проведены массовые вакцинации против полиомиелита. Проведенная Российской Федерацией работа в этой области получила одобрение и высокую оценку, выраженную в письме Генерального директора ВОЗ д-ра Х.Накаджимы на имя президента России Б.Н.Ельцина, а также в совместном письме д-ра Х.Накаджимы и директора Европейского регионального бюро Дж.Асвалла на имя председателя правительства Российской Федерации В.С.Черномырдина.
5. Присутствие ВОЗ и стране
В настоящее время отдел ВОЗ Управления международных связей Министерства здравоохранения России отвечает за техническое сотрудничество с ВОЗ. Одновременно этот отдел частично выполняет функции бюро ВОЗ по связям в стране. Деятельность отдела финансируется Министерством здравоохранения. ЕРБ ВОЗ продолжит осуществление поддержки этого отдела с тем, чтобы оказать помощь в осуществлении программы Евроздоровье в России Переговоры с Министерством здравоохранения относительно перспектив бюро по связям с ВОЗ в России будут продолжены.
6. Приоритет на 1998 - 1999 годы.
Программа сотрудничества между ЕРБ ВОЗ и Министерством здравоохранения на 1998-1999 годы является продолжением сотрудничества и его дальнейшим развитием. В значительной степени приоритеты на настоящее двухлетие являются продолжением предыдущих программ. Приоритеты по которым будут осуществляться совместная работы являются отражением переговоров и анализа конкретной ситуации в стране. Каждый из проектов имеет определенное финансирование из регулярного бюджета. В тоже время необходимо подчеркнуть и то, что ЕРБ ВОЗ будут продолжать работу по изысканию дополнительных ресурсов для расширения сотрудничества и более эффективного осуществления проектов.
7. Проекты на 1998 -1999 гг.
Деятельность в рамках национального проекта 1
Специальная программа действий по поддержке реформ здравоохранения России: развитие политики в области здравоохранения и повышение качества медицинской помощи.
Общий предлагаемый бюджет на 1998-1999 финансовые годы
- 35.000 долл. США.
Обоснование актуальности:
Необходимо поддержать деятельность России в развитии и усилении политики ЗДВ, улучшении состояния здоровья населения, решении реальных проблем здравоохранения в приоритетных областях, которым оказывается финансовая поддержка, руководство и управление которыми совершается соответствующим образом и которые действенно выражают интересы граждан.
Оказание помощи в обеспечении широкого круга деятельности в различных аспектах ПМСП через семейную практику. Усиление вклада сестринского дела и акушерства в стратегию ЗДВ.
Вид деятельности 1 - Политика в области реформы здравоохранения.
Регулярный бюджет на данный вид деятельности - 30 000 долл. США.
Партнеры ЕРВ ВОЗ с российской стороны:
1. Управление организации медицинской помощи населению Минздрава России.
2. Управление научных и образовательных учреждений Минздрава России.
3. НПО "Медсоцэкономинформ" Минздрава России.
Задачи:
Анализ и изучение материалов и документов ВОЗ, а также деятельности Организации. Их использование при подготовке рекомендаций по осуществлению и изменению политики ВОЗ и Минздрава России в области реформирования здравоохранения. Распространение информации среди руководителей органов и учреждений здравоохранения и широкого круга специалистов, развитие информационной системы через ИНТЕРНЕТ; сбор, индексация и классификация национальных материалов по программе "Здоровье для всех", по реформе здравоохранения и др. и передача их в ЕРБ, проведение семинаров и консультаций по использованию информации, поступающей в центр, для ее пользователей.
Вид деятельности 2 - Укрепление национальных возможностей использовать имеющуюся информацию в области здравоохранения для информационной поддержки процесса укрепления службами здравоохранения.
Общий предлагаемый бюджет на данный вид деятельности - 5000 долл. США.
Партнеры ЕРВ ВОЗ с российской стороны:
1. Департамент госсанэпинднадзора Минздрава России
2. Отдел медицинской статистики и информатики Минздрава России
3. НПО "Медсоцэкономинформ" Минздрава России
Обоснование актуальности:
Недостаточное использование имеющейся медицинской статистики и другой информации и области здравоохранения, собранной в установленном порядке, является одним из недостатков национальной информационной системы в области здравоохранения. Нехватка готовой к применению информационной продукции, приспособленной к широкому кругу пользователей, и затрудненный доступ к данным находятся среди скрытых причин данной проблемы. Это также влияет на способность страны регулярно представлять данные в международный банк данных. ЕРБ ВОЗ планирует оказать поддержку в этом отношении путем:
1. стимулирования и оказания помощи в развитии и использовании национальных пакетов показателей в области здравоохранения и служб здравоохранения в рамках ЗДВ.
2. оказания помощи в развитии и приведении в соответствии с требованиями времени Highlights on Healf.
3. поддержки в создании национальной системы мониторинга здоровья населения России
Вид деятельности 2.1 - поддержка развития и использование пакетов показателей национального здравоохранения и служб здравоохранения.
Общий предлагаемый бюджет на данный вид деятельности - 3000 долл. США.
Задачи:
Отбор и определение показателей служб национального здравоохранения, включая показатели стратегии ЗДВ Адаптация системы представления данных административным органам страны. Насыщение пакета данных на страновом и региональном уровнях. Распространение пакета показателей и обучение руководителей пользоваться им. Если подобная база данных и области национального здравоохранения будет создана и будет регулярно поддерживаться, представление отчета данных по показателям ЗДВ в ЕРБ ВОЗ будет заключать в себе простое копирование соответствующих показателей национального банка данных.
Ожидаемые результаты:
Будет обеспечена возможность сравнения и сопоставления национальных и международных показателей здравоохранения.
Вид деятельности 2.2 - обеспечение возможности страны в периодическом пересмотре документа Highlights on Healf в соответствии с требованиями времени.
Регулярный бюджет для данного вида деятельности - 2000 долл. США.
Издание "Highlights" было инициировано ЕРБ ВОЗ. Однако необходимость регулярного пересмотра и потенциальное использование на страновом уровне требует привлечения национальных экспертов ЕРБ ВОЗ будет предоставлять образец, инструкции и имеющиеся данные. Результатом будет периодически пересматриваемое краткое изложение текста в 15-20 страниц, снабженного графиками и таблицами как на русском, так и на английском языках. Окончательная версия английского варианта будет готовиться в ЕРБ/ESI.
Ожидаемые результаты:
Для широкого использования на национальном и международном уровне будут готовиться периодически обновленные Highlights on Healf.
Деятельность в рамках национального проекта 2
Функции первичной медико-санитарной помощи и развитие общей практики.
Регулярный бюджет на данный вид деятельности - 16.000 долл. США.
Партнеры ЕРБ ВОЗ с российской стороны:
1. Управление организации медицинской помощи населению Минздрава России.
2. Управление научных и образовательных учреждений Минздрава России.
3. НПО "Медсоцэкономннформ" Минздрава России
4. НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им.Н.А.Семашко РАМН.
5. Российская медицинская академия последипломного образования.
Задачи:
1. Информационно-методическое сопровождение осуществления федеральной программы по общей врачебной практике, а также структурной перестройки медицинских учреждений сельского здравоохранения, больничных учреждений по степени интенсивности лечения, организации скорой медицинской помощи:
- участие в создании нормативно-правовой, материальной и организационной базы, проведение семинаров и совещаний;
- участие в разработке и реализации территориальных программ по переходу на работу по принципу врача общей (семейной) практики, проведение семинаров и совещаний по их внедрению;
- проведение Всероссийской конференции по ходу реализации федеральной программы с участием экспертов ВОЗ, а также подготовительного совещания или консультаций;
- совершенствование учебных планов и программ подготовки врача общей (семейной) практики, а также программ последипломного медицинского образования.
Деятельность в рамках национального проекта 3
Развитие сестринского дела
Общий предлагаемый бюджет на 1998-1999 финансовые годы - 10.000 долл. США
Партнеры ЕРБ ВОЗ с российской стороны:
1. Управление научных и образовательных учреждений Минздрава России.
2. Московская медицинская академия им. И.М.Сеченова. Сотрудничающий центр ВОЗ по сестринскому делу и акушерству.
Задачи:
1. Разработать Национальный план развития сестринского дела.
- Опираясь на Концепцию развития здравоохранения в РФ и руководствуясь рекомендациями ВОЗ по созданию Национальных планов развития сестринского дела в странах-членах ВОЗ, будет разработан Национальный план действий в области сестринского дела для России, с особым акцентом на медико-социальную помощь пожилым и престарелым.
2. Создать пакет проектов законодательных документов по сестринскому делу в России.
- Проводимая реформа сестринского дела в России остро нуждается в законодательной основе Изменения в системе сестринского образования в стране в основном проходят успешно, однако изменениям в области организации и деятельности сестринских служб в практическом здравоохранении препятствует отсутствие соответствующей законодательно-правовой базы. В связи с тем, что формирование законодательной политики в сестринском деле планируется ВОЗ в качестве одной из приоритетных региональных программ в 1998-1999 гг., сотрудничество России с ВОЗ в этой области представляет практический интерес.
3. Подготовка преподавателей и сестер-руководителей в области менеджмента и лидерства.
- Опираясь па позитивные результаты сотрудничества Факультета высшего сестринского образования Московской медицинской академии им.И.М.Сеченова и программы сестринского отдела ЕРБ ВОЗ по созданию Глоссария ВОЗ по менеджменту и лидерству в сестринском деле, учебный семинар для преподавателей и сестер-руководителей явится логическим продолжением теоретической и научно-практической подготовки специалистов в этом важном для системы здравоохранения России разделе деятельности.
4. Дальнейшее развитие проекта ВОЗ "LEMON" в России:
- Продолжение публикации учебных материалов проекта ВОЗ "LEMON" и их распространение по стране.
- При участии экспертов ВОЗ отбор лучших зарубежных публикаций по сестринскому делу с целью продолжения формирования пакета "LEMON" учебными материалами, их перевод и издание.
5. Участие Сотрудничающего центра ВОЗ по сестринскому делу и акушерству (России) в работе глобальной сети сотрудничающих центров по сестринскому делу.
6. Создание на базе Сотрудничающего центра ВОЗ по сестринскому делу и акушерству Информационного центра ВОЗ в области сестринского дела для новых независимых государств.
Ожидаемые результаты:
- Создание Национального плана развития сестринского дела для России.
- Представление пакета законодательных документов по сестринскому делу.
- Лучшее понимание содержания, форм и методов подготовки менеджеров сестринского дела, подготовка группы преподавателей для обучения по программе менеджмента и лидерства в сестринском деле.
- Современные учебные материалы станут более доступны для широкого круга учащихся и практикующих сестер.
- Участие России в работе глобальной сети сотрудничающих центров ВОЗ по сестринскому делу и акушерству, обмен информацией.
- Создание информационной базы данных в области сестринского дела по региону ННГ.
Деятельность в рамках национального проекта 4
Национальная политика в области лекарственных средств
На осуществление проекта будут получены добровольные взносы.
Партнеры ЕРБ ВОЗ с российской стороны:
1. Управление обеспечения лекарственными средствами и медицинской техникой Минздрава России.
2. НИИ фармации Минздрава России.
Вид деятельности: создание концепции лекарственного обеспечения населения и лечебно-профилактических учреждений.
Задачи: оказание консультационной помощи.
1. По формированию механизма ценообразования на лекарственные средства и медицинское оборудование, создание банков данных по ценам на лекарственные средства и медицинское оборудование.
2. Создание оптимальной системы компенсации для льготных категорий граждан населения по использованию средств обязательного медицинского страхования и других возможных механизмов возмещения.
3. По формированию нормативно-законодательной базы по вопросам фармацевтической деятельности.
4. По формированию медико-экономических стандартов по основным заболеваниям на базе перечня жизненно важных препаратов.
Ожидаемые результаты:
Упорядочение системы лекарственного обеспечения населения и учреждений здравоохранения и рационального использования финансовых средств на эти цели.
Деятельность в рамках национального проекта 5
Борьба с инфекционными болезнями с акцептом на усиление национальной программы иммунизации, борьбу с эпидемической дифтерией и ликвидацию полиомиелита
Общий предлагаемый бюджет - 20.000 долл. США.
Партнеры ЕРБ ВОЗ с российской стороны :
1. Департамент госсанэпиднадзора Минздрава России
2. Российская академия медицинских наук.
3. Российская медицинская академия последипломного образования.
Обоснование актуальности:
Наблюдаемая в настоящее время эпидемия дифтерии пагубно сказывается как на здоровьи детей, так и взрослых. В целом осуществляемая на постоянной основе, хорошо спланированная программа иммунизации является одним из главных условий сохранения здоровья ребенка.
Актуальность ликвидации и сертификации полиомиелита в России существенно возросла в последние годы. Однако выполнение данной задачи осложняется рядом факторов, в том числе отсутствием достаточного уровня координации работы и качества эпиднадзора.
Большинство вакцин, используемых для иммунизации, производится в стране, где также осуществляется контроль за качеством. Помощь, оказываемая с целью модернизации производства и совершенствования методов контроля в соответствии с оптимальными стандартами, будет способствовать улучшению качества программы иммунизации.
Вид деятельности 1 - Укрепление национальных программ иммунизации. Регулярный бюджет на данный вид деятельности - 10.000 долл. США.
Задачи:
1. Управление подготовкой руководителей высшего звена Расширенной программы иммунизации.
2. Провести цикл семинаров для клиницистов, педиатров и эпидемиологов субъектов Федерации по вопросам, касающимся графика проведения иммунизации/противопоказаний эпиднадзора/сертификации ликвидации полиомиелита.
3. Организовать курсы по "холодовой цепи".
4. Провести семинар региональных лабораторий по развитию системы надзора за предстоящей в будущем сертификацией ликвидации полиомиелита в России.
5. Провести оценку программ борьбы с дифтерией и полиомиелитом в России и опубликовать материалы по ее результатам.
Ожидаемые результаты:
Снижение заболеваемости и смертности от болезней, профилактика которых осуществляется в рамках Расширенной программы иммунизации.
Вид деятельности 2 - модернизация производства вакцин.
Регулярный бюджет на данный вид деятельности - 5000 долл. США.
Задача:
Провести семинар ВОЗ/ЮНИДО по вопросам модернизации производства вакцин и методов контроля за их качеством.
Ожидаемые результаты:
Будет оказана помощь стране в принятии решений по вопросу модернизации производства вакцин, совершенствованию методов контроля за их качеством. Производимые вакцины будут соответствовать международным требованиям, что позволит поставлять их в страны СНГ.
Вид деятельности 3 - профилактика и борьба с туберкулезом.
Регулярный бюджет на данный вид деятельности - 5000 долл. США.
Задача:
Провести семинар по профилактике, раннему выявлению и лечению туберкулеза для руководителей противотуберкулезных служб, разработка, перевод и распространение методических материалов.
Ожидаемые результаты:
Улучшение деятельности противотуберкулезной службы страны, открытие нового проекта в Санкт-Петербурге.
Деятельность в рамках национального проекта 6
Общенациональная интегрированная программа профилактики неинфекционных болезней (СИНДИ)
Регулярный бюджет на данный вид деятельности - 10 000 долл. США.
Партнеры ЕРБ ВОЗ с российской стороны :
1. Департамент госсанэпиднадзора Минздрава России.
2. Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины Минздрава России.
Актуальность: Программа СИНДИ успешно действует и внедряется во всех новых регионах России
Вид деятельности 1 - "Здоровые дети в здоровых семьях"
Регулярный бюджет на данный вид деятельности - 5 000 долл. США.
Задачи:
1. Разработка документа, представляющего пособие по согласованной политике формирования и осуществления программ укрепления здоровья детей в регионах России.
2. Совещание рабочей группы, с участием представителей Москвы. Электростали, Оренбурга, Челябинска, Екатеринбурга. Твери.
Ожидаемые результаты:
Разработка политики укрепления здоровья детей через семью.
Вид деятельности 2 - разработка системы сбора данных о факторах риска неинфекционных заболеваний (НИЗ).
Регулярный бюджет на данный вид деятельности - 5 000 долл. США.
Задачи:
1. Разработать и апробировать систему сбора данных о факторах риска НИЗ в ряде регионах.
2. Обучить сотрудников центров госсанэпиднадзора принципам сбора и анализа данных.
3. Провести совещание, написать пособие.
Ожидаемые результаты:
Создание коалиции по изучению распространения факторов риск и разработки методов коррекции Открытие новых сотрудничающих центров в Новосибирске, Челябинске и Твери.
Деятельность в рамках национального проекта 7
Оказание психиатрической помощи
Регулярный бюджет на данный вид деятельности-8.000 долл. США.
Партнеры ЕРВ ВОЗ с российской стороны:
1. Управление организации медицинской помощи населению Минздрава России.
2. Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. Сербского.
3. Московский научно-исследовательский центр психиатрии и наркологии.
Обоснование актуальности:
В соответствии с запросом Минздрава России.
Вид деятельности - проект психологической реабилитации.
Задачи:
1. Осуществление профессиональной подготовки в больнице и создание альтернативных условий жизни и занятости для больных в стадии реабилитации.
Ожидаемые результаты:
Будет разработан показательный проект больничного обслуживания и создан центр профессиональной подготовки для работников охраны психического здоровья.
Деятельность в рамках национального проекта 8
Здоровье матери и ребенка: планирование семьи
Общий предполагаемый бюджет - 20.000 долл. США.
Партнеры ЕРБ ВОЗ с российской стороны:
1 Управление охраны здоровья матери и ребенка Минздрав России.
2. Научно-исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН.
Обоснование актуальности:
Несмотря на огромные усилия Министерства здравоохранения РФ и неправительственных организаций по улучшению ситуации с охраной здоровья матери и ребенка в Российской Федерации, показатели продолжают оставаться критическими, в частности в отношении репродуктивного здоровья. Многое сделано в области планирования семьи, включая применение современных методов контрацепции. На решение этой проблемы нацелены федеральные, а также аналогичные территориальные программы планирования семьи. Работа в этом направлении способствовала появлению очевидной тенденции к снижению числа проводимых в стране абортов, общее количество которых по данным официальной статистики снизилось за период с 1991 г. по 1996 г. до 2469 тыс. и на 1000 женщин фертильного возраста составило 100,3 и 64,7 - соответственно. Вместе с тем, аборт продолжает оставаться наиболее распространенным способом регулирования рождаемости, в связи с чем разработка мероприятий по дальнейшему предупреждению непланируемой беременности остается чрезвычайно актуальной.
Вид деятельности 1 - репродуктивное здоровье: "Репродуктивное здоровье женщины и концепция после родов"
Регулярный бюджет и данный вид деятельности - 10.000 долл. США.
Задачи:
Изучение структуры медицинских показаний к контрацепции, особенно после родов с учетом персональных установок к деторождению и репродуктивном поведении семьи.
Ожидаемые результаты:
Совершенствование организации и качества оказания услуг по линии охраны здоровья матери и ребенка.
Вид деятельности 2 - "Репродуктивное здоровье и контрацепция при сахарном диабете"
Регулярный бюджет и данный вид деятельности - 10.000 долл. США.
Задачи:
1. Изучение особенностей репродуктивного поведения различных видов контрацепции и приемлемости при эксрагенитальных (сахарный диабет) заболеваниях.
2. Анализ структур и распространенность методов и средств контрацепции, используемых данным контингентом женщин.
3. Определение частоты абортов у данной когорты женщин.
Ожидаемые результаты:
В ходе проведения исследования будет определена структура и распространенность различных методов контрацепции и аборт у женщин, страдающих сахарным диабетом.
В результате работы для повседневной клинической практики будут предложены рекомендации для реализации безопасного материнства у данной категории женщин.
Деятельность в рамках национального проекта 9
Питание и грудное вскармливание
Общий предлагаемый бюджет - 16.000 долл. США.
Вид деятельности 1 - Грудное вскармливание как основа рационального питания
Регулярный бюджет на данный вид деятельности - 10.000 долл. США.
Партнеры ЕРБ ВОЗ с российской стороны:
1. Управление охраны здоровья матери и ребенка Минздрава России.
2. НИИ педиатрии РАМН
Обоснование актуальности:
Рациональное вскармливание новорожденных и грудных детей остается в России одной из важнейших проблем педиатрии. В настоящее время распространенность грудного вскармливания в стране крайне невысока и не характеризуется тенденцией к повышению. В то же время нередки такие явления, как ориентация на искусственное вскармливание с первых дней жизни ребенка, широкое распространение заменителей женского молока, несоблюдение основных правил введения прикорма, что сопровождается высокой аллергизацией грудных детей.
Задачи:
1. Создание Центра грудного вскармливания и рационального питания детей первого года жизни, координирующего рационализацию вскармливания грудных детей в Российской Федерации
2. Разработка учебных пособий по вскармливанию недоношенных и доношенных грудных детей для медицинского персонала, лечебных учреждений и для родителей 1998 г.
3. Подготовка образовательного курса (семинар) по проблемам вскармливания здоровых грудных детей и при патологических состояниях на первом году жизни (для практических врачей и лечебно-практических учреждений) - 1999 г.
Вид деятельности 2 - подготовка национального плана действий в области пищевых продуктов и питания
Регулярный бюджет на данный вид деятельности - 6000 долл. США.
Партнеры ЕРБ ВОЗ с российской стороны:
1. Департамент госсанэпиднадзора Минздрава России.
2. Институт питания РАМН.
Задачи:
Проведение международного семинара по вопросам политики в области здорового питания в России.
Ожидаемые результаты:
Будет сформирован Национальный план действий в области здорового питания.
См. Концепцию государственной политики в области здорового питания населения РФ на период до 2005 года, утвержденную постановлением Правительства РФ от 10 августа 1998 г. N 917
Деятельность в рамках национального проекта 10
Разработка национального плана действий по охране окружающей среды в рамках программы NEHAP.
Общий программный бюджет - 10.000 долл. США.
Партнеры ЕРБ ВОЗ с российской стороны:
1. Департамент госсанэпиднадзора Минздрава России.
2. НИИ медицины труда РАМП
Обоснование актуальности:
Готовность страны осуществить Хельсинскую декларацию по охране окружающей среды и здоровью и разработать Национальный план действий по охране окружающей среды в рамках NEHAP.
Деятельность в рамкам национального проекта 11
Медицинские последствия Чернобыльской аварии.
Общий программный бюджет - 10.000 долл. США.
Партнеры ЕРБ ВОЗ с российской стороны:
1. Департамент госсанэпинадзора Минздрава России.
2. Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А.Герцена.
3. Медицинский радиологический научный центр РАМП (г.Обнинск).
Обоснование актуальности:
По мере отдаления от аварии на Чернобыльской АЭС из всей совокупности медицинских последствий этой трагедии все большее значение имеет увеличивающаяся заболеваемость злокачественными новообразованиями. Объективная оценка уровня этой заболеваемости и установление корреляционных связей уровня заболеваемости раком от дозы облучения является актуальной научной проблемой.
Вид деятельности 1 - создание канцеррегистра лиц, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС.
Регулярный бюджет на данный вид деятельности - 4.000 долл. США.
Задачи:
1. Создание единого банка данных больных новообразованиями из числа лиц, пострадавших от аварии на ЧАЭС.
2. Разработка и публикация информационных материалов.
Вид деятельности 2 - мониторинг доз облучения населения, проживающего на загрязненных территориях, реконструкция доз облучения ликвидаторов аварии на ЧАЭС.
Регулярный бюджет на данный вид деятельности- 3000 долл. США.
1. Проведение семинара но обмену опытом расчета доз облучения у населения, проживающего на загрязненных территориях.
2. Унификация методик оценки доз облучения населения.
Ожидаемые результаты:
Объективная оценка накопленных и получаемых населением доз облучения. Оценка эффективности проводимых мероприятий по ограничению облучения населения, проживающего на загрязненных радионуклидами территориях.
Вид деятельности 3 - проведение семинара "Основные направления и принципы в обследовании и лечении ликвидаторов аварии на ЧАЭС".
Регулярный бюджет на данный вид деятельности - 3000 долл. США.
Обоснование актуальности:
Необходимость решения проблем, связанных с оптимизацией лечения ликвидаторов аварии на ЧАЭС.
Деятельность в рамках национального проекта 12
Программа антинаркотических и антиалкогольных действий и борьбы с табакокурением
Регулярный бюджет на данный вид деятельности - 15 000 долл. США.
Партнеры ЕРБ ВОЗ с российской стороны:
1. Департамент госсанэпиднадзора Минздрава России.
2. Государственный научный центр наркологии Минздрава России.
Вид деятельности 1 - оценки распространенности потребления алкоголя и наркотиков в дифференцированных группах населения.
Регулярный бюджет на данный вид деятельности - 5 000 долл. США.
Задачи:
1. Сбор данных среди различных групп населения.
2. Оценка и подготовка отчета
3. Проведение совещания с участием экспертов ВОЗ по вопросам распространенности потребления алкоголя и наркотиков и мер профилактики на популяционном и групповом уровнях.
Ожидаемые результаты:
Полученные данные позволят прогнозировать ситуацию и разработать план действий на ближайшие годы. Совместное с ВОЗ совещание будет серьезным шагом в формировании противоалкогольной политики в России.
Вид деятельности 2 - создание и апробация антинаркотических обучающих программ.
Регулярный бюджет на данный вид деятельности - 5 000 долл. США.
Задачи:
1. Анализ используемых в мировой практике и национальных антинаркотических обучающих программ.
2. Апробация их на ограниченном контингенте.
3. Разработка собственных или адаптация имеющихся программ.
Ожидаемые результаты:
Обеспечение специалистов обучающими антинаркотическими программами.
Вид деятельности 3 - разработка и внедрение программы предупреждения курения среди школьников и учащейся молодежи, организация противокурительного молодежного клуба.
Регулярный бюджет на данный вид деятельности -5 000 долл. США.
Партнеры ЕРБ ВОЗ с российской стороны:
1. Департамент госсанэпиднадзора Минздрава России.
2. Ростовский-на-Дону центр медицинской профилактики.
3. Ростовский Государственный медицинский университет.
Задачи:
1 Изучение распространенности курения среди школьников и студентов ВУЗов.
2. Оказание методолотческой и технической поддержки национальным партнерам в России на создание школьной учебной программы.
3 Организация совещания в поддержку школьной обучающей программы и противокурительных мер в молодежной среде с участием экспертов ВОЗ и представителей страны.
4. Создание молодежного противокурительного клуба.
Ожидаемые результаты:
Реализация программы позволит снизить число курящих в школе и ВУЗах.
Деятельность в рамках национального проекта 13
Предупреждение ВИЧ/СПИД и других болезней, передаваемых половым путем.
Партнеры ЕРБ ВОЗ с российской стороны:
1. Департамент госсанэпиднадзора Минздрава России.
Регулярный бюджет на данный вид деятельности -10 000 долл. США.
Обоснование актуальности:
С 1996 г. заболеваемость ВИЧ-инфекцией в России начала резко расти и увеличилась за год в 8 раз по сравнению с 1995 г. Значительно возрос уровень заболеваемости болезнями, передаваемыми половым путем.
В связи с этим необходимо интенсифицировать профилактику ВИЧ-инфекций и венерических заболеваний среди подростков и молодежи, а также больных наркоманиями.
Вид деятельности 1 - информирование различных целевых групп населения и медицинских работников о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции и других болезней, передаваемых половым путем.
Регулярный бюджет на данный вид деятельности - 5 000 долл. США.
Задачи:
1. Учебные семинары по работе с подростками и молодежью в средних и высших учебных заведениях.
2. Работа с больными наркоманиями по минимизации вреда при употреблении наркотиков.
3. Учебный семинар для медицинского персонала, проводящего до и после тестовое консультирование по вопросам ВИЧ-инфекции.
4. Поддержка создания показательного центра по профилактике болезней, передаваемых половым путем.
Ожидаемые результаты:
Повышение уровня информированности целевых групп населения и медработников в вопросах профилактики ВИЧ-инфекции и болезней, передаваемых половым путем: снижение заболеваемости.
Вид деятельности 2 - разработка, перевод и публикация различных материалов по профилактике ВИЧ/СПИД и венерических болезней.
Регулярный бюджет на данный вид деятельности -5 000 долл. США
Деятельность в рамках национального проекта 14
Развитие проекта" Здоровые города" в России.
Регулярный бюджет на данный вид деятельности -10 000 долл. США.
Партнеры ЕРБ ВОЗ с российской стороны:
1. Департамент госсанэпиднадзора Минздрава России
2. НИИ медицинских проблем формирования здоровья.
Обоснование актуальности:
В Российской Федерации приняты основные принципы проекта "Здоровые города", согласующиеся со стратегией ВОЗ "Здоровье для всех". В ряде городов: Долгопрудный, Ижевск, Калининград (областной). Нижний Новгород, Псков, Ставрополь, Тольятти и др. созданы сотрудничающие с ВОЗ организации. Расширение сети городов, присоединившихся к Проекту "Здоровые города" требует продолжения сотрудничества с ВОЗ.
Вид деятельности 1 - проведение двухдневного семинара с представителями десяти городов России, заинтересованных в реализации и реализующих Проект "Здоровые города" в рамках национальной сети (участники - председатели координированных комитетов и координаторы Проекта в городах).
Регулярный бюджет на данный вид деятельности -5 000 долл. США.
Тема семинара: реализация проекта "Здоровые города" и в рамках стратегии устойчивого развития на местном уровне. Сотрудничество городов в рамках национальной сети "Здоровых городов".
Задачи:
1. Конкретизация деятельности города по Проекту.
2. Обсуждении межгородских планов действий и возможное участие в них.
3. Перспективы работы города по Проекту.
4. Методические консультации со специалистами по электронным сетям в рамках подготовки информации в Интернет.
Вид деятельности 2 - издание методического пособия, подготовленного Центре поддержке Проекта : "Планирование и внедрение проекта "Здоровый город" и очередного бюллетеня (информационного письма) по Проекту.
Регулярный бюджет на данный вид деятельности - 5 000 долл. США.
Пособие (тиражом 500 экз.) и бюллетень (информационное письмо) являются продолжением серии публикации но проекту "Здоровые города", осуществленных Центром поддержки Проекта в 1995 и 1996 гг. и будут распространены среди специалистов органов и служб здравоохранения, в администрациях городов, среди медицинских работников и специалистов научных учреждений.
Указанные издания помогут внедрению конкретных направлений Проекта "Здоровые города" в городах Российской Федерации.
15. Оценка и контроль
Регулярный бюджет на данный вид деятельности -10 000 долл. США.
Региональное бюро совместно с Министерством здравоохранения РФ будет осуществлять тщательный контроль за ходом выполнения среднесрочной программы сотрудничества. В процессе ее осуществления будет проведено внутреннее рассмотрение хода деятельности с целью определения необходимости модификации ССП.
Результаты сотрудничества в 1998-1999 гг., полученные в ходе оценки, будут служить в качестве инструмента для подготовки ССП на следующий двухгодичный период (2000-2001 гг).
Регулярный бюджет на данный вид деятельности 10 000 долл. США
<< Назад |
||
Содержание Приказ Минздрава РФ от 10 ноября 1997 г. N 328 "Об осуществлении проектов Среднесрочной программы сотрудничества Минздрава... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.